Найти в Дзене
Минутная История

Как чехи в XXI веке повторили кругосветку Магеллана на реплике «Виктории»

Чехи не раз удивляли мир — будь то кругосветка на советской «копейке», мировое турне на грузовичке «Татра» или приключения в игре Kingdom Come Deliverance. Но путешествие вокруг света на реплике «Виктории» с командой профанов на борту звучит почти фантастично. Тем более в стране, которая не имеет выхода к морю. И все же уникальный проект состоялся. Рассказываем. Идея повторить исторический маршрут родилась у одного из самых известных чешских яхтсменов Рудольфа Краушнайдера примерно в 1990 году. Он вместе с группой историков тщательно изучил характеристики испанских каракк XVI века. Естественно, новый корабль не мог быть точной копией. Древние чертежи не сохранись, да и в вопросе водоизмещения существуют разночтения (некоторые ученые умы считают, что «магеллановы» тонны следует умножать на два). Тем не менее чехи старались максимально соответствовать испанским лекалам. В 1995 году Рудольф начал рубить лес в Орлицких горах. Проект сразу привлек внимание, и вокруг капитана начали собират

Чехи не раз удивляли мир — будь то кругосветка на советской «копейке», мировое турне на грузовичке «Татра» или приключения в игре Kingdom Come Deliverance. Но путешествие вокруг света на реплике «Виктории» с командой профанов на борту звучит почти фантастично. Тем более в стране, которая не имеет выхода к морю. И все же уникальный проект состоялся. Рассказываем.

Идея повторить исторический маршрут родилась у одного из самых известных чешских яхтсменов Рудольфа Краушнайдера примерно в 1990 году. Он вместе с группой историков тщательно изучил характеристики испанских каракк XVI века. Естественно, новый корабль не мог быть точной копией. Древние чертежи не сохранись, да и в вопросе водоизмещения существуют разночтения (некоторые ученые умы считают, что «магеллановы» тонны следует умножать на два). Тем не менее чехи старались максимально соответствовать испанским лекалам.

В 1995 году Рудольф начал рубить лес в Орлицких горах. Проект сразу привлек внимание, и вокруг капитана начали собираться единомышленники. Дуб шел для киля и каркаса, сосна — для палуб и обшивки. Полный цикл строительства от заготовки дерева до готового судна занял около четырех лет, при этом многое делалось вручную командой из 12 человек. Сотни людей помогали лишь эпизодически при перемещении крупногабаритных деталей.

Условия на корабле оказались довольно суровыми: отсутствовал холодильник, душ, телевизор и даже гальюн! Лишь девять реконструкторов решились в 1999 году отплыть на встречу славе. Поскольку Чехия не имеет выхода к морю, судно сначала спускалось по рекам, прежде чем выйти в открытое море, где и начались настоящие испытания длиною в пять лет. Для сравнения, экспедиция португальского мореплавателя заняла всего три года.

Магелланов пролив
Магелланов пролив

В первый год чехи старались идти исключительно под парусом, но ко второму их терпение начало сдавать, и пришлось сделать крюк в США, чтобы купить мотор. Впрочем, даже после его установки судно почти всегда шло под парусом, денег на топливо едва хватало. Доходило до того, что команда подрабатывала на берегу, чтобы купить себе еду. Зато они гордились тем, что на их белых парусах не красовалось какое-нибудь спонсорское «Мальборо».

Команда столкнулась и с тем, что многие участники, а по сути вчерашние студенты, привыкли к богемной жизни и периодически возвращались домой. В какой-то момент на борту оставалось всего трое человек, тогда как историческая «Виктория» ходила с экипажем около 40 человек. Ситуацию частично спасала ротация, за пять лет через команду прошло около 60 человек. Новички присоединялись к экспедиции прямо по пути и осваивали все премудрости морской науки уже на корабле.

«Такой долгий отрезок времени, конечно, меняет человека. Я узнал себя, понял, что не такой терпимый, как раньше думал», — рассказал Иван Орел, один из тех, кто прошел весь путь.

Из сюрпризов для них стала непогода. Несколько раз они попадали в бури, несколько раз их закидало на мель. Особенно запомнился «Хурикан», мощнейший тропический циклон, который пронесся над чехами возле островов Вануату, порвав паруса. Не меньше впечатлил и Магелланов пролив. Хотя он и прекрасен, идти там ой как тяжело — сильные течения, мощные ветры, ледяная вода. Чехи проплывали пролив в середине лета, но температура воздуха не поднималась выше 10 °C, а в воде булькались ледяные глыбы.

-3

Новая «Виктория» много раз отклонялась от исторического маршрута, посетила 56 стран, трижды переплыла Атлантический океан, по одному разу — Тихий и Индийский. По полгода команда стояла в портах из‑за непредвиденных ситуаций, но тем не менее к 22 августа 2004 года они пришли в порт Щецина в Польше. Строило чешскую «Викторию» 12 человек, в кругосветку отправились 9, а спустя пять лет вернулись всего трое.

После этого Краушнайдер занялся благотворительностью, организуя для наркоманов лечебные морские прогулки.