Найти в Дзене

О пространстве хоровода

Коридор перед «анти-галереей», в которой проходит выставка объединения PARAZIT «Хоровод», встречает прохладой. Светит сероватое петербургское солнце: его лучи льются на бледный камень. Будто ты промываешь рот, прежде чем приступить к пище; отдыхает взгляд. В креативном кластере «Арте-Фактум» присутствие арт-объектов – диковинка. Это двухэтажное помещение обычно служит концертным залом или печатной мастерской; иногда печать проходит с органным аккомпанементом. Несложно заметить, что хороводу самое место там, где играет музыка. Сообщество PARAZIT состоит из более чем ста участников, и арт-объекты выставки формируют пёстрое полотно кураторского выбора. «Хоровод» как имя задаёт ей непривычную динамику; можно назвать это приглашением найти хоровод как таковой в подборке статичных объектов.  Возьмём, к примеру, «Времени нет» – инсталляцию из трёх циферблатов с перьями вместо стрелок. Время разделено на три круга прошлого-настоящего-будущего, но только средний покрыт ржавчиной – как объяснил

Коридор перед «анти-галереей», в которой проходит выставка объединения PARAZIT «Хоровод», встречает прохладой. Светит сероватое петербургское солнце: его лучи льются на бледный камень. Будто ты промываешь рот, прежде чем приступить к пище; отдыхает взгляд. В креативном кластере «Арте-Фактум» присутствие арт-объектов – диковинка. Это двухэтажное помещение обычно служит концертным залом или печатной мастерской; иногда печать проходит с органным аккомпанементом. Несложно заметить, что хороводу самое место там, где играет музыка.

Сообщество PARAZIT состоит из более чем ста участников, и арт-объекты выставки формируют пёстрое полотно кураторского выбора. «Хоровод» как имя задаёт ей непривычную динамику; можно назвать это приглашением найти хоровод как таковой в подборке статичных объектов. 

Возьмём, к примеру, «Времени нет» – инсталляцию из трёх циферблатов с перьями вместо стрелок. Время разделено на три круга прошлого-настоящего-будущего, но только средний покрыт ржавчиной – как объяснила соавтор пространства, этот циферблат выловили в Неве. В хороводе настоящий момент уничтожен; любая точка круга – это точка, в которой ты будешь находиться, и движение по кругу – это не совсем движение. Танцующий в хороводе колеблется в пространстве, и выставка сама находится в колебании.

«Времени нет» Андрей Сикорский
«Времени нет» Андрей Сикорский

Сама выставка – продукт совместной работы PARAZIT и документалистской студии Artarea Doc; организатор Даниил Каплан – «виновник» выставки, как и куратор Ксения Макаренко. Хотя фильма о выставке «Хоровод» не ожидается, Artarea Doc выпустили картины о двух участниках выставки: Андрее Сикорском и Стасе Казимове. Непринуждённость, с которой художники говорят о своём oeuvre, заметна и вне съёмок; можно не без гадания предположить, что этос вольной интерпретации переносится и на предложенные работы. Голоса художников предлагают самые разные решения проблемы, заданной названием выставки. «Сатана и семь демонов» Игоря Плотникова переносит исчезающий миг хоровода в дрожащую песочными изгибами преисподнюю; «Круговые движения» Софьи Григорьевой наоборот расслаивают его в повторении человеческих фигур на бледной скатерти. 

«Сатана и семь демонов» Игорь Плотников
«Сатана и семь демонов» Игорь Плотников

«Круговые движения» Софья Григорьева
«Круговые движения» Софья Григорьева

Первый этаж выставки немного призрачный. Сказывается грубость нагих стен, соединённая с отстранённостью выбранных работ. На камине уселась кукла неясного происхождения, окруженная прикладными объектами: чёрной подушкой, вышитой хороводом из букв «я», пятнистым, рваным полотном «Мир соткан руками». Здесь будто больше реди-мейда – хотя и на втором этаже выставки его можно найти – и отголосков прошлых жизней объектов, поставленных плясать в один круг. 

Пространство разбито анабасисом лестницы: она ведёт в тёплую мастерскую от мерцающего опустения нижнего зала. После открытия «партер» вернули к исходной конфигурации, и перед органчиком и клавесином сидит отсутствующая публика; эффект завораживающий. 

Хоровод на втором этаже более живой и пёстрый, чем на первом, и поднимаясь по ступеням можно увидеть обвитое проволокой блюдце с молитвой на арамейском. Рядом лежит резная «Нина» Вовы Лило, буквы на которой сцепились в неразберихе танца. Даже появляется музыкальное сопровождение.

«Нина» Вова Лило
«Нина» Вова Лило

«Спиритический сеанс» Катарины Кано – это ваш постоянный спутник на выставке. Золотое зеркальце на красном фоне – тоже обвитое проволокой – показывает четыре пары рук, ворожащих над кругом с концентрическими надписями: буквами алфавита. «Сеанс» также издаёт зловещие звуки. В непривычном пространстве печатной мастерской художники, по сути, оставили ловкое напоминание о том, что хоровод ушёл. 

Метафора, подобранная PARAZIT, на выставке раскрывается не без определённого лукавства. Хоровод, как «многогранный маркер» по словам куратора Ксении Макаренко, собирает в себе напряжение: между эллиническим диптихом и дорожным знаком, «Полуденной охотой диоскуров» и «Сюда ходи». Проблема хоровода не разрешена; мы могли бы постулировать её как проблему единения, танцевального экстаза; но выставка в отрыве от реально прошедшего танца художников теряет саму решительность этого хода и остаётся лишь напоминанием о проблеме как таковой. Единение это призрачное, формальное: пока существует действительный круг выставки, хоровод продолжает идти. «Спиритический сеанс» заключён в проволоку, беспрестанно воспроизводя свой мистический труд.

«Спиритический сеанс» Катарина Кано
«Спиритический сеанс» Катарина Кано

Хоровод, конечно же, это оптика. Опорой видения становится окружность: расширяя те напряжения, с которыми сталкивается зритель, мы доходим до некого финального противоборства. Круг замкнут, но един; круг един, но замкнут. Хоровод суть разновидность круга, хоть и динамичная, колеблющаяся; любой момент хоровода можно совместить с любым другим, если не вдаваться в детали: если не сравнивать посекундно положение рук каждого танцора, если не сопоставлять прикладное искусство и картину. Через танец, через экстатическую пляску нас тянет видеть в выставке что-то свободное, и разношёрстность представленных работ здесь играет на руку вольности; но этот круг, этот круг, этот круг!..

«Спиритический сеанс» вызывает в памяти круг за кругом, ушедшие в картотеку образов памяти.

Есть что-то глубоко страшное в хороводе, в его повторяемости, в его геометрии. Каждый момент танца повторяет каждый предыдущий и предсказывает каждый последующий. Хоровод, наверное, это первый танец человечества, и наши пращуры не просто так уходили от него в более сложные формы. Давящее единство, единство заговора: каждая работа сводится к кругу, даже пространство с четырьмя углами, даже глаз смотрящего сводится к кругу.

Нет никаких оснований предполагать, что PARAZIT и Artarea Doc планировали создать выставку, которая будет так двояко воздействовать на публику. Здесь стоит, наверное, сказать пару слов об уподоблении: ведь имитация – высшая форма лести. Льстит ли хороводу зритель, когда ходит по кругу пространства, смотря на каждый объект в контексте предшествующих? Находит ли он свободу в единении, или же выставка разрешается в ничто, не находя синтеза множественности и единства?

«Спиритический сеанс» всё мягко подвывает у вас в ушах.

.

.

.

Выставка подготовлена проектом документального кино Artarea Doc и объединением PARAZIT

Пространство: креативный кластер Арте-Фактум

Автор рецензии: m. brochet 

от онлайн-журнала 

«(Не)диванный Культуролог»

#НеДиванныйКультуролог