- 1. Как вы попали в издательское дело? Сколько лет вы в нем проработали? С какими издательствами сотрудничали?
- 2. В чем заключались ваши функции для журнала Видео Асс Премьер?
- 3. Все фотоматериалы зарубежных фильмов попадали в Видео Асс официальным путем? Через сами кинокомпании или материнский французский журнал?
Здравствуйте уважаемые ретрокаторжане — народ честной. Сегодня нам удалось взять коллективное интервью у легендарного, разностороннего и выдающегося человека — Леонида Потапова. Леонид ответственен за Выпуск таких периодических изданий как «Видео Асс Премьер», «Видео Асс Денди: Новая Реальность»\ «Великий Дракон» и «Крутой геймер», а так же располагает ценной информацией поводу книжного рынка в РФ и СНГ в 90е-00е годы и к тому же являлся управляющим компании New Game — известную своими консолями-клонами Famicom и Sega Mega Drive. Поскольку ни я, не некоторые мои друзья «Видео Асс Денди: Новая Реальность»\ «Великий Дракон» не то, что в руках не держали, но даже до появления у нас интернета про такой журнал и не слышали толком — то наши вопросы в основном будут касаться в большей степени New Game’a и книжного-издательского дела, включая журнал «Видео Асс Премьер». Однако, тему про «Видео Асс Денди: Новая Реальность»\ «Великий Дракон» тоже немного затронем.
1. Как вы попали в издательское дело? Сколько лет вы в нем проработали? С какими издательствами сотрудничали?
Совершенно случайно, но в принципе все было предопределено свыше. Матушка моя работала в Военном Издательстве Министерства Обороны СССР (Воениздате), в Москве на улице Зорге, там сейчас, кстати, ЭКСМО находится. Она там всю жизнь отработала, доросла до начальника отдела технической редакции. Так что разговоры на тему полиграфии слышал все детство, даже была идея после школы поступать в Полиграфический институт, быть потом директором типографии, например, но, вероятно, Господь отвел, стал просто инженером- электронщиком. Что касается полиграфии, закончив с журналами, я с 1998 по 2019 год отработал в дирекции Книжной Ярмарки в СК Олимпийский, будучи одним из замов генерального директора Книжной Ярмарки Алексея Беликова, моего друга детства, где перезнакомился практически со всей элитой тогдашнего книжного бизнеса в России, особенно тесные отношения у меня были со старым АСТ, точнее с одним из его совладельцев Яном Хелемским. Я и сейчас немного занимаюсь полиграфией, частными заказами, очень мне близка спортивная тема, например.
2. В чем заключались ваши функции для журнала Видео Асс Премьер?
Следует сказать, что Издательский Дом Видео Асс был одним из первых частных Издательских Домов в России, основан он был Владимиров Юрьевичем Боревым, человеком весьма разносторонним и прекрасно владевшим французским языком, что в дальнейшем очень помогало работать над журналами Издательского Дома. Я был зам директора ИД Видео Асс, это подразумевает широкий круг обязанностей. Отвечал за многие вещи, начиная от приема тиражей на таможне, когда мы одни из первых ИД начали работу с зарубежными типографиями, заканчивая распространением печатных изданий, не касался только финансов, так было спокойнее и на то были специально обученные люди.
3. Все фотоматериалы зарубежных фильмов попадали в Видео Асс официальным путем? Через сами кинокомпании или материнский французский журнал?
Хозяин ИД ВА Владимир Борев много ездил во Францию, жил там подолгу, у него были личные отношения с руководством ИД Ашет-Филипаки Пресс во Франции, в Париже. Материалы возил чемоданами, в руках:) Много материалов было со ссылками на первоисточник, разумеется.
4. Участвовали ли вы в создании книг и журналов по видеоиграм, кроме Денди новая реальность\Великий Дракон? Если участвовали, то что за книги\журналы это были?
Не участвовал, я не автор, я организатор, управленец. Еще были сборники Крутой Геймер, приложение к журналу Великий Дракон. Ну и дружил и с владельцами журналов Игромания и Навигатор Игрового мира, которые по сути нас, ВД и похоронили. С некоторыми людьми из тех журналов дружу до сих пор.
5. В 90е годы у нас на Пост-Советском пространстве издавались новеллизации обоих частей игры DooM и книжная серия GameBook от издательства «Армада», в числе которых вышла новеллизция игры The Dig (Колодец) от Алана Дина Фостера по сюжету Стивена Спилберга. Имели ли вы отношение к изданию этих книг или были в курсе закулисья издания этих книг?
Никакого отношения не имел, слава богу, это были темные воровские и бандитские годы, в книгоиздании в том числе. Как говорится, Господь отвел. Армада была одним из первых издательств Новой России, кто начал заниматься изданием фантастики, основана она была в 1993 году, насколько я помню. Армада возникла не просто так, в те годы понятия авторского права в России не существовало, можно было ничего не отчислять правообладателям, да и те были за рубежом, поэтому с деньгами было свободно. Уже была ярмарка в СК Олимпийский, в книгоиздании был бум, тиражи шли потоком, все миллионеры от книг вышли оттуда.
Много книг издавалось в Беларуси, в компании Харвест, в Минске, директор там был Юра Хацкевич, супер профессионал в своем деле.
6.Имели ли вы отношение к книжным сериям «Бестселлеры Голливуда», «Сокровищница Боевой фантастики», «Hollywood» (Золотая Лента Голливуда), «Американский детектив» и издание «Секретных Материалов» от АСТ. Если вы прямого отношения к ним не имели, то есть ли какие-то истории с ними у вас связанные.
Не имел. Про АСТ в том виде говорить нет смысла, еще есть живые свидетели тех процессов и лет, хотя некоторые сейчас не в России, но от этого не легче. АСТ в те годы были одним из монстров на книжном рынке, совладельцы компании Андрей Герцев и Ян Хелемский удачно дополняли друг друга, деловая хватка одного и математический ум другого позволяли компании активно развиваться. У АСТ был огромный склад в Балашихе, в районе Опытного Поля, потом у АСТ появился супер склад в Видном, роботизированный по последнему слову техники, ну это уже было в годы создания компании Пятый Океан, но это уже другая история.
7. Писали ли вы статьи для журналов над которыми работали?
Нет
8. Как вам пришла идея запустить компанию New Game?
Это не моя идея, меня позвали управленцем в готовую компанию, НГ основали братья Баскаковы: Павел, Алексей и Дмитрий. Автором идеи бизнеса был именно Дмитрий Баскаков.
9. В New Game вы выпускали только клоны Сеги и фамикома? не делали других консолей?
Нет, тольно Денди и Сега, в разных модификациях, и под разными дочерними ТМ.
10. Логотип с головой инопланетянина как появился? Инопланетная тематика среди фамиклонов\мегадрайв клонов была не редкостью. Ваша ставка на логотип бренда выглядит так, что тут Вы пошли уже проверенной дорогой: новый технологии-космос-инопланетяне. Это так?
Этот лого нарисовал ныне покойный художник Денис Потапов, мой однофамилец, в середине 90-х годов, по просьбе братьев Баскаковых. Идею картинки дал опять же Дмитрий Баскаков, он очень интересовался электронной темой. Нужна была красивая интересная картинка, выбор остановили на ней. Дениса же порекомендовал как художника главный редактор журнала ВД Валерий Поляков.
11. Запчасти для своих консолей вы заказывали на фабриках в Азии? Если это так, то с кем вы сотрудничали? Приходилось ли вам участвовать в производственной цепочке из нескольких таких фабрик? Если да, то насколько легко было достичь общего взаимопонимания между ними и были ли яркие случаи с этим связанные?
Все брали у китайцев, было несколько фабрик, где дешевле, там и покупали, зачастую. Ярких случаев было очень много, но тут нужно брать интервью не у меня, а у Дмитрия Баскакова, например, он может рассказать историй больше, чем Виктор Савюк. Кстати, что приставку, которая потом стала Денди привез он, это дело случая. Дмитрий возил из Китая массу подобных гаджетов, и братья держали точку на рынке ЦСКА, где все это и продавалось. Это потом уже с годами при расширении бизнеса появился рынок в Лужниках, Луже, как тогда говорили. Утром Газель с товаром, к вечеру сумка денег. Из интересного - там судьба меня свела с молодым парнем, чебуреки вроде вместе ели или беляши, не помню уже. Впоследствии выяснилось, что это был Женя Чича, он же Чичваркин*. И когда он создал Евросеть, мы, компания "Новая Игра", были одними из первых поставщиков портативных игровых приставок и аксессуаров к ним.
12. Интересуетесь или интересовались ли вы сами видеоиграми в то время? Если да то лучше ли игры были тогда чем сейчас и почему?
Нет, конечно. Нужно понимать, что в период журнала Денди мне уже было за 30, какие игры в эти годы. В редакции ребята-авторы рубились, они же были дети по сути, школьники старших классов.
13. В какой момент у New Game начался спад производства и почему ваша компания не переквалифицировались на другие системы, не пытались ли вы стать официальными партнерами в России какой нибудь Nintendo\Sony?
Спад начался лет 10 назад, с развитием мобильных телефонов, планшетов, где внутри было уже все, по сути. Да и Плей Стейшен забрал свою долю покупателей. Стать партнерами большой западной компании не было желания, да это и было практически невозможно по материальным причинам, и никому из мировых грандов не была интересна мелкая компания из России.
14. Что вы производите\выпускайте сейчас? В мире идет популяризация ретро-видеоигр, возможно ли что New Game станут делать качественные реплики консолей прошлого?
Мы и сейчас выпускаем ретро приставки, только ушли от названия Денди. Денди кончилось с уходом из жизни Валерия Полякова, бывшего главного редактора игровых журналов ВА Денди и ВД. Наши консоли теперь имеют ТМ DVTECH, да и не только консоли. Мы выпускаем много интересных девайсов под этим брендом и возим портативные игровые приставки разных торговых марок, среди которых TRIMUI, ANBERNIC. Сделали супер игровую приставку - DVTECH PRO, на этом в теме ретро игровых приставок мы поставили точку, ничего лучше уже не сделать. Поэтому распродаем складские запасы и занимаемся более интересными вещами, например, игровыми мышками RAGNOK для шутеров, получив права на этот бренд в России.
15. Пытались ли вы и люди имеющие отношение к «Видео Асс Денди новая реальность\Великий Дракон» возродить это журнал в последние десятилетия (10-е и 20-е года) на волне интереса к ретро-видеогеймингу в целом и к интересу наследия журнала? Или переиздать сборник самых культовых статьей в виде отдельной книги?
ВА Денди умер безвозвратно, ТМ Великий Дракон возродить можно. Мы сделали недавно регистрацию этой торговой марки, есть мысли что-то придумать под этим названием.
16 .Игры на какие платформа\консоли выпускали New Game? Были ли подделки продукции под New Game от других фирм?
Мы выпускали и выпускаем приставки и картриджи на игры 8-16-32 бит. В ассортименте DVTECH есть навороченные мультиплатформенные приставки, с картами памяти и прочими наворотами, но это уже не новоделы, а консоли, выпущенные пару лет назад. В ретро гейминге ничего нового уже придумать невозможно. Точку мы поставили на модели DVTECH PRO, лучше уже ничего не сделать.
Сейчас на российском рынке несколько производителей ретро игровых консолей, у каждой компании свой формфактор, и в лоб, что называется, никто никого не копирует, ну а что происходит на необъятных просторах нашей Родины одному Богу известно.
*Физическое лицо, выполняющее функции иноагента в России, внесен в перечень террористов и экстремистов Росфинмониторинга.
Сайт компании New Game