Найти в Дзене
Hi-Tech Mail

Крыс научили играть в DOOM

Лабораторных крыс научили довольно неплохо играть в DOOM. При чем грызуны не просто бегают по виртуальным коридорам, а могут нажимать спуск и атаковать врагов. Эксперимент, начавшийся как почти шуточный проект, за четыре года превратился в полноценную исследовательскую платформу. Проектом руководит нейроинженер Виктор Тот. Еще в 2021 году он показал установку, в которой крысы перемещались по упрощенному уровню DOOM II. Тогда животные находились в упряжи над свободно вращающимся шаром: бег по поверхности переводился в движение персонажа вперед. За правильные действия крысы получали награду в виде подслащенной воды. Формально это работало, но взаимодействие с игрой было минимальным. Во втором поколении системы подход стал заметно сложнее. Обновленная установка по-прежнему считывает реальные движения крысы и переносит их в виртуальную среду Doom, но теперь поддерживает более свободную навигацию и дополнительные действия. Главное изменение — изогнутый AMOLED-экран, который охватывает поле

Лабораторных крыс научили довольно неплохо играть в DOOM. При чем грызуны не просто бегают по виртуальным коридорам, а могут нажимать спуск и атаковать врагов. Эксперимент, начавшийся как почти шуточный проект, за четыре года превратился в полноценную исследовательскую платформу.

Проектом руководит нейроинженер Виктор Тот. Еще в 2021 году он показал установку, в которой крысы перемещались по упрощенному уровню DOOM II. Тогда животные находились в упряжи над свободно вращающимся шаром: бег по поверхности переводился в движение персонажа вперед. За правильные действия крысы получали награду в виде подслащенной воды. Формально это работало, но взаимодействие с игрой было минимальным.

   Крыс научили играть в Doom
Крыс научили играть в Doom

Во втором поколении системы подход стал заметно сложнее. Обновленная установка по-прежнему считывает реальные движения крысы и переносит их в виртуальную среду Doom, но теперь поддерживает более свободную навигацию и дополнительные действия. Главное изменение — изогнутый AMOLED-экран, который охватывает поле зрения животного и создает более стабильную и погружающую визуальную картину, чем прежние плоские дисплеи.

Для ориентации в пространстве используется необычная обратная связь: при столкновении со стеной на морду крысы подается мягкий поток воздуха. Это неинвазивный способ дать понять, что путь перекрыт, не полагаясь исключительно на метод проб и ошибок. А главное нововведение — физический спусковой механизм. Теперь крыса может нажать его и активировать стрельбу в Doom, то есть выполнять сразу несколько осмысленных игровых действий.

   Крыс научили играть в Doom
Крыс научили играть в Doom

Важно подчеркнуть: никаких имплантов или нейроинтерфейсов в эксперименте нет. Вся система построена на внешних датчиках, отслеживании движений и обучении через вознаграждение. Аппаратная часть остается открытой и относительно доступной, что делает проект интересным не только для ученых, но и для инженеров-энтузиастов.

Речь по-прежнему не идет о том, что крысы понимают DOOM так, как это делает человек. Однако обновление показывает, что платформа доросла до более сложных экспериментов. Ограничением теперь становится не техника, а время и методика обучения. И в этом смысле старая игра снова оказалась на удивление полезной: легкий, гибкий и хорошо изученный движок Doom превратился в удобный виртуальный полигон для исследований.

   Крыс научили играть в Doom
Крыс научили играть в Doom

Читайте также нашу статью о том, как российская компания Neiry представила голубя-биодрона.