Найти в Дзене
Телеканал КЛЮЧ

Проверяем, правда ли Петербург самый депрессивный город России?

Санкт‑Петербург десятилетиями живёт с репутацией города хандры: здесь вспоминают Достоевского, блокаду, бесконечные дожди и дворы‑колодцы. Отсюда и приклеился к Питеру ярлык «самого депрессивного города России». Интересно, как сами петербуржцы живут с этой атмосферой и действительно ли они видят свой город таким мрачным? Ведущая проекта «Ярлыки на карте», стендап-комик, филолог и учитель Оля Гульчак отправилась в Санкт-Петербург, чтобы доказать или опровергнуть стереотип о том, что Северная столица является самым депрессивным городом России. Кадр из проекта "Ярлыки на карте" Первая остановка: Тихвинское кладбище У одних туристов маршрут начинается с Невского, Оля выбрала для старта — Тихвинское кладбище. Здесь покоятся люди, чья личная меланхолия стала топливом для великих произведений. Великий композитор Петр Ильич Чайковский страдал от депрессии и страха смерти, а художник Архип Иванович Куинджи, почитатель дымки и лунного света, по сути, "изобрёл грустные фильтры задолго до соцсетей
Оглавление

Санкт‑Петербург десятилетиями живёт с репутацией города хандры: здесь вспоминают Достоевского, блокаду, бесконечные дожди и дворы‑колодцы. Отсюда и приклеился к Питеру ярлык «самого депрессивного города России». Интересно, как сами петербуржцы живут с этой атмосферой и действительно ли они видят свой город таким мрачным?

Ведущая проекта «Ярлыки на карте», стендап-комик, филолог и учитель Оля Гульчак отправилась в Санкт-Петербург, чтобы доказать или опровергнуть стереотип о том, что Северная столица является самым депрессивным городом России.

Кадр из проекта "Ярлыки на карте"
Кадр из проекта "Ярлыки на карте"

Первая остановка: Тихвинское кладбище

У одних туристов маршрут начинается с Невского, Оля выбрала для старта — Тихвинское кладбище. Здесь покоятся люди, чья личная меланхолия стала топливом для великих произведений. Великий композитор Петр Ильич Чайковский страдал от депрессии и страха смерти, а художник Архип Иванович Куинджи, почитатель дымки и лунного света, по сути, "изобрёл грустные фильтры задолго до соцсетей". Здесь поднимаются вопросы: где граница между болезнью и творческой тоской, может ли грусть быть полезной и почему именно Петербург стал таким магнитом для людей со «сложными чувствами».

Кадр из проекта "Ярлыки на карте"
Кадр из проекта "Ярлыки на карте"

Вторая остановка: велопрогулка и «город с биполяркой»

На велопрогулке вскрылась другая сторона города: роскошь и разруха здесь живут по соседству, как будто у Петербурга легкая «биполярка». Вот ты едешь мимо дворца и золочёных фасадов, сворачиваешь за угол — и оказываешься в серых дворах, у заброшенных зданий и граффити.

При этом почти все случайные собеседники уверяют, что не считают Петербург самым депрессивным городом: для них он «красивый и очень эстетичный», с тяжёлой историей, но и с массой ярких моментов. Велосипедисты описывают себя как «по жизни позитивных», шутят, что грустит тот, кто хочет грустить, а те, кто хотят развлекаться, всегда найдут в Питере, чем заняться.

Кадр из проекта "Ярлыки на карте"
Кадр из проекта "Ярлыки на карте"

Третья остановка: музей Анны Ахматовой в Фонтанном Доме

После «антидепрессивного»велозаезда, Оля решает сделать передышку в квартире «самой грустной русской Поэтессы». В музее рассказывают, как Ахматова проживала революцию, репрессии, блокаду и арест сына, и как в этих обстоятельствах рождались тексты, которые стали «общим голосом» для тысяч женщин, стоявших в очередях к тюрьмам.

На фоне разговора о депрессии это важная точка: Петербург здесь показан не как город, который романтизирует страдание, а как место, где его пытаются осмыслять и делиться опытом, превращая тяжелые эмоции в язык искусства.

Кадр из проекта "Ярлыки на карте"
Кадр из проекта "Ярлыки на карте"

Финальной точкой маршрута становится петербургская кофейня «Секретер», где бариста — по совместительству психологи. Гости пишут свои переживания на бумаге, сжигают их, вытягивают метафорические карты, делятся радостью или усталостью. Кто-то приходит пожаловаться на работу, кто-то — наоборот, похвастаться жизнью.

Итог

В конце Оля признает, что «депрессия — это болезнь без романтики, музыки и красивых видов, тогда как грусть и меланхолия могут становиться топливом для вкуса, ритма, цвета и искусства. Петербург в этом смысле оказывается не «самым депрессивным городом», а рефлексирующим и вдумчивым пространством, где рядом с печалью всегда есть место пронзительной радости от простого движения и жизни во всем ее спектре.

Проект «Ярлыки на карте» выходит на Ключе по пятницам в 15.00