Ведущему телеканала «78» сегодня, 15 декабря, исполняется 55 лет. Петербуржцам он знаком в первую очередь как литератор, описывавший изнанку мира андерграундных движений Северной столицы, и журналист, проработавший не одно десятилетие в городских СМИ. Однако, это лишь малая часть ипостасей Ильи Юрьевича, среди которых судья, представитель «элитарной касты», эфебофоб и даже магистр богословия.
Магистр богословия
Вообще Стогов сменил несколько неожиданных профессий за жизнь – от уборщика в берлинском кинотеатре до актёра (сыграл в эпизоде сериала «Иные»), но его диплом, конечно, особенно выделяется.
Образование Ильи Юрьевича, конечно, не секрет и указано вообще на всех порталах, где описывают его биографию, но от того ожидаемой его специальность не становится – автор бестселлера «Мачо не плачут» с описанием секс-похождений молодого петербургского журналиста и певец петербургских контркультурщиков в «Камикадзе» по совместительству выходец из Русской христианской гуманитарной академии. Стогов – магистр богословия.
- До двадцати с чем-то меня если что и увлекало, то только панк-рок, а потом я крестился, тут же женился, и жизнь моя вообще круто изменилась. При этом в христианстве для меня было важным не какая-нибудь давным-давно вымершая традиция, а то же, что до этого в музыке. Оно наконец-то давало понимание смысла и объединяло с другими людьми, которые тоже знают об этом смысле. <…> Католическая церковь традиционно воспринимается как такое застывшее мракобесное средневековье. Что-то вроде худшего варианта СССР, с тотальным единомыслием в готических интерьерах. Хотя на самом деле эта церковь слишком громадна, чтобы быть единообразной. Например, в России католики – это крошечное меньшинство. Думаю, в Петербурге всех католиков я знаю в лицо. Для меня это очень ценно, - описывал в интервью своё отношение исповедующий католицизм Стогов.
Илья Юрьевич, кстати, считает себя членом и другого небольшого «элитарного клуба».
«Культист» Северной столицы
Таким образом Илья Юрьевич в интервью неоднократно характеризовал социальную группу «петербуржцы». Отчасти неудивительно, ведь дополнить можно тем, что Стогов ходил в ту же школу (хоть и в разные годы учились), что и Ник Перумов и Ксения Собчак.
Правда, Стогов заодно может претендовать на звание «худшего пиарщика Северной столицы» из-за резкости в выражениях:
- Быть петербуржцем - это как быть членом очень элитарного клуба. Совершенно непонятно, в чем его элитарность: денег здесь нет, славы никакой никогда не добьешься. Но выйти из этого клуба - выше сил человеческих. <…> Я бы никому не посоветовал приезжать в Петербург. Вот по утрам мы с женой ходим пить кофе в одно и то же кафе напротив дома. Весь обслуживающий персонал там - приезжие. Из Казани, из Нижнего Новгорода… Не могу понять, зачем они сюда приехали? Тут нет денег. Но если уж у тебя произошла такая личная трагедия - ты родился в Петербурге, то никуда от этого не денешься. Уехал на неделю - начинает ломать. Быстро возвращайся обратно. В другом месте петербуржцу вообще нельзя жить. Вот в этом состоит членство в этом клубе.
Стоит отметить, что в том же интервью «КП» Стогов отмечал, что хоть «клуб элитарный», но всё-таки не закрытый:
- Петербург - город приезжих. Его итальянцы построили на финских землях. Это мельница, которая перемалывает огромное количество людей из очень разных мест. Если человек приехал сюда и остался, если он видит себя членом этого элитарного клуба - он мне свой.
Эфебофоб или провокатор? Почему Стогов ненавидит молодёжь
Необычно, учитывая «контркультурный вайб» Стогова, выглядит отношение автора к молодёжи. Он неоднократно бедных миллениалов и зумеров «прикладывал» за нелюбовь к осмысленному чтению. Даже называл их «инопланетянами», объясняя за что выдаёт такое наименование:
- Они существуют где-то вне исторического контекста. Нет, они не дикари, они знают в 10 раз больше меня. Но у их совсем иная система культурных кодов. Я до сих пор провожу 14 часов в неделю в книжных магазинах, там всегда аншлаг, они забиты модными девочками - подругами бородатых мальчиков. Но для чего они туда ходят? Купить холщовую сумку, магнитик с поребриком. И поделиться этим событием в соцсети. Книги к ним не имеют никакого отношения. И религия не имеет. И история.
Илья Юрьевич, впрочем, не раскрывает, но намекает, что всё-таки не эфебофоб, а скорее просто любит иногда эпатировать аудиторию, вызывая ответную реакцию
— Я никогда не скрывал. Я не люблю молодежь. Она меня раздражает. У меня седая борода и это позволяет мне откровенно об этом говорить, — шутил Стогов.
Впрочем, нескладывающимся диалогом с молодой аудиторией Илья Юрьевич объяснял, почему не публиковал новые романы с середины «десятых» (часть переиздавали не так давно - в 2021-м).
«Чёрная метка» для рэперов
Намекает на его кокетство в вопросе другой неожиданный статус – судьи рэп-баттлов на пике их популярности в РФ. И вот тут на самом деле появляется даже намёки на «проклятие Стогова», которое, к счастью для редакции «78», только на рэперов работает.
Одно только его участие в качестве судьи в выпуске 2017-го года, вероятно, заставляет напрячься некогда ведущего баттлов – Ресторатора (Александра Тимарцева): у многих остальных участников той записи в последние годы не всё хорошо. Юрий Хованский – уехал из России и живёт в Сербии после уголовного преследования в РФ. Гарри Топор – только недавно оказался в больнице на грани жизни и смерти: к счастью, врачи спасли, вырезав опухоль, у рэпера, который «должен был в течение двух-трех недель умереть» по его же признанию. Obe1Kanobe (Никита Вартиков) – в этом году отправился в колонию из-за найденной в его квартире наркоплантации.
Есть и ещё один рэпер в этом списке – Энди Картрайт, о котором вся страна узнала из-за деталей его жуткой гибели в 2020-м. Супруга музыканта, Марина Кохал, после очень долгого судебного разбирательства, была приговорена к 12,5 годам колонии за его убийство только в этом году. Стогов Картрайта в студии «78» принимал за несколько недель до трагических событий.
Рок-семьянин
На самом же деле отношение к рэп-движению Северной столицы у Стогова самое прямое и не самое мрачное – кровное. Его сын, Степан Стогов, читает под псевдонимом Айс. Мода на баттлы, может, и ушла, но само явление никуда не исчезло – сын Ильи Юрьевича только в прошлом году в новых «битвах» участвовал. Можно предположить, что Стогов от ближайшего родственника «понахватался», что показывает последний факт, самый неожиданный, учитывая эпатажность автора и телеведущего.
Он может «козырять» званием образцового семьянина. Стогов женат несколько десятилетий, у него трое детей. Он, к слову, даже не пьёт уже много лет и не матерится в жизни, несмотря на то, что никогда не брезговал обсценной лексикой в книгах.
Кроме того, в 2010-м Стогов чуть не стал уголовником из-за защиты своей семьи. Полтора десятилетия назад Илья Юрьевич невольно стал участником дорожной разборки, когда автоледи чуть не сбила их с беременной супругой: журналист после небольшой словесной перепалки перешёл к более активным действиям. Разбил зеркало ногой, потом признавая, что вспылил.
По материалам: 78.ru, Рабкор.ру, «Комсомольская правда»