Все 12 сборных, которые примут участие в мужском хоккейном турнире Олимпийских игр 2026 года в Милане и Кортина-д’Ампеццо, должны быть окончательно сформированы к 31 декабря. Генеральные менеджеры команд утвердят составы из 22 полевых игроков и трёх вратарей.
Россия такой возможности лишена — она по-прежнему отстранена от международных соревнований решениями ИИХФ и МОК.
Многие, если не большинство, согласятся, что с политической точки зрения решение оставить Россию вне международного хоккея можно назвать справедливым. Однако с чисто хоккейной позиции это означает исключение одного из элитных претендентов на медали. В случае допуска россияне могли бы выставить в Милане крайне сильную команду, способную бороться за пьедестал.
Как мог бы выглядеть такой состав? Мы со Стивеном Эллисом попытались представить гипотетическую олимпийскую заявку сборной России.
Нападающие (14) — выбор Мэтта Ларкина
Александр Овечкин — Евгений Малкин — Никита Кучеров
Артемий Панарин — Павел Бучневич — Кирилл Капризов
Валерий Ничушкин — Иван Барбашёв — Кирилл Марченко
Никита Гусев — Евгений Кузнецов — Андрей Свечников
Матвей Мичков — Иван Демидов
Прогнозировать состав сборной России особенно сложно по двум причинам: во-первых, ни одна страна не считается столь политизированной и непредсказуемой в выборе игроков; во-вторых, прежние международные турниры могли бы служить ориентиром, но россияне не участвовала ни в одном соревновании, начиная с Олимпиады-2022 в Пекине, когда спортсмены выступали под флагом ОКР. Поэтому при формировании линии атаки неизбежно приходится гадать, какие игроки КХЛ могли бы вытеснить энхаэловцев.
Этот вариант нападения чрезвычайно силен на флангах — с избытком и бомбардиров, и диспетчеров. Я сознательно дал Кучерову и Панарину по ярко выраженному завершителю в их тройках — Овечкина и Капризова соответственно. Следующее трио Ничушкин — Барбашёв — Марченко могло бы стать настоящей оборонительной машиной и брать на себя самые тяжёлые звенья соперников. Молодые Мичков и Демидов выглядят отличным вариантом «на подхвате», если команде потребуется всплеск скорости и креатива.
При всём богатстве атакующих кадров Россия удивительно бедна на центральных нападающих, поэтому вызов Кузнецова, который с сезона-2023/24 не играл в НХЛ и выступает в КХЛ, выглядит оправданным. Гусев ранее считался ключевой фигурой сборной на международной арене и был признан лучшим нападающим Олимпиады-2018 (без участия игроков НХЛ), поэтому я также сохранил его в составе.
Мне хотелось включить Дмитрия Воронкова и поставить его в звено с партнёром по «Коламбусу» Кириллом Марченко, но конкуренция на флангах слишком высока. По той же причине за бортом оказался недооценённый снайпер «Вегаса» Павел Дорофеев. Необычно было не брать Владимира Тарасенко, однако ему уже 33 года, и пик карьеры позади.
Также рассматривались: Павел Дорофеев, Дмитрий Воронков, Владимир Ткачёв, Владимир Тарасенко, Максим Шабанов, Владислав Наместников.
Нападающие (14) — выбор Стивена Эллиса
Артемий Панарин — Евгений Малкин — Никита Кучеров
Александр Овечкин — Иван Барбашёв — Кирилл Капризов
Кирилл Марченко — Павел Бучневич — Павел Дорофеев
Валерий Ничушкин — Константин Окулов — Дмитрий Воронков
Матвей Мичков — Иван Демидов
Кучеров и Капризов уже несколько лет входят в число лучших нападающих НХЛ, но Россия так и не увидела Овечкина и Малкина в ведущих ролях на Олимпиадах 2018 и 2022 годов. Сейчас, находясь ближе к завершению карьеры, они всё ещё показывают достойный уровень, однако ощущение упущенной возможности остаётся.
За ними идёт целая волна новой крови — Дорофеев, Воронков, Марченко, Демидов, Мичков. Глубина флангов выглядит солидно и частично компенсирует острую нехватку центров. Полноценных центральных нападающих почти нет: Малкин — единственный в этом списке игрок НХЛ, регулярно действующий в середине.
Окулов проводит отличный сезон в КХЛ и впервые в карьере идёт на показатель более 70 очков. У него есть опыт выступлений за сборную, хотя лучшие годы пришлись уже на период после бана 2022 года. Если бы Россия делала ставку на игроков своей лиги, он выглядел бы очевидным вариантом. Второй смелый момент — я не взял Кузнецова, поскольку видно, что ему тяжело выдерживать темп даже в КХЛ.
Также рассматривались: Роман Канцеров, Андрей Свечников, Владимир Ткачёв, Владимир Тарасенко, Максим Шабанов, Владислав Наместников.
Защитники (8) — выбор Мэтта Ларкина
Михаил Сергачёв — Артём Зуб
Владислав Гавриков — Иван Проворов
Александр Никишин — Дмитрий Орлов
Александр Романов — Никита Задоров
Плюсы: линия обороны России выглядит глубже, чем в последний раз на турнире «лучшие против лучших», сочетая габариты, мобильность и силовую игру.
Минусы: почти полное отсутствие праворуких защитников — за исключением Зуба. Если не поднимать Илью Любушкина выше по иерархии, придётся переводить левшей направо. Проворов к этому привык, подобный опыт есть и у Задорова.
Никишин — готов к турниру такого уровня. Он отлично смотрится в составе «Каролины», а в КХЛ был доминирующей фигурой, становясь лучшим защитником-бомбардиром лиги в сезонах-2022/23 и 2023/24. В 2022 году Александр попал на Олимпиаду в 20 лет.
Возможно, я слишком усложняю, не взяв чистого праворукого Любушкина, но предпочёл талант позиционному комфорту. Еще рассматривал Шакира Мухамадуллина, который играет с Орловым в «Сан-Хосе».
Также рассматривались: Шакир Мухамадуллин, Илья Любушкин, Павел Минтюков.
Защитники (8) — выбор Стивена Эллиса
Михаил Сергачёв — Артём Зуб
Дмитрий Орлов — Иван Проворов
Александр Никишин — Владислав Гавриков
Александр Романов — Никита Задоров
По неизвестной причине глубина обороны никогда не была сильной стороной сборных России. Никишин — самый яркий проспект среди защитников за долгое время и сейчас отлично играет в «Харрикейнз». К счастью, нынешний список оборонцев заметно сильнее, чем в 2016 году, и с габаритами проблем нет.
Эта линия уступает Канаде, Швеции и США, но способна решать задачи.
Любушкин логично смотрелся бы как праворукий защитник. Однако я не вижу его сильнее кого-то из этого состава. У Романова в последние годы были серьёзные травмы, и теоретически Любушкин мог бы его заменить, но при равных условиях защитник «Далласа» остаётся лишним.
Также рассматривались: Илья Любушкин, Павел Минтюков, Шакир Мухамадуллин, Дамир Шарипзянов.
Вратари (3) — выбор Мэтта Ларкина
Андрей Василевский
Сергей Бобровский
Игорь Шестёркин
У России, возможно, даже более сильная вратарская линия, чем у США: в сумме на троих — четыре «Везины» и четыре Кубка Стэнли.
Не проявляю ли я неуважение к двукратному действующему обладателю Кубка Стэнли Бобровскому, ставя его вторым после Василевского? Это спорный момент, но у Василевского тоже два Кубка, и в последние сезоны, после восстановления от операции на спине, он снова играет на элитном уровне.
Илья Сорокин был бы первым номером почти в любой другой сборной, кроме США, но я не смог найти для него место в топ-3. Настолько силён вратарский набор.
Также рассматривались: Илья Сорокин, Ярослав Аскаров, Пётр Кочетков, Даниил Исаев.
Вратари (3) — выбор Стивена Эллиса
Андрей Василевский
Сергей Бобровский
Игорь Шестёркин
За исключением США, любой из этих вратарей мог бы быть основным почти в любой другой сборной. И самое удивительное — Ярослав Аскаров в последнее время выглядит лучшим российским голкипером, но его здесь нет.
В матчах на выбывание я по-прежнему доверяю Василевскому, даже несмотря на отличную в последние годы форму Бобровского. Этот сезон Василевский проводит великолепно, и я отдаю ему преимущество.
Мэтт выделил Сорокина среди оставшихся за бортом, я же отмечу Аскарова. Его время быть первым номером придёт к 2030 году. Пока же он будет наблюдать со стороны.
Также рассматривались: Илья Сорокин, Ярослав Аскаров, Пётр Кочетков, Сергей Мурашов.
Автор: Matt Larkin