Найти в Дзене

"Он на море,я на суше,но мы встретились опять". Набережная Кронштадта.

Кронштадт — город-порт на острове Котлин в Финском заливе. Годом основания Кронштадта считается 1704, когда был построен первый форт под названием "Кроншлот". Спустя 10 лет на острове уже работали портовые гавани, принимающие торговые корабли. В 1723 году он получил название Кронштадт. Кронштадт рос и развивался небывалыми темпами. Строились форты и батареи, доки и каналы, казармы и склады, жилые дома и храмы. Кронштадт стал базой российского флота, непреодолимой преградой на пути вражеских эскадр к Санкт-Петербургу.  В настоящее время Кронштадт стал административным районом Санкт-Петербурга. Его соединяет с мегаполисом автомобильная трасса. В 1996 году он перестал быть закрытым городом. Но,несомненно,остался городом воинской и флотской славы России. Мы стоим на одной из лучших смотровых площадок города. Петровская пристань — место, которое называют «парадным входом в Кронштадт». В отличие от других причалов, Петровская пристань принимала суда круглогодично, отсюда её второе назв

Кронштадт — город-порт на острове Котлин в Финском заливе. Годом основания Кронштадта считается 1704, когда был построен первый форт под названием "Кроншлот". Спустя 10 лет на острове уже работали портовые гавани, принимающие торговые корабли. В 1723 году он получил название Кронштадт.

Кронштадт рос и развивался небывалыми темпами. Строились форты и батареи, доки и каналы, казармы и склады, жилые дома и храмы. Кронштадт стал базой российского флота, непреодолимой преградой на пути вражеских эскадр к Санкт-Петербургу. 

-2

В настоящее время Кронштадт стал административным районом Санкт-Петербурга. Его соединяет с мегаполисом автомобильная трасса. В 1996 году он перестал быть закрытым городом. Но,несомненно,остался городом воинской и флотской славы России.

Мы стоим на одной из лучших смотровых площадок города. Петровская пристань — место, которое называют «парадным входом в Кронштадт». В отличие от других причалов, Петровская пристань принимала суда круглогодично, отсюда её второе название— Зимняя. Здесь находился один из первых в мире ледоколов "Пайлот", благодаря которому зимний период навигации в акватории Балтийского моря стал возможен. Необычный пароход с носовой частью, срезанной под углом 20°,принадлежал кронштадтскому купцу и судовладельцу Михаилу Бритневу. Впрочем, бритневское судно ледоколом никто не считал. Называли его буксиром-ледорезом.

-3

Строительство гаваней на этом месте началось еще при Петре Первом в 1714 году. Причал сначала был выполнен из дерева, а свой каменный наряд пристань приобрела в 1882 году.

-4

Все важные делегации и высокопоставленные особы прибывали сюда. Именно к этой пристани причалил корабль с Николаем II, который в 1913г. прибыл на освящение Никольского Собора. Здесь начинались многие знаковые экспедиции и морские походы, попавшие в золотой фонд истории и географии.

В 1803 году отсюда было совершена первая кругосветная экспедиция шлюпов "Надежда" и "Нева". Возглавлял экспедицию капитан-лейтенант И. Ф. Крузенштерн, он же командовал шлюпом "Надежда". Командиром "Невы" был назначен капитан-лейтенант Ю. Ф. Лисянский. Этот первый поход открыл череду многочисленных дальних плаваний русских моряков. В 1819 году с Кронштадта совершена 1-ая антарктическая экспедиция русских моряков на шлюпах "Восток" и "Мирный" под командованием Ф. Ф. Беллинсгаузена и М. П. Лазарева. 16 января 1820 года эта экспедиция открыла новый материк - Антарктиду.
 С 1803 по 1855 год было совершено 41 кругосветное плавание. Это место встреч и разлук, радости и горя, побед и разочарований...

Сейчас сюда приходят, чтобы полюбоваться заливом. И даже ножки искупать...

-5
-6

А еще можно посмотреть на современные боевые и исследовательские корабли, базирующиеся в Средней гавани. Громадные серые судна завораживают своими объёмами и сложными инженерными решениями. Море и корабли! И уже не оторвать взгляд от горизонта и морских просторов.

-7
-8

Смотровая площадка украшена двумя чугунными вазами (1875 г.). Во время Великой Отечественной войны одна из ваз оказалась в воде из-за взрывной волны, которая поднялась во время бомбежки линкора "Марат". Потом найти вазу в воде не удалось и была сделана новая.

-9

Пройдемся по набережной. Посмотрите на эту старинную пушку. Это - мемориальное полуденное орудие. А напоминает оно об утраченной традиции – ежедневном полуденном выстреле. Эта традиция началась с 1872 года, когда в Кронштадте торжественно отмечали 200-летие основателя островного города, императора Петра Великого. В полдень 30 мая 1872 года в Кронштадте был произведён выстрел из пушки. Он стал сигналом к началу праздничных мероприятий. Тогда кронштадтцы приняли решение сделать полуденный выстрел ежедневным по примеру крепости Санкт-Петербург, где подобная традиция зародилась ещё в 18 веке.

-10

С тех пор по выстрелу пушки в полдень стали сверять корабельные хронометры и церковные часы. Моряки по этому сигналу приостанавливали работу, обедали и отдыхали: в Кронштадте наступал Адмиральский час. Да и для обывателей выстрел пушки позволял ориентироваться во времени. Ведь далеко не в каждом доме были часы! Когда эта же пушка сигналила во внеурочное время, она оповещала о подъёме воды и предупреждала жителей о начале наводнений. С 1934 г. это традиция была прервана и сегодня стреляет пушка только в особо торжественных случаях.

-11
-12

Вдоль набережной тянется одно из старейших каменных зданий города - Итальянский дворец.

-13

В 1720 году был заложен Итальянский дворец князя А. Д. Меншикова, в котором он так и не пожил. Был арестован за растрату. В отделке здания принимали участие итальянские мастера. Фасады красиво украшали барельефы, пилястры, вазы, а крышу венчали балюстрада и скульптура. Но убранство дворца было утрачено в ходе многочисленных перестроек. За свою историю дворец успел побывать резиденцией губернаторов, морским училищем и штабом. Сейчас в его западном флигеле находится филиал Центрального Военно-морского музея «Кронштадтская крепость».

Конечно,напротив Итальянского дворца должен был быть и Итальянский пруд.

-14

Изначально пруд имел большие размеры и подходил к первому этажу Итальянского дворца и дворец красиво отражался в водной спокойной глади. А зимой заливали каток.

Дамы могли посещать каток бесплатно. Поэтому его в шутку называли "ярмаркой невест"
Дамы могли посещать каток бесплатно. Поэтому его в шутку называли "ярмаркой невест"

Со временем часть пруда засыпали и получилась набережная. А сам пруд стал частью Купеческой гавани, в которой зимовали торговые суда, приходившие в Кронштадт. Построенная в 1720-х годах, она была одной из первых гаваней в городе. Сюда под погрузку и разгрузку заходили торговые парусники со всего света.

-16

Сохранился старинный портовый кран XIX века.

-17

С помощью такого крана с кораблей после прихода на зимовку снимались мачты для хранения на суше, потому что во время зимней бури они могли сломаться. Перед началом навигации, в весенний период, тот же кран использовался для установки мачт обратно на корабли.

Перед Итальянским дворцом на берегу Итальянского пруда установлены пушки 18–19 веков.

-18

Можно пройти квест "Найди самую старую пушку в ряду". Мне лично это было не интересно,они все какие-то одинаковые на взгляд непрофессионала. Но,если вы захотите поискать, подсказку сброшу.

-19

А на другой стороне пруда-здание Голландской кухни с 8 каменными печами для приготовления горячей пищи экипажам кораблей. Приготовление пищи стоящих на рейде в гавани кораблях было запрещено. Неосторожное обращение с огнём могло привезти к мощному пожару и к гибели всех, находящихся в гавани кораблей.

-20

Помещение Голландской кухни было разделено на 8 частей, так как моряки разных стран часто устраивали драки и потасовки. Каждая часть кухни для экипажа кораблей одной страны: Франция, Англия, Швеция, Россия и др. Кстати,таков был неписаный закон во всех портах Европы!

-21

На Петровской набережной установлен небольшой памятник, посвящённый морякам-героям Цусимского сражения 1905 года. В этом бою с Японской флотилией Российская эскадра потерпела сокрушительное поражение. Это была страшная трагедия русского народа, когда одновременно погибло более 5 тысяч моряков.

-22

Памятник погибшим героям был установлен в 2006 году, в той самой гавани, откуда отправлялась Вторая Тихоокеанская эскадра. Небольшая стела в форме покорёженной корабельной обшивки и якорь установлены на гранитном основании. Основой для памятного знака служит осколок гранитного монолита, основная часть которого использована в качестве постамента памятника С.О. Макарову на Якорной площади.

Русско-Японская война началась в январе 1904 года с внезапного нападения японских кораблей на корабли Первой Тихоокеанской эскадры Российского флота. Вскоре моряки экипажей были заблокированы на своей военно-морской базе в Порт-Артуре. Русское командование приняло решение о направлении Второй Тихоокеанской эскадры в помощь морякам. Формирование эскадры у берегов Кронштадта шло с апреля по сентябрь. Но, когда эскадра из 30 кораблей отправилась в боевой поход в Японское море, пришло сообщение, что гарнизон крепости Порт-Артур был вынужден сдаться, и почти все корабли Первой Тихоокеанской эскадры были потоплены. Корабли Японского флота встретили Российскую Вторую эскадру у Цусимского пролива 14 мая 1905 года. В неравном бою (против 30 кораблей в бой вступили 120 японских), в течение двух суток, 14 и 15 мая, японцы потопили 21 корабль, 7 кораблей взяли в плен. Фактически за время Русско-Японской войны весь Российский флот был уничтожен. В печальном для России исходе этой войны решающим стало Цусимское сражение.

-23

Кстати, Комиссию по расследованию обстоятельств, приведших к цусимскому поражению, возглавил Александр Колчак.

Мы прогулялись по набережной Кронштадта и от Итальянского пруда можем пойти на Обводной канал. Но туда потом...Сейчас мы вернемся по набережной и пойдем к Петровскому доку. Это грандиозное инженерное сооружение XVIII века, созданное по чертежам Петра I находится на военном причале «Западная Усть-Рогатка».

-24

Ориентиром послужит деревянный маяк пирамидальной формы на пирсе. Высота его 41 метр. Увидеть свет этого маяка можно на расстоянии до 30 км. Створный маяк, возведенный в 1888 году, является одним из старейших деревянных средств навигации в мире, которые сохранились до наших дней. Несмотря на почтенный возраст, он до сих пор является действующим (резервным). Правильное название этой достопримечательности портового города – Задний створный знак Кронштадтского рейда. Где-то в заливе есть еще и Передний створный знак. Створные знаки нужны для выравнивания курса кораблей, их всегда два, и работают они в паре. Капитан выходит на мостик и смотрит на оба знака. Если они совпадают по вертикали или один знак видится над другим, то корабль идёт в верном направлении.

-25

А мы, тем временем, подошли к Петровскому каналу. Это тот самый канал, с которого началась история петровских доков. Именно по нему корабли заходили в Петровский док на ремонт.

-26

Через канал Петровского дока переброшен Доковый мост - единственный в Кронштадте разводной мост. Он не поднимается наверх,чтобы пропустить корабли,а отодвигается в сторону. Вот такая конструкция. Кстати, первые разводные мосты Петербурга были устроены по схожему принципу.

-27

В начале XVIII века город-порт Кронштадт стал важной российской морской базой в Финском заливе. Сюда приходили английские и голландские корабли, которым время от времени требовался ремонт. И Петр I решил построить док для ремонта судов. Существует мнение, что император лично придумал систему откачки воды из дока перед ремонтом кораблей. Согласно замыслу, корабли должны были заходить в док, после чего шлюзы закрывали, а воду спускали. Пётр I, изучив английские и голландские доки, приказал построить в Кронштадте систему, где вода могла спускаться за 30 минут, тогда как в Европе процесс осушения насосами занимал месяц. Император спроектировал док с несколькими бассейнами, вода из которых перетекала друг в друга. Так, не нужно было тратить время и ждать пока осушится чаша, можно было сразу приступать к работе с судном.

В 2006 г. док был закрыт и только в 2025г. открыт после реставрации.
В 2006 г. док был закрыт и только в 2025г. открыт после реставрации.

В 1719 году началось строительство сухого дока. В нем было задействовано 3 тысячи человек, солдат и крепостных. Изначально планировалось уложиться в три года, но материалов не хватало, постоянно что-то мешало, и работа затягивалась. Петр I не дожил до запуска гидротехнического сооружения: он скончался в 1725 году, а канал открыли только в 1752-м — в присутствии дочери императора Елизаветы Петровны.
Доковая система длиной 2,24 километра позволяла одновременно ремонтировать до 10 крупных кораблей.

Фото 1928 г. с ледоколом Красин в доке перед экспедицией
Фото 1928 г. с ледоколом Красин в доке перед экспедицией

А теперь посмотрите,какие каналы для слива воды были построены. Пустой канал очень впечатляет. Его стены укреплены массивными каменными блоками, уложенными в несколько слоёв. Как люди могли строить такие масштабные и трудные объекты без современной техники.

-30

Высота стен оврага достигает 10 метров.

-31

С противоположной стороны, около Летнего Сада, высота оврага гораздо ниже.

-32

В конце 19 века ремонт судов в доке прекратился и этот канал больше не использовался. Городские власти решили создать в этом канале парк. По дну оврага проложили дорожки, а около Морского Никольского собора через овраг построили пешеходный мост. В начале 20 века доковый канал назвали Овражный парк. Высота деревьев, высаженных в Овражном парке в начале 20 века, сейчас достигает несколько десятков метров. Теперь они возвышаются над Овражным Парком и через их листву уже невозможно видеть другую сторону оврага.

А Макаровский мост через Овражный парк соединяет Якорную площадь и Набережную Кронштадта.
А Макаровский мост через Овражный парк соединяет Якорную площадь и Набережную Кронштадта.

А вот еще одна версия необходимости такого грандиозного сооружения,как Петровский док.

Петр I задумал свой комплекс столь грандиозных сооружений не только с целью ремонта кораблей. В Западной Европе доки, в большинстве случаев, предназначались для очистки подводной части от водорослей и ракушек. Но образование подобных "зарослей" характерно исключительно для тёплых тропических морей. В пресном и холодном Финском заливе это явление минимально. Целью Петра I был не ремонт кораблей, а сохранность флота в зимний период. Флоту Петра I приходилось зимовать в скованных льдом гаванях. Но корпуса деревянных кораблей не выдерживали давления льда и разрушались. Многопушечный и огромный, по тем временам, корабль невозможно было вытащить на берег во время зимовки. Вот и потребовалось вместительное и сухое "хранилище" длиной почти в километр. С появлением металлических кораблей, и тем более ледового класса, такая функция дока оказалась невостребованной. И тогда становится понятно,почему на рубеже 19-20 вв. канал был превращен в Овражий парк. Просто надобность отпала.

-34

Ну,вот мы прошлись по набережной,посмотрели на Петровский док. И после небольшого отдыха отправимся на экскурсию по Обводному каналу. Спасибо,что гуляете вместе со мной.