Найти в Дзене
MVF Community

Итоги года на рынке современного искусства

13 декабря 2025 года в Лахта центр г. Санкт-Петербург прошла дискуссия среди представителей различных групп российского арт сообщества в рамках лектория зимнего маркета 1703. В дискуссии принимали участие: Модератор: Полина Бондарева — основатель школы masters, искусствовед, коллекционер. Спикеры: Мария Фильштинская — философ, культуролог, коллекционер, основатель архитектурного бюро и MVF community; Анна Баринова — основатель галереи Anna Nova Gallery, коллекционер; Ольга Профатило — сооснователь и арт-директор MYTH Gallery; Галина Леонтьева — искусствовед, арт-директор Marina Gisich Projects. На фотографии слева направо: Полина Бондарева, Ольга Профатило, Анна Баринова, Галина Леонтьева и Мария Фильштинская. В процессе дискуссии обсуждалось множество вопросов и аспектов деятельности на современном арт рынке России, но хочется подсветить следующие моменты, которые стали с одной стороны проблемами уходящего года, а с другой стороны очертили перспективы и тренды будущего арт рынка, без

13 декабря 2025 года в Лахта центр г. Санкт-Петербург прошла дискуссия среди представителей различных групп российского арт сообщества в рамках лектория зимнего маркета 1703.

В дискуссии принимали участие:

Модератор:

Полина Бондарева — основатель школы masters, искусствовед, коллекционер.

Спикеры:

Мария Фильштинская — философ, культуролог, коллекционер, основатель

архитектурного бюро и MVF community;

Анна Баринова — основатель галереи Anna Nova Gallery, коллекционер;

Ольга Профатило — сооснователь и арт-директор MYTH Gallery;

Галина Леонтьева — искусствовед, арт-директор Marina Gisich Projects.

На фотографии слева направо: Полина Бондарева, Ольга Профатило, Анна Баринова, Галина Леонтьева и Мария Фильштинская.
На фотографии слева направо: Полина Бондарева, Ольга Профатило, Анна Баринова, Галина Леонтьева и Мария Фильштинская.

В процессе дискуссии обсуждалось множество вопросов и аспектов деятельности на современном арт рынке России, но хочется подсветить следующие моменты, которые стали с одной стороны проблемами уходящего года, а с другой стороны очертили перспективы и тренды будущего арт рынка, безусловно не все, но ту часть, которую возможно было обсудить в рамках времени, отведенного на дискуссию.

Все активнее встают вопросы экологии, в части цикла утилизации крупных инсталляций, углеродного следа в арт индустрии, возникновение таких выставок как «Международная биеннале экологического искусства». Появление в России структур формирующие пространства и продающие искусство в формате вторичной перепродажи, возможно, кто-то может назвать это second hand contemporary art.

Сегодня Индивидуальное становится не менее важным, чем общественное, возможно даже более значимым, выходящим на первый план.

Покупают ли люди искусство из-за его ценности, статуса, эксклюзивности, доступа к определённой социальной нише?

Все тренды возникают под влиянием аутсайдеров и элиты, на мой взгляд сейчас как раз и в том числе сию секунду происходит очень интересная история, вернее творится история. Через элиту коллекционирования происходит вживление этого гена в общество потребления, видна интенция к массовому "околлекционированию" населения.

И здесь вопрос: с уходом «в тень» элитарности коллекционирования, которое протягивает через себя сам тренд на коллекционирование, поддерживает интерес к нему, задает ориентиры… С переходом в массовый сектор потребления, не станет ли это все обесцененным, безликим, стоит ли стремиться к такой массовости, не уйдет ли это с одной стороны за «железный занавес» непроникновения в элиты коллекционирования, а с другой стороны само слово/понятие «коллекционирование» уже не будет определять под собой что-то неуловимо необходимое как неотъемлемая часть символического капитала.

Опосредовано, через дискуссии, выставки, лекции в учебных заведениях в общество проникает культура коллекционирования, при этом происходит процесс формирования Профессиональных сообществ коллекционеров, как это делают ярмарки современного искусства, биеннале частных коллекций, впервые заявившая о себе в 2025 году.

Коллекционеры как, например, биобанки, имеют экономическую, социальную, политическую значимость.Коллекционер, это не просто социальный агент, покупатель и ценитель, но и ресурс. Со всем его многогранным и межинституциональным пониманием. Галереи начинают вести бизнес с учетом запросов и ориентиров в выборе искусства коллекционеров.

Коллекционеры и коллекционирование искусства как ресурса, определяющего и предвосхищающего ход времени становится государственным, культурным и национальным институтом, который влияет на арт рынок.

Мировая статистика говорит о том, что в России еще только начинает формироваться арт рынок, те показатели продаж, количества галерей, аукционов, коллекционеров является начальной ступенью к потенциалу этого направления.

Да, безусловно, продажи падают уже который год подряд, но стоимость самих лотов неуклонно растет. Особенно это видно в сегменте декоративно-прикладного искусства.

Однако, сегодня намечаются уже горизонты развития и роста. Ведущие галереи страны учитывая предыдущий опыт работы на низком рынке меняют стратегии взаимодействия, увеличивают свое присутствие не только в крупнейших городах Российской Федерации, но и в небольших городах. Активно используются и новые формы взаимодействия с аудиторией, такие как лекции, паблик токи, хепенинги и многие другие. Развитие онлайн-торговли и дигитализация помогают галереям расширять аудиторию.

Несмотря на спад продаж, статистика, подтверждающая увеличения галерей, говорит об, устойчивом спросе на искусство, в том числе благодаря расширению географии арт ярмарок и цифровизации общества.

С уважением, Мария Фильштинская

Присоединяйтесь к нашему сообществу в телеграмм. Читайте больше о самом интересном.