Найти в Дзене
Анастасия Постригай

Обмен картинами между Третьяковкой и Пушкинским

В Пушкинском музее идёт выставка «Марк Шагал. Радость земного притяжения». Это первый за 40 лет масштабный показ его «русского периода»: от раннего Витебска до эмиграции в 20-х. Я сходила на открытие выставки и многие работы художника увидела впервые. Для полного погружения рекомендую прочесть автобиографию Шагала «Моя жизнь». Дополнит впечатления, а цитаты из книги проходят сквозь все тексты выставки. Кураторы постарались воссоздать контекст жизни художника тех лет. Колонны в залах укрыты голубыми чехлами — отсылают к любимому цвету Шагала; работы с улочками Витебска, парикмахерскими, лавками. С мамой, дядей и сестрой. Даже воссоздали комнату его семьи с подлинной мебелью, которую привезли прямиком из Витебска. Хрестоматийные вещи — «Над городом», «Голубые любовники», «Венчание» — тоже присутствуют. Меня особенно зацепили ранние циклы, рисунки времён Первой мировой. Тут в сказочный мир Марка врывается страх. На одной из работ еврей стоит на фоне окна, и переплёт рамы за спиной образ

В Пушкинском музее идёт выставка «Марк Шагал. Радость земного притяжения». Это первый за 40 лет масштабный показ его «русского периода»: от раннего Витебска до эмиграции в 20-х. Я сходила на открытие выставки и многие работы художника увидела впервые.

Для полного погружения рекомендую прочесть автобиографию Шагала «Моя жизнь». Дополнит впечатления, а цитаты из книги проходят сквозь все тексты выставки.

Кураторы постарались воссоздать контекст жизни художника тех лет. Колонны в залах укрыты голубыми чехлами — отсылают к любимому цвету Шагала; работы с улочками Витебска, парикмахерскими, лавками. С мамой, дядей и сестрой. Даже воссоздали комнату его семьи с подлинной мебелью, которую привезли прямиком из Витебска.

Хрестоматийные вещи — «Над городом», «Голубые любовники», «Венчание» — тоже присутствуют.

-2

Меня особенно зацепили ранние циклы, рисунки времён Первой мировой. Тут в сказочный мир Марка врывается страх. На одной из работ еврей стоит на фоне окна, и переплёт рамы за спиной образует крест — как будто предчувствие будущих погромов и Холокоста. Потом этот образ страдающего еврея будет ещё не раз встречаться в искусстве Шагала.

Ещё одна редкость — иллюстрации к сказкам Дер Нистера, изданные единственный раз в 1917-м на идише. И уже эмигрантские листы к «Мёртвым душам» из собрания Пушкинского.

Выставка посвящена Ирине Антоновой. Она была первой, кто показал Шагала советской публике. В витрине можно увидеть книгу с его дарственной надписью на очень забавном и искреннем русском.

Ещё для выставки реконструировали зрительный зал Еврейского камерного театра, для которого в 1920-м Шагал расписал девять панно; сохранилось семь, и их собрали здесь. Я раньше видела только репродукции.

Тут можно увидеть тонкий привет-укол тому, кто когда-то «подсидел» Шагала в Витебске: на вертикальном полотне с зелёным скрипачом. Там в облаках летает… Малевич, а рядом — чёрный квадрат рядом.

-3

Эти семь панно привезли на выставку из Третьяковской галереи. А в Третьяковку тем временем «уехало» пятнадцать работ Пикассо и Матисса из Пушкинского. Такой вот взаимообмен. Генеральный директор Государственной Третьяковской галереи Елена Проничева отметила: «Это первый важный шаг в рамках обменного соглашения, которое знаменует новый уровень музейного партнерства».

-4

Выставку Шагала в Пушкинском горячо рекомендую. И в Третьяковскую галерею загляните — насладиться экспозицией с пятнадцатью шедеврами-гостями.

А я напоминаю: с вами на связи была Анастасия Постригай — искусствовед, ректор Академии OP-POP-ART, галеристка, арт-консультант. Уже более 20 лет я влюбляю людей в искусство. Подписывайтесь на меня, чтобы изучать его через яркие истории о жизни художников и их произведениях на простом языке, без сложных терминов.