Вечер. В избе тихо, и только печка шумит — будто внутри очага бьётся сердце. Подкидываешь полено, шевелишь заслонку, и пламя вспыхивает в ответ, жадно облизывая дерево алыми языками.
Для людей Древней Руси огонь был не просто стихией или удобством. Он был живым существом — с ним ласково разговаривали, оставляли “угощение”, боялись оскорбить…
Сварожич — так называли воплощение огня — почитался во всех славянских культурах, пусть и в разном виде (от верховного божества до священного духа пламени).
🏠 Огонь и дом: почему очаг определял жизнь
Когда читаешь про огонь в народных представлениях, понимаешь простую вещь: очаг — это не часть жилища, а его центр. Он кормит, сушит, спасает от лютого холода, дарит свет… Огнём расчищали лес под будущие города да поля — он не только хранил внутреннее хозяйство, но и расширял внешнее.
И такая всесторонняя помощь рождала благоговение, уважение.
Недаром огонь воспринимали как силу, от которой зависит благополучие семьи, а сам двор, хозяйство называлось “огнищем”. Отсюда пошли и такие термины, как “огнищанин”, “тиун огнищный” — управляющий княжьим хозяйством.
А раз очаг определял жизнь семейства, то и сам был живым: его можно было и рассердить, и, наоборот, порадовать.
🙂 «Огонёк, батюшка огонёк»: с огнём разговаривали как с живым существом
В Вологодской губернии об огне говорили ласково: «Огонек, огонек, батюшка огонек!» А на ночь его “гасили” словами: «Спи, батюшка огонек!»
Чтобы огонь не оставался “обделённым”, в Подольской губернии могли оставить в печи горшок с водой и полено — буквально “чтобы огню было что есть и пить”.
А если огонь — живой, значит, с ним нельзя обращаться грубо. Отсюда — запреты.
🚫 5 табу про огонь — и что за ними стояло
1) ❌ Не плюй в огонь
Плевать в огонь считалось грехом.
А народные представления “добавляли” к духовному запрету понятное телесное последствие: «не плюй в огонь — огники на губах будут».
Под огниками (вогныками) наши предки подразумевали разные воспалительные заболевания кожи, например, “простуду на губах” (герпес). Жжение, нарывы и прочие неприятные симптомы считались прямыми последствиями оскорбления огненной стихии.
2) ❌ Не делай в огонь “грязного”
Также нельзя и мочиться в огонь, бросать в него нечистоты — тогда “огонь иссушит тебя заживо”.
Если огонь всё-таки оскверняли, его гасили и зажигали новый, “живой” (об этом — ниже).
3) ❌ Не оставляй огонь “голодным”
Отсюда — и привычка “подкармливать” очаг (вода + полено). Это продолжение той же идеи: огонь — не вещь, с ним поддерживают правильные отношения.
Важно также то, что огонь выступал посредником между высшими силами и простыми людьми: путём сжигания приносились жертвы многим богам, и даже мёртвых родичей славяне не хоронили — до принятия христианства практиковалось трупосожжение (кремация), а не привычное нам сейчас трупоположение в землю.
Но и “перекармливать” Сварожича нельзя: если в избе уже горел очаг, разводить другой не приветствовалось. Не рекомендовалось зажигать дома три огня (например, три свечи), — к горячке или иной болезни у членов семьи.
4) 🔥 “Живой огонь” — для очищения и лечения
Когда случались повальные болезни и падёж скота, прибегали к особому огню — «живому», добытому трением сухого дерева (обычно липы) при полном молчании и с обязательным условием: во всём селении гасили “старый” огонь.
5) ⚡ Небесный огонь (молния) — святой, “страшный”
Когда огонь приходит сверху, он становится знаком. У славян поражение молнией порой воспринимали как “волю свыше” — и даже спасать пострадавшего считали грехом.
А на Ильин день (традиционно связанный с Перуном, функционал которого достался в наследство христианскому святому) разжигать новый огонь и вовсе запрещалось: иначе молнии рассвирепеют.
Так же отмечено и представление, что грозовой пожар от воды “только разгорается”, поэтому его могли тушить молоком или квасом, а также пользоваться освящёнными предметами; приводится поговорка: «дым на дым или огонь на огонь не идет».
🌾 Многоликий Сварожич: от овина до престола
На Руси огонь связывали не только с печью, но и с хозяйством: Сварожичу как огненному божеству могли молиться у овина — там, где сушили снопы и где “огонь решал судьбу урожая”.
А вот у полабских славян (одни из предков лужичан) Сварожич в источниках выглядит уже фигурой более высокого ранга — его иногда называют одним из главных богов наряду с Триглавом и Святовитом.
✝️ После крещения Руси: огонь не исчез, а сохранился в народной памяти
С приходом христианства часть огненных практик получила новое объяснение, но сама важность огня — как очищающего и сакрального — долго не уходила. Порой несколько веков в молитве при освящении воды звучало добавление про освящение “Духом… и огнём”, но позже священнослужители заметили, что в греческих книгах этого нет, и в 1626 году упоминание огня начали исправлять и удалять.
Впрочем, мы до сих пор помним Сварожича: купальские костры, Масленица, зажжение домашнего очага у молодожёнов…
🖋️ Пламя в моей текущей работе
Также занимает ключевую роль: с помощью огня и дыма один из героев способен заглядывать в будущее, другой же повергает в пепел языческое капище, отказываясь от прежнего себя и заново перерождаясь подобно мифическому фениксу.
☕ Вопрос напоследок
А у вас в семье существовали “огненные” запреты? Присказки и поговорки «в огонь не плюй», «не балуйся у печки», «огонь нельзя обижать» — или что-то другое? 🙂
📚 Источники (для желающих копнуть глубже)
- Черных В. В. Культ огня в мировоззренческой основе народов Древней Руси // Известия Иркутского государственного университета. Серия: Политология. Религиоведение. 2007. Т. 1. С. 275–284.
- Рыбаков Б. А. Язычество древних славян. М.: Наука, 1981.
- Успенский Б. А. Филологические разыскания в области славянских древностей: Реликты язычества в восточнославянском культе Николая Мирликийского. М.: Изд-во МГУ, 1982.
- Зеленин Д. К. Восточнославянская этнография / пер. с нем. К. Д. Цивиной. М.: Наука (Главная редакция восточной литературы), 1991.
- Славянская мифология: энциклопедический словарь / науч. ред. В. Я. Петрухин, Т. А. Агапкина, Л. Н. Виноградова, С. М. Толстая. М.: Эллис Лак, 1995.
- Максимов С. В. Нечистая, неведомая и крестная сила. СПб.: Товарищество Р. Голике и А. Вильборг, 1903.
- Срезневский И. И. Святилища и обряды языческого богослужения древних славян, по свидетельствам современным и преданиям. Харьков: Университетская типография, 1846.
- Даль В. И. Пословицы русского народа: в 2 т. М.: Художественная литература, 1984.
#ДревняяРусь #Славяне #Язычество #Мифология #Фольклор #Традиции #Огонь #Очаг #РусскаяПечь #Поверья #Этнография #История #СлавянскиеБоги #ИсторическийРоман