Найти в Дзене

«Итальянцы плакали, увидев наши дороги»: как Fiat 124 превратили в ВАЗ-2101

Среди автолюбителей ходит стойкий миф: «Советский Союз просто купил завод у итальянцев и начал штамповать копии». Мол, ВАЗ-2101 – это перелицованный Fiat 124, и никакой заслуги наших инженеров тут нет. На самом деле, если бы мы в 1970 году выпустили на советские дороги оригинальный итальянский «Фиат», он развалился бы через пару тысяч километров. Итальянские испытатели действительно были в шоке от условий эксплуатации в СССР. Исходный «Фиат-124» (получивший титул «Автомобиль года 1967» в Европе) оказался слишком нежным для наших реалий. В конструкцию было внесено более 800 изменений. Разберем главные из них, которые сделали «Копейку» легендой, а не «одноразовой игрушкой». 1. Революция под капотом: двигатель, которого не было у Fiat Это самое главное заблуждение. Многие думают, что мотор скопирован один в один.
У Fiat 124 стоял двигатель старой школы – нижневальный (OHV). Толкатели, штанги... надежно, но устарело. Советские инженеры настояли на кардинальной переработке. ВАЗ-2101 получи
Оглавление

Среди автолюбителей ходит стойкий миф: «Советский Союз просто купил завод у итальянцев и начал штамповать копии». Мол, ВАЗ-2101 – это перелицованный Fiat 124, и никакой заслуги наших инженеров тут нет.

На самом деле, если бы мы в 1970 году выпустили на советские дороги оригинальный итальянский «Фиат», он развалился бы через пару тысяч километров.

Итальянские испытатели действительно были в шоке от условий эксплуатации в СССР. Исходный «Фиат-124» (получивший титул «Автомобиль года 1967» в Европе) оказался слишком нежным для наших реалий. В конструкцию было внесено более 800 изменений. Разберем главные из них, которые сделали «Копейку» легендой, а не «одноразовой игрушкой».

1. Революция под капотом: двигатель, которого не было у Fiat

Это самое главное заблуждение. Многие думают, что мотор скопирован один в один.
У Fiat 124 стоял двигатель старой школы –
нижневальный (OHV). Толкатели, штанги... надежно, но устарело.

Советские инженеры настояли на кардинальной переработке. ВАЗ-2101 получил передовой верхневальный мотор (OHC) с распредвалом в головке блока.

  • Что это дало? Мотор стал более приемистым, тихим и простым в настройке клапанов.
  • Диаметр цилиндра: мы увеличили его с 73 до 76 мм (уменьшив ход поршня). Это сделало мотор более «крутильным».

Но есть деталь, чисто советская доработка: «кривой стартер». В бампере ВАЗ-2101 есть отверстие, а храповик на коленвале позволяет завести машину вручную. У нежных итальянцев этой опции не было – в Европе аккумуляторы зимой не умирали.

-2

2. Тормоза: почему мы «шагнули назад», чтобы выжить

Европейский Fiat 124 щеголял дисковыми тормозами на всех четырех колесах. Для 60-х это было круто, почти как спорткар.

Но первые же тесты на полигоне Дмитрова показали катастрофу. Задние тормозные колодки Fiat стирались «в ноль» всего за 500–1000 км.
Причина: грязь, песок и реагенты летели прямиком на диски.

Наши инженеры приняли волевое решение: заменить задние диски на барабаны.
Фанаты «европейских ценностей» могут поспорить, но закрытая конструкция барабана надежно защищала механизм от песка и грязи. Результат – машина тормозила стабильно годами, а не до первой лужи.

Fiat 124
Fiat 124

3. Подвеска и кузов: броня вместо фольги

Итальянский кузов оказался хлипким для езды «на дачу с картошкой». Пришлось пересчитывать силовую структуру.

  • Лонжероны и стойки были серьезно усилены.
  • Толщина металла: в нагруженных местах металл стал толще. Масса автомобиля выросла на 90 кг – и это были 90 кг чистой надежности.
  • Поддомкратники: у Фиата их было всего два (по одному на борт посередине). ВАЗ сделал четыре полноценных поддомкратника, чтобы можно было менять колеса в любой грязи.

Главный триггер для наших водителей – клиренс.
У Фиата дорожный просвет был европейским (около 130-140 мм). Передняя подвеска «Копейки» была переработана, усилены пружины и шаровые опоры. В итоге клиренс вырос до внушительных
170 мм (под картером заднего моста).
Фактически, ВАЗ-2101 стал первым кроссовером для советского человека.

-4

4. Комфорт: ночевка в машине

Мало кто знает, но в оригинальном Фиате сиденья не раскладывались в ровное спальное место. В Европе не принято спать в машинах.
В СССР автотуризм был диким. По требованию советской стороны конструкция салазок и спинок была изменена. Передние сиденья ВАЗ-2101 раскладывались, образуя вместе с задним диваном полноценную «кровать».

Сколько детей было зачато в «Жигулях» благодаря этой доработке – статистика умалчивает.

-5

Итог: кто у кого украл?

Называть ВАЗ-2101 «украденным Фиатом» – это техническое невежество. Это была глубочайшая модернизация. Итальянцы дали нам отличную базу (платформу), но автомобилем для жизни её сделали советские инженеры.ё

-6

Fiat 124 вошел в историю как «Европейский автомобиль года».
ВАЗ-2101 вошел в историю как автомобиль, который построил нацию автолюбителей. И неизвестно еще, какая награда почетнее.