Как в Воронеже устроили праздник воспоминаний о прошлом исторического района города
Девичок – один из самых колоритных уголков Воронежа. Это неофициальное, но укоренившиеся в народной топонимике название относится к окрестностям улицы Сакко и Ванцетти и Алексиево-Акатова монастыря. Последние два года Девичок гремит на весь город – после того, как группа инициативных местных жителей решила превратить это историческое место в настоящее культурное пространство. На творческом выходном «Девичковские истории» с модным показом старинной одежды, ток-шоу и мастер-классами побывали и корреспонденты «Культурного региона».
Поделки и общение
Активности «Девичковских историй» прошли в трех залах отеля «Солемио» на улице Сакко и Ванцетти. Начало всех мероприятий заявлено на 12 часов, но уже минут за пятнадцать до полудня пространство полно движения. Участницы модного показа усиленно наводят красоту, мастера разложили свои поделки. Все они очень интересные. Внимание привлекают вырезанные из дерева хинкали и маленькие пельмени на таких же деревянных тарелках. Не подумайте, автор этих строк не голоден, просто они и, правда, очень забавные.
– Это пельнянь, – уточняет их автор Елена Александрова и вертит в руке маленький пельмешек, – они с Урала, вообще с Китая, потом через Урал пришли к нам. И там они назывались пельнянь, то есть медвежьи хлебные уши. Понюхайте. Так они еще и пахнут.
Мелкие пельмешки и, правда, пахнут, но не пельменями, а можжевельником. Елена Александрова и ее муж – создатели мастерской ОДЬ: наследие в дереве. Вырезают, конечно, но только псевдосъедобные штучки, но и множество других вещиц.
– Дерево используем самое разное, – рассказывает Елена, при этом в руках у нее вместо пельняня оказывается забавный резной поросенок, – вяз, можжевельник, липа. Это у меня свинюшка, она, видите, вот с красным бантиком. Это свинюшка из театра Дурова.
Поскольку дом знаменитого циркача Анатолия Дурова тоже тут неподалеку и географически также относится к Девичку, становится понятно, какое отношение творчество Елены имеет к «Девичковским историям». Сама мастерица живет в другом районе Воронежа, но то ли магнетизм старого города, то ли энтузиазм активистов из Сообщества друзей Девичка затянул и ее сюда.
Сообщество друзей Девичка
Наталья Зубкова – одна из этих самых друзей Девичка. В этой дружной команде она больше пиарщик и пресс-секретарь.
– Я живу на Девичке 6 лет. Я здесь новенькая, – говорит Наталья, – когда я сюда переехала, было страшно интересно, как вообще здесь все устроено. Потому что это такой исторический район, музей под открытым небом, столько любопытного контекста. Начали изучать, знакомились с людьми, поняли, что огромное количество материала, которым хочется поделиться. Так, собственно говоря, у нас родился проект «Девичок», который за последние два года преодолел какой-то гигантский путь для общественного проекта от идей по благоустройству до настоящего культурного проекта. Сегодня, наверное, впервые мы проводим такое своего рода шоу.
С гостями этого шоу делятся своими воспоминаниями старожилы Девичка. Надо, наконец, рассказать, почему этот район так называется. Тут все просто, когда-то здесь находился Покровский Девичий монастырь. Его территория простиралась до Алексиево-Акатова монастыря. В месте, куда переезжали люди, которые хотели быть ближе к Богу, и родилось такое самобытное городское пространство.
– Я родилась на улице Коммунаров, сначала мы там жили, а потом в Доме кантонистов, – вспоминает жительница Девичка Валентина Рассеева. – Я помню до сих пор: дом после войны запылен, и никто не обращал внимания на него. Но зато дом утопал весь в зелени, был шикарный огромный сад во дворе, старая черемуха. Беседка стояла во дворе, чай пили, беседовали. Со временем черемуха упала прямо на дом. И даже, по-моему, года два так и лежала на крыше. У жильцов каждой квартиры был свой участок, маленький огородик. Небольшой сквер был рядом, там рябина красная была, по осени очень красиво было.
– Если мы посмотрим, как заселялся Воронеж от крепости, – переводит разговор на более глобальный исторический уровень педагог Наталья Лавлинская, которая одно время работала в девичковской школе № 16, – внизу были два монастыря, мужской и женский. Пётр Первый приехал, начал строить корабли. Вместе с ним иностранные инженеры прибыли, организовалась немецкая слобода, немцы и иностранцы вели себя не очень корректно по отношению к остальным жителям, монахам, особенно монашкам это мешало, они жаловались святителю Митрофану. И царь Петр какое принял решение? Переселить монастыри. И, собственно говоря, вот так Покровский-то тут и организовался. То есть его оттуда убрали, от крепости. А где монахи, там центр культуры. И люди потянулись в эту сторону. И начали заселяться. Сначала Нищенская Слобода, она так называлась. А потом уже, ну как бы начали другие люди селиться, более обеспеченные.
Модницы, ваш выход!
Тем временем подготовка к модному показу завершена. Это небольшое путешествие во времени. Можно как будто пройтись по шкафам и сундукам модниц с Девичка, которые в любые времена старались выглядеть уникально и по-своему. Сегодня дамы, даже стилисты, чаще составляют образы из готовой одежды, заказанной в интернете сразу на дом, а еще каких-то 40 лет назад местные жительницы шили сами или на заказ. Или же доставали красивые наряды с большим трудом.
– Сегодня мы увидим, как одевались на Девичке, внимание, с позапрошлого века! – говорит ведущий Роман Зеленин, стильный молодой человек в костюме и шляпе. – Здесь, на Девичке, я родился и вырос, я здесь постоянно живу. У меня, кстати, есть небольшой музей. Это постройка середины 19 века, бывший угольный сарай, в котором немножечко старой деревянной мебели, что-то из своих коллекций. Я бывший актер и декоратор, что-то про себя рассказываю, устраиваю чаепитие с самоваром. Людям вроде интересно, приходят. И вы тоже приходите.
И вот показ начинается. Среди первых его открывают костюмы, которые хранились в семье Варвары Стефановны Васищевой. Уроженка села Клеповка, она много лет прожила на Пролетарской, недалеко от Акатова монастыря, и бережно хранила народные домотканые костюмы своего родного села. Вещам более ста лет, они передаются из поколения в поколение.
С приходом советской власти элементы народного костюма сохранились в декоре. Например, вышитые мужские косоворотки носили и в 50-е. А в 30-е и 40-е годы советские женщины старались выглядеть женственно, изящно и легко, как будто на контрасте с суровой эпохой. Прекрасные дамы стояли у станков, управляли самолетами, стреляли из винтовок. Но на исторических фото – летящие платья, кудри, шляпки, перчатки. Все, что могли сшить сами или достать по знакомству, дополняло романтический образ.
Всю эту информацию мы узнаем из комментариев ведущего Романа Зеленина. Всего более двадцати нарядов, которые выглядят очень эффектно и необычно.
Между тем, Сообщество друзей Девичка собирает идеи на тему новогодних и рождественских местных традиций, возможно, даже успеют провести какое-нибудь мероприятие на эту тему. Но основные планы у них уже на 2026-й. Готовятся отметить день рождения художника Николая Ге, ему в следующем году 195 лет. А он, естественно, тоже жил в этом удивительном районе Воронежа. В честь столь знаменательного юбилея девичковцы обещают обязательно сотворить что-то креативное.
Глеб Стародубцев, фото Виктории Курляндской