Подводя итоги летней оздоровительной кампании 2023 года, хотелось бы вспомнить, с какими наиболее актуальными проблемами пришлось столкнуться организаторам детского отдыха в прошлом году.
Как отмечают А.Ю. Фодоря и Г.В. Заярская, в процессе планирования и реализации массового детского отдыха в регионах Российской Федерации организаторы детского оздоровительного отдыха ежегодно сталкиваются с рядом важнейших проблем. Среди них специалисты ГАУК «МОСГОРТУР» в своей статье называют следующие:
- «недостаточная доступность детского отдыха для массового потребителя услуги в российских регионах и, одновременно, финансово-экономическая убыточность детских оздоровительных лагерей;
- низкая (утвержденная региональными властями) стоимость льготных путевок в детские лагеря;
- ощутимый дефицит медицинского персонала в детских оздоровительных лагерях;
- низкая конкурентоспособность профессии «вожатый» у современной молодежи».
К перечисленным выше проблемам, сдерживающим развитие сферы детского отдыха и оздоровления, добавляются новые, наиболее актуальные.
Как показывает наш собственный анализ практики, ежегодно меняются условия проведения предстоящей летней кампании в стране, что напрямую формирует спрос на летний отдых. Важно начать относиться к сфере детского отдыха и оздоровления не только как к «… востребованной россиянами сфере организации услуг досуга и дополнительного развития своего ребенка», но и как к «… рынку детского отдыха и оздоровления, сосредоточенного на своей сфере деятельности», – пишет В.В. Овчинников в своих материалах.
«Всю совокупность качественных изменений, которые мы наблюдаем в целом в сфере и в работе Государственного автономного учреждения культуры города Москвы «Московское агентство организации отдыха и туризма» (ГАУК «МОСГОРТУР») в частности, можно охарактеризовать как модернизацию бизнес-процессов».
Возникающие проблемы в сфере детского отдыха важно воспринимать в качестве актуальных вызовов времени и задач, стоящих перед отраслью.
Хотелось бы отметить, что специалисты и ученые ГАУК «МОСГОРТУР» достаточно обстоятельно подходят к организации детского отдыха и оздоровления для социально незащищенных категорий детей г. Москвы, но и серьезно, опираясь на научные подходы к исследованию социальной сферы детского отдыха, анализируют свою деятельность, проводя социологические, психолого-педагогические, маркетинговые и другие исследования. Результаты таковых находятся в открытом доступе для специалистов детского отдыха.
Положительный пример опоры на научный подход в работе ГАУК «МОСГОРТУР» перенимают у них и другие туроператоры, учреждения и организации. ООО «Инкэмп.ру» – одна из них. Это первый информационный интернет-каталог детских лагерей, туров и досуга с бесплатным сервисом бронирования и кешбэком.
По данным Росстата, ежегодно в детских лагерях России отдыхает 5–6 млн детей. Но участники рынка обращают внимание на то, что основная масса этих поездок приходится на учреждения дневного пребывания. Емкость классических детских лагерей оценивается нами в 400–600 тысяч мест.
В течение всего 2023 года мы четко отслеживали ситуацию на рынке детского отдыха, проводя на площадке Яндекс WordStat мониторинг клиентского спроса на услуги детского отдыха в РФ в течение 2023 года.
Таблица 1. Динамика клиентского спроса на услуги детского отдыха в РФ в течение 2023 года.
Анализ показателей позволил сделать нам вывод о том, что среди клиентов наблюдался в течение всего 2023 года ажиотаж раннего бронирования: все ждали продления программы детского кешбэка.
В 2022 году по программам детского туристического кешбэка съездили в лагерь более 450 тыс. детей. Продажи в рамках этой акции проходили с 31 марта до 31 августа 2022 года. Отдых детей по программе кешбэка проходил с начала мая до конца сентября 2022 года. Расплачиваясь картами «Мир» за путевки в детские лагеря, участвовавшие в программе, россияне получали возврат 50 % от их цены, но не более 20 тысяч руб. Количество поездок для ребенка и трансакций для каждой карты не ограничивалось. Суммарно на выплаты изначально планировалось направить 7,5 млрд руб.
За два месяца работы детского туристического кешбэка, по заявлению вице-премьера Дмитрия Чернышенко, к 24 мая по программе уже было реализовано 420 тыс. путевок на сумму 13,7 млрд руб., за которые соотечественники получили возврат почти на 6 млрд руб.
К сожалению, туристический и детский кешбэк не вернулись в 2023 году. Дело в том, что кешбэк был временной антикризисной мерой, поэтому в бюджете на 2023–2025 годы средства на эти программы не были предусмотрены. В Министерстве экономики пояснили, что и без кешбэка туристические путевки и путевки в детские лагеря на предстоящие сезоны бронируют активно.
Дело в том, что одной из актуальных и востребованных мер государственной финансовой поддержки отрасли в РФ в 2022 году специалисты называют услугу по предоставлению сертификатов на отдых и оздоровление детей. В ранее опубликованных статьях Д.А. Буянов, Г.В. Заярская и А.Ю. Фодоря проанализировали позитивные и негативные стороны данной меры. Д.А. Павлович в целом характеризует особенности государственного управления системой детского отдыха и оздоровления на современном этапе.
Ограничение международного авиасообщения в условиях санкций, стимулирующие акции властей и волна отложенных продаж привели к ажиотажному спросу в России на путевки в детские лагеря. Причем в связи с продлеваемым мораторием на полеты в аэропорты южных регионов интерес к отдыху в Центральной России летом 2023 года (как и в 2022 году) оказался выше, чем к поездкам на курорты Краснодарского края (доля в общем объеме 23 %) и Крыма (4 %) (см. таблицу 2).
Многие родители отказались отправлять детей в Крым из-за опасений по поводу безопасности и проблем с транспортным сообщением. Сниженным остается спрос и на Краснодарский край, так как во многие локации можно доехать только на поезде, к этому не все готовы. Хотя к снижению цен этот тренд пока не привел: на рынке только начинают появляться специальные предложения с дисконтом.
Наиболее оживленным летний сезон стал для лагерей в центральной части России, в частности — в Московской (доля в общем объеме 31 %) и Ленинградской (17 %) областях (см. таблицу 2). Из-за тревожного информационного фона многие родители сейчас предпочитают, чтобы дети отдыхали в регионе проживания.
Таблица 2. ТОП предпочитаемых клиентами регионов детского отдыха в РФ в 2023 году
Средняя стоимость путевки на отдых в 2023 году в Краснодарском крае составила 63 226,82 руб. (без учета трансфера), в Крыму — 58 159,48 руб. (без учета трансфера), в Москве и Московской области — 53 270,76 руб. за смену, в Санкт-Петербурге и Ленинградской области — 42 794 руб.
Относительно 2022 года расходы на детский отдых по путевке выросли на 8 % в Нижегородской области, на 7 % — в Крыму, Москве и Московской области, в Пермском крае, на 6 % — в Краснодарском крае, на 2 % — в Санкт-Петербурге и Ленинградской области. Есть и обратные примеры некоторого снижения цен: на 15 % — в Новосибирской области, на 13 % — в Рязанской области, на 10 % — в Калужской области и в Татарстане.
Ценовая политика лагерей сильно различается. Однако общему росту цен способствовали увеличение продаж, рост себестоимости оказания услуг на фоне инфляции и стремление лагерей компенсировать потери за время пандемии. Вывод очевиден: в 2023 году мы наблюдали рост цен +7 %, Крымское направление — в аутсайдерах, растет спрос на отдых в регионе проживания.
Основными зарубежными направлениями организованного детского отдыха сейчас остаются Турция (44 %), Объединенные Арабские Эмираты (14 %) и Беларусь (14 %). Поездки на отдых в остальные страны осуществляются под запрос. Турция удерживает лидерство, как и в 2022 году, несмотря на 40 % сокращение доли страны в общем объеме по сравнению с 2022 годом. Уровень спроса на отдых в Белоруссии в 2023 году тоже ниже, чем в предшествующем году, но лишь на 10 %. При этом необходимо отметить поистине «взрывной» рост потребительского спроса на отдых в ОАЭ — на 800 % по сравнению с уровнем спроса в 2022 году.
В Турции действуют, в частности, языковые лагеря. Хотя их уровень не настолько глубок, как в европейских странах, зато предлагается интересная программа и погружение в языковую среду.
Таблица 3. ТОП предпочитаемых клиентами регионов детского отдыха за рубежом в 2023 году
Детские программы за рубежом обычно обходятся дороже, чем в России. Так, средняя стоимость путевки в Турции в 2023 году составляет 113 789,14 руб. Рост цен по сравнению с 2022 годом в среднем составил 65 %. Стоимость отдыха в ОАЭ значительно выше, чем в Турции: в среднем стоимость путевки — 167 464,62 руб. Рост за год составил 56 %.
Средняя стоимость путевки на отдых в 2023 году в Сингапуре — 253 064,48 руб., в Китае — 244 091,43 руб., в Южной Корее — 227 636,13 руб., на Мальте — 186 506,39 руб., в Ирландии — 161 349,85 руб., в Великобритании — 159 637,03 руб. Помимо стоимости самой путевки необходимо учитывать и расходы на оформление визы и авиаперелет.
На этом фоне выигрышно смотрится средняя стоимость путевки на отдых в Белоруссии — 55 281,81 руб. Рост за год составил 27 %.
В этой связи можно сделать вывод, что детский отдых за рубежом следует тенденциям выездного туризма.
По данным опроса банка «Открытие», 46 % россиян планировали потратить на детский отдых в этом году до 30 тысяч руб., 20 % — 50–75 тысяч руб., 18 % — 30–50 тысяч руб., 16 % — более 75 тысяч руб. Это примерно соответствует расходам, которые соотечественники планировали годом ранее. Реальные затраты оказались выше, чем планировало большинство опрошенных.
Готовность потратить на путевки на детский отдых в 2023 году, согласно данным о бронировании путевок, рассматривается в диапазоне от суммы менее 20 тысяч руб. (11,87 % клиентов) до суммы более 160 тысяч руб. (0,9 % потребителей).
Таблица 4. Статистика бронирования путевок различной стоимости в 2023 году
Наибольшее количество (30 %) клиентов забронировали путевки стоимостью от 40 до 60 тысяч руб. На втором месте по численности (26,42 %) — группа потребителей, готовых заплатить за путевку от 60 до 80 тысяч руб. На третьем месте (24,04 %) — клиенты, которые забронировали путевки стоимостью от 20 до 40 тысяч руб.
Таким образом, мы наблюдаем рост цен на путевки в сфере детского отдыха, а также то, что организаторы детского отдыха осуществляют экономию за счет снижения продолжительности заездов.
Таким образом, обобщая данные нашего анализа услуг в сфере детского отдыха, можно сформулировать следующие итоги 2023 года:
- мы наблюдаем рост цен на детский отдых;
- увеличение собственниками инвестиций в инфраструктуру объектов детского отдыха;
- зафиксирован рост спроса на отдых в регионе проживания (Московская область, Ленинградская область);
- возникли временные проблемы с железнодорожным трансфером к месту отдыха и обратно;
- Крымское направление для детского отдыха — в аутсайдерах;
- преобладание спроса на краткосрочные заезды;
- государство реализует федеральные и региональные меры поддержки сферы детского отдыха и оздоровления.
Согласно нашему прогнозу на 2024 год, можно ожидать:
- негативное влияние современных демографических процессов на сферу услуг в целом, на сферу детского отдыха в частности;
- проблему с подбором профессиональных кадров для сферы детского отдыха (по оценке ВЦИОМ);
- отсутствие государственной программы кешбэка;
- плавное снижение спроса на детский отдых в перспективе пяти–десяти лет;
- усиление роли государственного сектора;
- рост конкуренции детского отдыха с другими формами досуга.