Найти в Дзене
Russian Traveler

Российских стюардесс хотят избавить от высоких каблуков

Идею поддерживает Росавиация, но решение принимать не ей. В сентябре парламентарии выступили с инициативой пересмотреть принципы дресс-кода российских авиакомпаний: в частности, не следует вводить требования об обязательном ношении бортпроводницами обуви на высоком каблуке. Это аргументировалось тем, что стюардессы проводят на ногах от 10 до 12 часов, и ношение все это время высоких каблуков увеличивает нагрузку на вены и стопы и несет риск для здоровья. Теперь идею поддержала Росавиация, направив соответствующие рекомендации авиакомпаниям.  В документе говорится, что «различия в правилах дресс-кода для мужчин и женщин приводят к ситуации, когда только женщины вынуждены носить небезопасную обувь, что квалифицируется как дискриминационная практика». Введение удобной обуви в общий дресс-код способствует созданию равных условий труда. Росавиацией направлены рекомендации о приведении рабочих правил дресс-кода в соответствие с современными стандартами эргономики, безопасности и обеспечения
Фото: Live and Let's Fly
Фото: Live and Let's Fly

Идею поддерживает Росавиация, но решение принимать не ей.

В сентябре парламентарии выступили с инициативой пересмотреть принципы дресс-кода российских авиакомпаний: в частности, не следует вводить требования об обязательном ношении бортпроводницами обуви на высоком каблуке.

Это аргументировалось тем, что стюардессы проводят на ногах от 10 до 12 часов, и ношение все это время высоких каблуков увеличивает нагрузку на вены и стопы и несет риск для здоровья.

Теперь идею поддержала Росавиация, направив соответствующие рекомендации авиакомпаниям.  В документе говорится, что «различия в правилах дресс-кода для мужчин и женщин приводят к ситуации, когда только женщины вынуждены носить небезопасную обувь, что квалифицируется как дискриминационная практика».

Введение удобной обуви в общий дресс-код способствует созданию равных условий труда. Росавиацией направлены рекомендации о приведении рабочих правил дресс-кода в соответствие с современными стандартами эргономики, безопасности и обеспечения равных условий труда.

Однако напрямую ведомство не может вмешиваться в эти внутренние правила: авиакомпании являются самостоятельными хозяйствующими субъектами, и Росавиация «не наделена полномочиями устанавливать запреты на <…> решения по дизайну форменной одежды (обуви)». Такой ответ получен от замминистра транспорта РФ Александра Пошивая.

Между тем, ряд авиакомпаний уже самостоятельно позаботился о здоровье своих сотрудников. Весной 2024 года лоукостер Smartavia перешел на новую форму и стал первой авиакомпанией в России, которая включила в комплект формы специально разработанные кеды.

А S7 Airlines стала первым крупным российским авиаперевозчиком, разрешившим стюардессам носить кроссовки на борту. Новую бортовую форму ввели с 1 ноября 2025 года, из дресс-кода также исключили банты и головные уборы ради функциональности.