Найти в Дзене
Культуромания

Автор музыкального проекта #МУЗЫКАВМЕСТЕ Тимур Ведерников: «Люди стали любить себя и место, где они живут»

Трудовая тематика в искусстве — это целый пласт музыкальной культуры. Наиболее ярко она раскрылась в советский период: гимны индустриальному прогрессу прославляли трудовые достижения, мощь заводов и фабрик и созидательный дух эпохи, подчеркивая ценность профессионального мастерства и силу коллектива.
В 2025 году Благотворительный фонд актеров при поддержке Президентского фонда культурных инициатив организовал Всероссийский литературно-музыкальный конкурс «Как звучат ремесла». В рамках проекта авторы со всей России представили песни и стихи, посвященные теме труда. «Культуромания» поговорила с одним из членов жюри конкурса — музыкантом, певцом, композитором, продюсером, автором музыкального проекта #МУЗЫКАВМЕСТЕ Тимуром Ведерниковым.
— Тимур, давайте начнем с вашего, наверное, самого масштабного проекта «Музыка вместе», каждый клип которого набирает миллионы просмотров. Как вам пришла мысль адаптировать формат американского Playing for change для нашей страны?
— Когда я впе

Трудовая тематика в искусстве — это целый пласт музыкальной культуры. Наиболее ярко она раскрылась в советский период: гимны индустриальному прогрессу прославляли трудовые достижения, мощь заводов и фабрик и созидательный дух эпохи, подчеркивая ценность профессионального мастерства и силу коллектива.

В 2025 году Благотворительный фонд актеров при поддержке Президентского фонда культурных инициатив организовал Всероссийский литературно-музыкальный конкурс «Как звучат ремесла». В рамках проекта авторы со всей России представили песни и стихи, посвященные теме труда. «Культуромания» поговорила с одним из членов жюри конкурса — музыкантом, певцом, композитором, продюсером, автором музыкального проекта #МУЗЫКАВМЕСТЕ Тимуром Ведерниковым.

— Тимур, давайте начнем с вашего, наверное, самого масштабного проекта «Музыка вместе», каждый клип которого набирает миллионы просмотров. Как вам пришла мысль адаптировать формат американского Playing for change для нашей страны?

— Когда я впервые увидел проект Playing for change, мне безумно понравилась его идея. Это был 2011 год. И я заболел идеей сделать такой проект в России. Во-первых, Россия огромная, как целая планета. 11 часовых поясов, климат от Северного полюса до субтропиков. Разнообразие культур разных народов! Тем более после 2014 года на многих медиаресурсах ощущался негатив в отношении нашей страны, и мне хотелось создать что-то, что вызовет только положительные эмоции, независимо от политических взглядов. Я начал искать партнеров для этого проекта. И первым откликнулся Ростислав Гольдштейн. Тогда сенатор от ЕАО, а ныне глава Республики Коми. В 2016 году мы сделали первый ролик в Еврейской автономной области — с песней «Как прекрасен этот мир». Тогда стало ясно: эта история должна жить. Этот видеоролик заметили в «Росатоме» и вскоре директор департамента по взаимодействию с регионами Андрей Полосин предложил мне сделать 10 клипов для атомных городов. С этого момента проект пошел в рост.

— Вы ожидали такой успех?

— Нет, конечно. Я не ожидал такого успеха и не прогнозировал его. Мне просто хотелось создать что-то красивое, позитивное, музыкальное. Но оказалось, что такое сочетание факторов, как общий культурный код страны, память старых песен, качественно сделанные аранжировки и красивые видеоролики сработало. Еще один важный аспект — песни поют простые люди, жители этих атомных городов. Зрители, глядя на видеоролики, узнавали своих друзей и близких, родные города. Думаю, в такой искренности и есть секрет успеха. Но, конечно, за всем этим стоит наша команда профессионалов, которая воплотила проект в жизнь.

— «Музыка Вместе» — это «Песни Великой Страны», «10 песен чемпионов», «10 песен атомных городов», «10 песен Победы», песни, которые поют дети «Артека», «Орленка», «Смены» и «Океана», работники РЖД и Трубной Металлургической Компании (ТМК), военкоры и жители Донбасса, строители АЭС «Аккую» и многодетные семьи... Можете сказать, сколько всего песен было исполнено за 9 лет проекта и как их отбирали?

— Мы выпустили уже более 160 роликов. Каждая песня подбирается специально под проект. Например, при подготовке съемок в Чеченской Республике мы понимали, что нужен материал, соответствующий местным традициям и представлению жителей этого региона о прекрасном. Поэтому выбрали песню на чеченском языке, а также на русском — «Как живешь ты, отчий дом?» Для Чечни тема дома и семьи очень важна, и это было важно учесть. В случае с Калужской областью мы сразу остановились на песне «Земля в иллюминаторе». Кроме того, губернатор Калужской области Владислав Валерьевич Шапша предложил записать еще одну песню «На дальней станции сойду», где и сам исполнил отрывок. Выход обеих песен был приурочен к юбилею Калуги.

Обычно я сам подбираю все песни или, если мне рекомендуют композицию, то обязательно должен прочувствовать ее как музыкальный продюсер. Продумываю аранжировку, музыкальное прочтение — и только тогда принимаю решение о включении песни в проект.

— А как обстоит дело с авторскими правами?

— Конечно, мы всегда очищаем все авторские права: связываемся с правообладателями – наследниками или авторами, и заключаем договоры. Как правило, авторам нравится, что мы делаем, и они с удовольствием идут навстречу.

Создание одного ролика требует значительных временных и финансовых вложений. Поэтому крайне важно заранее урегулировать все юридические вопросы, иначе есть риск, что ролик придется удалить с платформ.

При этом мы защищаем права только в составе аудиовизуального продукта, то есть видеоклипа. Отдельно защищать права на аудиотрек оказалось очень дорого. Выкладывать аудио на «Яндекс Музыку», «Сбер Музыку», Apple Music и другие платформы мы пока не можем, поэтому проект «Музыка вместе» присутствует только на видеоплатформах — «ВКонтакте», «Одноклассниках», RuTube, «Дзен». Но мы работаем и над этим.

— Какие еще темы планируются в рамках «Музыки вместе»?

— У нас много планов. Например, хотим обратиться к казачьему песенному наследию. В Российском государственном реестре – более полутора десятка казачьих обществ, и у каждого — потрясающий музыкальный материал, который знает весь народ.

Сейчас мы хотим сделать проект на Урале — «Герои нашего времени». Это серия песен, посвященных современным героям: и героям специальной военной операции, и героям труда – металлургам, учителям и другим людям героических профессий. Раньше таких песен было много – они воспевали труд, и нам важно продолжить эту традицию.

Кстати, конкурс «Как звучат ремесла», где я выступаю членом жюри, тоже посвящен теме труда и благородству рабочих профессий.

Третий масштабный замысел — «Песни Великой Страны». Мы хотим создать музыкальные визитки каждому региону нашей Родины, как это уже было сделано в Чечне, Оренбурге, Калуге, на Сахалине. В ближайших планах — Татарстан и Камчатка, а впоследствии и для всех регионов. Работа предстоит объемная, но значимая.

И наконец, обдумываем создание продюсерского центра на базе «Музыки вместе». За годы работы мы записали более четырех тысяч человек, возможно, уже около пяти тысяч. Среди них не только талантливые исполнители, но и авторы собственных песен. Хотелось бы собрать среди них лучших, самых интересных и создать вместе с ними новые оригинальные композиции, выпускать клипы и продвигать этих артистов, а вместе с ними и регион, откуда они родом. Такая линия тоже развивается в рамках проекта «Музыка вместе».

— Когда-то вы уже объездили всю страну с группой «ГрАссМейстер» и Грушинским фестивалем. Сейчас вы снова знакомитесь с людьми из разных регионов нашей большой страны. Что изменилось?

— Действительно, в период работы в группе «ГрАссМейстер» я много гастролировал. Были еще мюзиклы «Метро» и «Нотр-Дам де Пари», где я исполнял главные роли — с ними тоже проходили гастрольные туры.

Изменилось очень многое. Города стали чище, удобнее, появилась инфраструктура, дороги.

Я много езжу по дорогам России и могу отметить: если раньше была поговорка, что в России две беды – дураки и дороги, то со второй бедой мы потихоньку справляемся. Осталась первая. Впрочем, и дураков, мне кажется, стало меньше. Люди поняли, что если работать, то все будет хорошо. Главное — не лениться.

Еще одно важное наблюдение: изменилось отношение людей к себе, своей стране, городу. Люди стали любить себя и место, где они живут. А ведь это именно то, ради чего изначально делался проект «Музыка вместе». Сейчас, когда я езжу по стране, я вижу красивую страну, красивые места и красивых людей. Конечно, еще есть огромное количество проблем, но изменилось внутреннее самосознание людей, понимание того, кто мы, где живем и что можем. Наверное, это самое главное.

— «Музыка вместе» тоже проходит при поддержке ПФКИ. Вы смогли бы осуществить свой проект без гранта?

— Первые проекты мы делали без грантовой поддержки. И сейчас у нас есть проекты, которые финансируются напрямую регионами или предприятиями. Например, так было с РЖД и ТМК, Калужской областью.

Но Президентский фонд культурных инициатив — это уникальный инструмент реализации творческих проектов. Благодаря грантам фонда авторы интересных проектов могут получить финансирование, для этого нужно грамотно оформить заявку и пройти экспертный отбор. Это очень здорово. Надо понимать, что самые масштабные проекты были реализованы именно с Президентским фондом культурных инициатив.

Я безумно благодарен ПФКИ за поддержку и доверие экспертов, выбирающих наш проект. Надеюсь, что и дальше мы будем отвечать на это высококачественными работами и высокими просмотрами.

-2

— Хотелось бы узнать ваше отношение к конкурсу «Как звучат ремесла». Почему вы решили участвовать в работе жюри? Это большая ответственность или, в первую очередь, удовольствие? Насколько популярна сейчас тема труда в музыке? Что ожидаете и как относитесь к музыкальным конкурсам в целом?

— Мне очень близка тема рабочего человека в песне. Я люблю старые песни: «Когда весна придет, не знаю», из фильма «Девушка без адреса» со словами «Со смены отправлюсь на поиски вновь». В советской песне человек труда представал как носитель истинных ценностей – это было правильно, важно и достойно гордости.

Сейчас таких песен стало меньше, и, мне кажется, что это неправильно. Да, нужны айтишники, креативщики, музыканты, но если не будет людей труда, работающих на заводах, не будет и всего того индустриального изобилия, технического прогресса и удобства, в котором мы живем. Все это создается рабочими руками. Именно поэтому так важно писать такие песни, популяризировать и героизировать людей рабочих профессий.

К конкурсам я отношусь спокойно. С одной стороны, это испытание для каждого участника. Я и сам участвовал во многих конкурсах — например, победил в «Лестнице в небо», первом телевизионном вокальном конкурсе, который появился задолго до «Голоса». Конкурс — это всегда стресс. Но если ты действительно талантлив и интересен, тебя заметят. Даже без первого места яркая личность не останется в тени. Журить я не люблю, мне сложно оценивать кого-то. Но раз уж взялся, моя задача — сделать это максимально честно, открыто и искренне.

— По каким критериям вы будете оценивать участников конкурса? Что для вас важно в оценке авторской песни?

— Для меня существуют три ключевых критерия оценки. Первый — это смысл произведения. Второй — артистизм, умение донести песню так, чтобы тебя услышали и поверили. Третий — музыкальность, то есть гармоничное единство всех трех компонентов: песня должна быть интересной, убедительной, а музыка, слова и образ исполнителя — составлять единое целое.

— Бывает ли внутренний конфликт, когда вам лично очень нравится песня, но вы понимаете, что по строгим критериям она уступает другим? Как разрешаете такую ситуацию?

— Если песня мне нравится, но по каким-то критериям она не проходит или не находит отклик у других членов жюри, у меня всегда есть возможность связаться с этим человеком и предложить сотрудничество. У меня есть своя студия и продюсерский центр.

Победа или поражение в конкурсе еще ничего не значит. Главное — верить в себя, в свои силы и в то, что ты пишешь. Всегда найдется человек, который увидит твой талант и поможет его реализовать.

— Как вы относитесь к тому, что решения жюри часто подвергаются критике со стороны публики и экспертов? Это неизбежная часть работы?

— Конечно, критика — это неизбежная часть работы. У каждого участника есть свои фанаты, убежденные, что именно он достоин победы. Поэтому волна критики будет всегда, к этому нужно относиться спокойно и понимать, что конкурс — дело житейское. Это фиксация момента: вот в этот конкретный день, в эту единицу времени победил этот человек, потому что по совокупности критериев он оказался лучшим. Жюри тоже может ошибаться, это не последняя инстанция.

Всем конкурсантам, которые не пройдут и не выиграют что-то в нашем конкурсе, я желаю не останавливаться. Никогда не знаешь, в какой момент «выстрелит» твое творчество, и ты станешь популярным, но всегда нужно быть к этому готовым.

— Вы уже несколько лет задействованы в программах Андрея Малахова «Привет, Андрей!» и «Песни от всей души». Не раскроете секрет, как редакция находит героев передач?

— Да, я с большим удовольствием принимаю участие в этих программах. Они очень народные, очень трогательные. Редакции находят участников разными путями. Во-первых, нам пишут письма сами претенденты или их друзья. Редакция внимательно изучает каждый запрос, если человек обладает яркой судьбой, интересным талантом или самобытной песней, его данные вносят в специальную картотеку. Когда появляется подходящая передача — по смыслу, содержанию песни или жизненной ситуации — с кандидатом связываются.

Второй способ — интернет. Редакторы отслеживают актуальные тренды и обращают внимание на тех, чья популярность основана на общечеловеческих ценностях. Таких людей тоже приглашают в программы.

Бывает и так, что редакторы смотрят ролики проекта «Музыка вместе», замечают интересного человека и просят помочь его найти. А бывает и наборот: я вижу в передаче интересных людей и приглашаю их в проект. Такое вот взаимное обогащение.

— Что бы вы хотели пожелать или посоветовать участникам конкурса «Как звучат ремесла»?

— Как уже было сказано, главное — не падать духом, если победа обошла вас стороной. Это всего лишь момент времени. Сегодня обстоятельства сложились так, но завтра все может измениться. Даже тот же Ярослав Дронов, известный как Shaman, когда-то участвовал в конкурсе у Аллы Пугачевой и не прошел дальше. Однако это не стало преградой на пути к его нынешнему успеху.

Мой совет: продолжайте творить. Пишите песни, ищите свой путь и свое место в мире. Только так вы найдете свою аудиторию, свое место под солнцем и сможете заниматься любимым делом.

— Возьмете понравившуюся вам песню в репертуар «Музыки вместе»?

— Вполне возможно. Тем более, если песня будет особенно интересной. Повторюсь, в следующем году я планирую запустить проект, посвященный людям рабочих профессий, и, если появится песня, которая гармонично впишется в концепцию — и по смыслу, и по музыкальному решению, я с удовольствием ее возьму.

Желаю всем конкурсантам получить огромное удовольствие от участия. Победа — это важно, но еще важнее общение внутри конкурса: с коллегами, авторами из других городов. Именно это творческое взаимодействие зачастую становится источником новых идей и проектов.

-3

Беседовала Вероника Скворцова

Фото из личного архива Тимура Ведерникова