О супругах Бондаревых и их детях мы уже третий год подряд рассказываем в канун Нового года. Все потому, что наше знакомство с ними началось с того момента, как семья пополнилась Тимуром. Малышом, который помимо заботы и ласки, семьи и дома, нуждался в медицинской помощи и реабилитации
Впервые о Тимуре и его новых родителях мы рассказали в январе 2021 года - историю можно прочесть здесь. А затем узнали о том, как дела у мальчика, - в январе 2024-го.
За это время Тимур подрос, многое узнал и многому научился. Самое главное, что он стал ходить, причем даже вопреки прогнозам некоторых врачей. Что еще нового у него и в семье? Рассказывает Татьяна Бондарева, многодетная приемная мама.
- Татьяна, расскажите, как прошел этот год, что нового у вас в семье, что нового в жизни Тимура?
- Событие уходящего года связано со здоровьем в первую очередь. Тимуру вытягивали ногу, из-за разницы в 7,5 сантиметров. Одна нога была короче другой. Ему поставили аппарат Илизарова.
В ноябре прошлого года аппарат также ставили, полгода Тимур ходил, в мае сняли. Сейчас у него ноги одинаковые. Он ходит!
- Как радостно это узнать, тем более, если известна его история! Чем Тимур увлекается, ходит ли в садик?
- Да, он вернулся в детский сад, а еще начал посещать кружки. Занимается игрой в шахматы.
Тимур очень хорошо рисует, это удивительно. Когда мы приходим к новому преподавателю, он удивляется таким способностям у ребенка. Тимур чувствует краски, цвета, технику. Преподавательница готовит его к поступлению в художественную школу.
- Тимур – открытый, веселый ребенок?
- Да, он позитивный, открытый, коммуникабельный человек, вокруг него всегда люди. В детском саду Тимур со всеми дружит по причине своего нескончаемого позитива.
- Какие черты его характера еще раскрылись в семье?
- Есть в нем и умение добиваться своего. Такой ребенок требует большого терпения со стороны родителя. Если дать слабину, то ничего не добьёшься, он начинает прощупывать тебя. Оступишься, и все - он на тебя «насядет».
- У вас, наверное, обширные знания в сфере медицины появились за это время?
- С каждым годом у меня становится больше знаний в части медицины. Врачи называют Тимура «человеком-загадкой», потому что каждый раз появляется что-то новое, что требует лечения.
- Какие «суперсилы» необходимы для того, чтобы принять в семью особого ребёнка, развивать его, лечить, реабилитировать, воспитывать?
- Самое основное — это терпение и упорство. Иногда этих качеств не хватает на очередном сложном этапе.
В момент принятия решения людей одолевают какие-то сомнения, но они однозначно усиливаются, когда ребенок пришел.
И у нас первый этап был относительно простым и понятным. Приехали в детдом, нас встретил хорошенький мальчик в комбинезончике, в шапочке. Как таковых особенностей мы не видели. Это обычный ребёнок такой. И даже когда приехали дома все было обычно.
Картина с диагнозами стала ясна после начала лечения. Самое тяжелое – это реконструкция ног. Тимуру поставили протезы, чтобы он начал двигаться вертикально. Ходить в специальном оборудовании он категорически не хотел.
- И как маленькому ребенку объяснить, что это нужно?!
- Сложный был момент. И страх, что не получится поставить мальчика на ноги. Несколько дней даже была паника.
Но надо отдать Тимуру должное: он сам справился со своим страхом, у него всегда так бывает. Полтора дня бунтует, потом примиряется с обстоятельствами, и мы начинаем работать.
- Чему новому вы научились?
- Приобрела навыки, если не учителя, то человека, который может обучить. Удивительно, ведь до появления Тимура я воспитала троих кровных детей.
Но жизнь с ним научила многим практическим медицинским вещам: делать перевязки, ставить уколы, разбираться в реабилитации и в медицине вообще.
Мы стали уходить от долгих госпитализаций. В последний раз нас пугали, что с аппаратом Илизарова будем чуть ли не полгода лежать в больнице, а мы через три недели были дома.
Мы смотрели медицинскую карту Тимура: диагнозы были описаны языком для нас не очень понятным. По большому счёту его никто не обследовал.
Врачи называют Тимура человек-загадка, потому что каждый раз появляется что-то после очередной операции. Мальчик не был дообследован в силу того, что врачи не знали, что с ним делать. Квалификации не хватало.
Они говорили, что Тимур не будет ходить: «Там такие руки и ноги, что вы с ними будете делать?» Но мы справились, точнее, где-то справились, а доктора, слава Богу, помогли.
- Часто говорят про «супергеройство» приемных родителей. А вы бы как иначе это назвали?
- У нас было желание ему помочь.
Я увидела анкету в соцсетях и подумала, что ему там совсем не место. Не говорю, что в детдоме место другим, а не ему. Каждому ребенку нужна семья. Но именно Тимур запал в душу, и мне захотелось вытащить его из системы.
Я не ошиблась в нём, Тимур меня не подвёл. Он самостоятельный, талантливый и во многом упертый мальчик.
- Как вам удается оставаться в ресурсе, что вам помогает передохнуть, набраться сил?
- Я хожу в спортзал, у меня есть хобби - я делаю ватные игрушки. Елочные игрушки, статуэтки. Творчество помогает психологически переключиться, отдохнуть.
- Как будете отмечать Новый год, что ждете от 2026 года?
- Новый год мы будем отмечать на даче, это семейная традиция. Дети любят там находиться. Опять же снежки, лепка снеговика.
Что касается планов на следующий год, то нас ждет подготовка как к обычной школе, так и к художественной. Доктор планировали провести перед школой операцию по выравниванию ступни, которая, вероятно, пройдет в середине года.
Фото — из семейного архива Бондаревых.
Дизайн — Наталья Лунькова.