Наверно нет людей, не слышавших про так называемый “майский” мёд. В южных регионах России майский медосбор происходит в основном с белой акации. Там в мае, как правило, стоит устойчивая тёплая погода, а пчелиные семьи уже набрали после зимы достаточную силу, другими словами есть все условия для продуктивного медосбора. Южный майский мёд это, как правило, монофлёрный акациевый мёд, который достаточно высоко ценится на рынке. Впрочем, по моему скромному мнению, акациевый мёд всё же несколько переоценён. Если разобраться, то единственный его плюс, в том, что он долго не кристаллизуется, а вот ярко выраженным цветом и ароматом он особо не блещет. Чем то в этом напоминает, кстати, наш уральский монофлёрный кипрейный мёд, который также без особого аромата и бесцветный такой, ну может чуть зеленоватый. Однако же чистый кипрейный мёд почему-то большим спросом у покупателя не пользуется, чтобы он продавался, его надо смешивать с чем-то более ароматным.
Совсем иное дело, наш уральский майский мёд. Это довольно редкий на рынке мёд. В его составе непременно будет нектар с ивовых, с плодовых деревьев, с караганы или жёлтой акации, но главная его изюминка, конечно, нектар с одуванчика. Именно одуванчик придаёт уральскому майскому мёду тот неповторимый терпкий вкус, сильнейший стойкий аромат и насыщенный тёмно-жёлтый цвет. Даже свежеотстроенные соты в период медосбора с одуванчика получаются у пчёл не белого, а светло-жёлтого цвета, видимо из-за большого количества потребляемой ими пыльцы с одуванчика. В отличие от южного, наш уральский майский мёд кристаллизуется довольно быстро после качки, за один-два месяца, в плотную крупнозернистую массу.
Так вот, у нас на Урале далеко не каждый пчеловод и не каждый год способен получить майский мёд в товарном количестве. Да, какое-то его количество пчелиная семья, конечно, приносит, но вот только и потребляют пчёлы его в мае довольно много на собственные нужды. Ведь в начале мая у нас ещё только заканчивается смена пчёл после зимы и пчёлы интенсивно наращиваются в это время. У большинства пчеловодов пчелы просто раскидывают весенний мёд по всем гнездовым рамкам и его невозможно изъять из улья, кто-то же намеренно не отбирает весенний мёд, оставляя его пчёлам на прокорм в июньскую бескормицу, что не редкость в наших краях. У меня тоже далеко не сразу стало получаться брать товарный майский мёд, пока не стал уделять этому особое внимание ещё с осени и сейчас с гордостью могу отметить, что имею довольно стабильный результат по майскому мёду: в среднем по одному дадановскому магазину на полурамку с зимовалой пчелосемьи, то есть в среднем 12-15 кг на пчелосемью. Конечно, периодически случаются провальные года по майскому мёду, когда бывает совсем уж холодная весна с возвратными длительными похолоданиями - в среднем раз в три года. В особо же тёплые вёсны 2016 и 2021 годов мои пчёлы успевали собрать за май даже по 2 магазина товарного мёда. Средние дневные привесы на медосборе с одуванчика бывают у нас от 3 до 4,5 кг.
В этой статье хочу поделиться своими наблюдениями и наработками по сбору уральского “майского” мёда. Напомню читателям, что моя пасека располагается в лесостепной зоне западной части Челябинской области. Пасека стационарная. В округе пасеки возделывается много сельскохозяйственных земель, есть заброшенные заросшие сорняками земли, а также в достатке и дикорастущие медоносы. Весной ощутимый медосбор начинается в моей местности с цветения ивы в пойме реки Миасс. Там произрастает нескольких разновидностей ивы и уже в конце апреля пчёлки начинают ощутимо приносить в улей ивовый нектар. В хорошую погоду привес с ивы легко достигает 3 килограмм, но поскольку погода в это время довольно нестабильная, взяток часто прерывается, потому больших запасов ивового мёда пчёлы не успевают создать. Да ещё обножку с ивы ведь надо успевать приносить.
Далее в начале мая зацветают в садах плодовые деревья и кустарники, ранетки (яблони-дички)
а к середине мая массово зацветает одуванчик на лугах и заброшенных полях. Вот с одуванчика, как правило, у нас всегда большую часть нектара пчелы и собирают в мае, потому что и погода уже теплее и стабильнее в это время.
Во второй половине мая весенний взяток заканчивается цветением кустарника караганы (жёлтой акации), используемой в декоративных насаждениях и лесополосах. Но жёлтой акации не так много в округе, как хотелось бы. Итого за всё время цветения весенних медоносов с конца апреля и по конец мая, при удачном стечении обстоятельств и хорошей погоде пчёлки у нас набирают от 12 до 25 килограмм весеннего майского мёда.
Итак, что же нужно предпринять для того, чтобы собирать майский мед в товарном количестве? Общаясь с другими местными пчеловодами в интернете часто слышу от них, что майского мёда их пчёлы взять не могут, потому банально весь его проедают. Или же можно ещё услышать: майский мёд качает тот, кто кормит пчёл весной сахарным сиропом. Видимо руководствуясь принципом - если у меня нет, значит и у других не может быть. Мой ответ скептикам: на Южном Урале можно и нужно брать весенний мёд, надо лишь приложить определённые усилия. Ведь этот мёд такой ароматный и душистый, имеет характерный терпкий вкус, насыщенный жёлтый цвет и вполне заслуженно пользуется большим спросом. Так почему бы не расширять ассортимент? Повлиять на уральскую весеннюю погоду, к сожалению, не в силах пчеловода, а вот создать благоприятные условия для сбора пчелосемьями майского мёда вполне решаемая задача. И тогда, если погода не подкачает, то пчелосемьи обязательно вознаградят пчеловода товарным майским мёдом, ведь они встретят медосбор во всеоружии.
Итак, во-первых, это содержание пчёл в относительно компактных ульях с одним гнездовым корпусом и магазинами под товарный мёд. Наша задача – заставить пчёл как можно быстрее складывать мёд компактно над гнездом. Считаю, оптимально под сию задачу подходят ульи-даданы на 10-12 рамок. Сами понимаете, если содержать пчёл в двухкорпусных ульях или лежаках, то весь свежесобранный весенний мёд будет распределён по всем гнездовым рамках с расплодом и откачать его будет проблематично. Менее же всего подходит многокорпусный улей на рамку Рута с его технологией перестановки корпусов туда-сюда.
Во-вторых, это естественно наличие сильных семей на пасеке. К концу апреля пчелосемьи уже должны занимать полностью гнездо, то есть обсиживать 10-12 рамок, иначе пчёлы не перейдут в подставленный под взяток магазин. Конечно, сильные семьи нужно готовить ещё с прошлого года, создавать в августе соответствующие условия для наращивания: сеголетняя матка; давать соты под засев; поддерживающий взяток; противоварроатозные мероприятия и т.п., чтобы в зиму семья уходила не менее чем на 8-9 улочках. С карникой не всегда удаётся достичь подобного. Тогда можно произвести объединение стоящих рядом семей силой 5-6 улочек. Это делается в конце сентября, начале октября. Объединение производится на молодую матку, расплода в семьях в это время уже не бывает. В одной из семей отыскивается и удаляется матка (как правило, более старая из двух), лишние необсиженные рамки из неё удаляются, в другую же семью наоборот доставляем кормовые рамки по необходимости и через газету ставим сверху корпус без матки и закрытым летком, ульи малость сбрызгиваем внутри вонючим самогоном. Метод этот - рабочий, проверенный. Объединяются и зимуют пчёлы хорошо. Получается пчелосемья с молодой маткой на 9-10 улочек, а больше уже не нужно. Тут важно не переборщить, ведь чрезмерно сильные пчелосемьи могут зимовать плохо. После выставки ульев из зимовника в конце марта, убыль в сильных семьях за зиму минимальна и при должном обеспечении белковыми кормами сразу же после весеннего облёта улей-дадан на 12 рамок к концу апреля уже бывает плотно обсижен пчелой и требует дальнейшего расширения. Приходится расширять магазинными надставками, что нам и нужно.
В-третьих, обязательно наличие большого количества углеводного и белкового кормов в гнезде. Желательно, чтобы в гнезде у пчёл весной было не менее 18-20 килограмм меда и имелось достаточно перги. Все расширения после облёта по необходимости производим не сушью, а кормовыми рамками, которые должны быть в запасе с осени. Тут всё просто, если у пчёл в достатке кормов в гнезде, то сами понимаете, что весь приносимый нектар они будут вынуждены переносить в свободные соты в магазин, что нам собственно и требуется от них.
В-четвёртых, обязательно ставим магазинную надставку на гнездовой корпус через разделительную (ганемановскую) решётку. Решётка реально очень помогает. Особенно когда взяток прерывается, ведь тогда в магазин может зайти матка и начать там сеять. И не поможет даже если ставить реже полурамки, ну то есть 11 вместо 12 штук. Все равно будет сеять, если проберётся наверх, а она туда обязательно будет стремиться, ведь сверху всегда весной теплее. Расплод в магазине нам совершенно не нужен, а ещё к расплоду пчелы обязательно поднесут пергу и забьют ею полурамки в магазине. Будет там не майский мёд, а расплод и перга, что не есть хорошо. Ганемановская решётка предотвращает заход матки в магазин, соответственно расплода там не будет и обножку в полурамки пчёлы не будут складывать. Полурамки с сушью в магазины лучше ставить необсушенные, пчёлы тогда быстрее заходят в магазины и осваивают их. И вощину весной в магазины лучше не подставлять. Ведь наша цель не отстройка суши, а майский мёд! Лишь в крайнем случае, можно максимум 1-2 полурамки поставить с краю. Чтобы чрезмерно не охлаждать пчелиное гнездо при возможных весенних похолоданиях хорошо бывает перекрыть ганемановской решёткой лишь одну половину гнезда (у передней стенки), а вторую половину (можно и до 2/3) гнезда закрыть полиэтиленовой плёнкой. Тогда в гнездовом корпусе под плёнкой будет более-менее благоприятный микроклимат, а места для прохода пчёл в магазин вполне будет достаточно в это время.
И в-пятых, сейчас выскажу крамольную вещь и тем самым наверняка навлеку кучу проклятий в свой адрес со стороны любителей среднерусской пчелы, но ни среднерусская, ни карпатская пчела видимо не могут также продуктивно использовать весенний медосбор, как это делает карника. Мне приходилось содержать на своей пасеке и условно-среднерусскую, и карпатскую пчелу, но майский мёд в товарном количестве стал появляться только, когда перешёл в 2013 году на карнику. С тех пор у меня практически каждый год есть майский мед, а ведь до того он был совершенно эпизодически и в гораздо меньшом количестве. Всё же надо отдать должное карнике, но она похоже более приспособлена для весеннего медосбора, быть может потому, что в меньшем количестве наращивает расплод, а может потому, что более предприимчивая и вылетает при меньшей температуре наружного воздуха. Но факт, что для майского медосбора у нас на Южном Урале лучше всего подходит именно карника. Ведь признают же пчеловоды за среднерусской пчелой первенство в использовании бурного и непродолжительного медосбора с липы, я также это не оспариваю. В таком случае, почему за карникой не может быть первенства в использовании весеннего медосбора? Это сугубо моя точка зрения, можете с ней не соглашаться, пишете в комментариях свои возражения, пообсуждаем.