Начальник подсунул мне книжечку под названием “Генетический детектив” Венки Рамакришнана. Вообще-то в оригинале она называется по-другому, но об этом я скажу позже. И не торопитесь делать выводы. Книга по сути совсем не детектив и действие происходит совсем не в Индии, как можно было бы предположить из имени автора. К тому же автор совсем не писатель, или, точнее, не совсем писатель, но при этом лауреат Нобелевской премии. Правда, не по литературе, а по химии. Его книга в оригинале называется “Gene Machine” (Генная Машина) с подзаголовком “Гонка в раскрытии секретов рибосомы”. Русское название книги несколько озадачили автора. Я же должен сказать “спасибо” переводчикам: именно их название очень выразительно выявило основное содержание книги. В чем оно, на мой взгляд, заключается, я скажу в конце, а пока немного покритикую автора.
Предполагается, что книга относится к жанру научно-популярной литературы. Научная – безусловно да. Популярная? Давайте попробуем ответить на этот вопрос вместе. Думаю, что многие читатели знают, что такое ген. По крайней мере, они так считают, хотя, уверен, далеко не все смогут это объяснить. А теперь скажите, какой процент из их числа хотя бы слышал слово “рибосома”? Дай бог, если таких наберётся половина. Ещё меньше людей слышали и могут что-то рассказать о рентгеноструктурном анализе. Слышу крик: “Какие проблемы! Сейчас посмотрю в Википедии”. Ради бога, не делайте этого! В статье “Рентгеноструктурный анализ” всего пять строк полной ахинеи. Самое страшное, что там фактически дискредитируются имена двух очень заслуженных людей, которые к рентгеноструктурному анализу не имели никакого отношения. Мою попытку исправить в статье “симметрия” логические ошибки привело к тому, что все исправления убрали, а меня обозвали неучем. Ни ссылки на профессиональные издания, ни математические доказательство, ни прямые факты не помогли. Теперь же вспомним, что за “рентген”, его теорию и приложения были вручены порядка 20 Нобелевских премий, начиная от самого Рентгена. Обобщив сказанное, попробуйте сами ответить на вопрос о “популярности” данной книги.
Мне повезло. Ещё студентом я посещал лекции группы биохимиков, и немного понимаю разницу между содержанием слов РНК, тРНК и мРНК. Не говоря уже о рентгеноструктурном анализе – это моя работа. Но применение даже такой, казалось бы, небольшой области, как рентгеновская дифракция, необъятно, и невозможно быть специалистом по всем её направлениям. Мне хорошо известны теория, практика и проблемы дифракции рентгеновских лучей, но вот так, сходу, я даже не попытаюсь влезть в её применения для определения структур биологических объектов. Конечно, многие научные слова книги мне знакомы, и тем не менее периодически мне приходилось залезать в учебник “Основы кристаллохимии” моего друга и в прошлом коллеги Юрия Словохотова, чтобы разобраться в хитросплетениях мыслей автора.
Вся сложность заключается в том, что для специалиста всё её содержание является азбукой. Попробуйте объяснить не умеющему читать ребёнку, что такое азбука, и вы легко поймёте сложность написания такой книги. Так же, как тяжело подняться к самым вершинам науки, также тяжело (если не сложнее) спуститься её подножию. И если вы поднялись, то все её факты и теории кажутся очевидными: “Это же элементарно, Ватсон!”
Только не думайте, что я отговариваю вас читать эту книгу. Да, читать непросто, но если вы пропустите многочисленные научные термины и названия, то узнаете много интересного. К чести автора, он пишет не только и даже не столько о себе. Количество его коллег, знакомых и друзей посчитать тяжело, ещё труднее запомнить их имена, но это не главное. За всем этим многообразным сообществом начинаешь чувствовать сложность проблемы и понимать, что решить её можно только всем миром. Буквально всем, не отгораживаясь ни от кого. В его списке есть имена и советских учёных, чьи работы помогли найти путь к решению проблемы. И не их вина и даже не нобелевского комитета, что они отсутствуют в списке лауреатов. Мне вообще непонятно, как наша наука умудрилась выжить, более того, не потеряться в мировой науке в 90-е годы прошлого столетия. А тогда в 80-е и 90-е в решении проблемы участвовал почти весь научный мир, иногда заходя в тупик, иногда делая шаг Гулливера, но постепенно двигаясь в нужном направлении. История этих шагов читается как детектив, но не криминальный, а “Генетический”, поэтому переводчики были правы, изменив название книги.
Я специально не пишу, в чем суть проблемы и за что Рамакришнан с коллегами получили Нобелевскую премию. На их месте могли быть другие проблемы и другие люди, что-то подобное наблюдалось в 80-90-х годах при исследовании высокотемпературной сверх проводимости. Как мне кажется, книга хорошо рассказывает о том, чем живут люди науки, что ими движет и позволяет находить решения тех или иных научных проблем, чтобы потом из науки их решения перешли в практику и принесли пользу людям. Если вы увлекаетесь психологией, если вам интересны такие личности и их поведение, возможно эта книга ответит на некоторые ваши вопросы. И, когда мысли и образ жизни этих людей станет вам понятен и близок, и вы сможете с чистой душой повторить известную фразу Шерлока Холмса. Даже не разбираясь в рибосомах и рентгеноструктурном анализе.