Найти в Дзене
Посматривай

Композитор Римский-Корсаков - морской офицер

Композитор Николай Римский-Корсаков мечтал продолжить династию морских офицеров. Его старший брат по имени Воин (будущий адмирал) совершал далекие путешествия на борту военных кораблей. Николай с интересом слушал его рассказы в родительском имении. Его отец, морской офицер, был вице-губернатором Новгорода, мать – дочерью помещика и крепостной крестьянки. Она получила блестящее образование и любила музыку. У Николая был абсолютный музыкальный слух. Но по семейной традиции он попал в кадетский корпус. Откуда отправился в 19 лет в плавание на клипере «Алмаз» в чине гардемарина. Моряки клипера "Алмаз", Николай Римский-Корсаков крайний справа во втором ряду, фотография из открытых источников Яндекса Поход был трудным. Ветра были сильные, погода холодная. Клипер на переходе выдержал четыре урагана, два из которых были жестокими. Моряки, не имевшие опыта длительных переходов, страдали от недостатка еды. На корабле многие заболели, некоторые скончались. «Алмаз» входил в группу русских военны

Композитор Николай Римский-Корсаков мечтал продолжить династию морских офицеров. Его старший брат по имени Воин (будущий адмирал) совершал далекие путешествия на борту военных кораблей. Николай с интересом слушал его рассказы в родительском имении.

Его отец, морской офицер, был вице-губернатором Новгорода, мать – дочерью помещика и крепостной крестьянки. Она получила блестящее образование и любила музыку. У Николая был абсолютный музыкальный слух. Но по семейной традиции он попал в кадетский корпус. Откуда отправился в 19 лет в плавание на клипере «Алмаз» в чине гардемарина.

Моряки клипера "Алмаз", Николай Римский-Корсаков крайний справа во втором ряду, фотография из открытых источников Яндекса
Моряки клипера "Алмаз", Николай Римский-Корсаков крайний справа во втором ряду, фотография из открытых источников Яндекса

Поход был трудным. Ветра были сильные, погода холодная. Клипер на переходе выдержал четыре урагана, два из которых были жестокими. Моряки, не имевшие опыта длительных переходов, страдали от недостатка еды. На корабле многие заболели, некоторые скончались.

«Алмаз» входил в группу русских военных кораблей, которая следовала по Атлантическому океану к Нью-Йорку для поддержки Союза северных штатов Америки под руководством Авраама Линкольна и исключения интервенции со стороны флотов Англии и Франции, которые помогали в Гражданской войне Южной конфедерации штатов.

Клипер "Алмаз", фотография из открытых источников Яндекса
Клипер "Алмаз", фотография из открытых источников Яндекса

«Нашу эскадру здесь приняли дружественно, даже до крайности. В военном платье на берег и показаться нельзя: не ты будешь смотреть, а на тебя будут смотреть. Будут подходить (даже дамы) с изъявлением своего уважения к русским и удовольствия, что они находятся в Нью-Йорке», - вспоминал Николай Римский-Корсаков.

По прибытии в Америку серьёзной проблемой стали побеги матросов, а добиться их возвращения было очень трудно. Всего за время пребывания эскадры в США с неё бежали 87 человек, многие из которых вступили в армию северян.

Плавание гардемарина Римского-Корсакова на клипере «Алмаз» продолжалось два с половиной года. Корабль посетил Копенгаген, Нью-Йорк и Балтимор. В 1864 году он отделился от эскадры и поплыл в Рио-де-Жанейро. Судно едва не пошло на дно в походе к берегам Америки, поэтому командир клипера, капитан-лейтенант Зелёный, дважды ставил его в док Рио-де-Жанейро.

Далее «Алмаз» проследовал к Средиземному морю, зашёл в Тулон, Лиссабон. На пути из Ниццы в Кронштадт «Алмаз» конвоировал процессию с телом Великого Князя Николая Александровича, умершего от чахотки во Франции.

За время плавания гардемарин Николай Римский-Корсаков проявил себя самым лучшим образом и был произведен в чин мичмана. «Чудные дни и чудные ночи! Дивный, темно-лазоревый днем цвет океана сменялся фантастическим фосфорическим свечением ночью. С приближением к югу сумерки становились все короче и короче, а южное небо с новыми созвездиями все более и более открывалось», - вспоминал композитор.

Когда не нужно было держать вахту, Римский-Корсаков сочинял музыку. Под шум волн Тихого и Атлантического океанов родилось первое произведение – Симфония номер 1 для оркестра.

За годы плавания Николай встретил Новый год трижды, и каждый раз в новом месте. В начале 1865 года моряк писал матери с вулканического острова Вила-Франка: «Ты спрашиваешь, как мы проводим и празднуем Новый год, по новому или по старому стилю, скажу тебе, что по старому, а проводим как обыкновенное воскресенье и никак его не встречаем, ложась спать основательно часов в 10».

Не забывайте про лайки и комментарии.