Говорить о том, насколько бабочки удивительны и как много они значат для природы и научного сообщества, наверное, бессмысленно. Наши дорогие читатели, мы уверены, и сами это знают без нашего напоминания. Именно такая «полезность» чешуекрылых и сделала их частью эксперимента «Космическая бабочка». Это название – совсем не метафора. В 2007 году бабочки действительно полетели в космос – не «на своих двоих», правда, а на биоспутнике, – об этом мы и расскажем в статье.
Люди уже довольно долгое время грезят идеей освоения космоса, а жизнь на Марсе постепенно перешла от теории за гранью фантастики до чего-то осязаемого – по крайней мере, в перспективе. Одной из причин эксперимента «Космическая бабочка» некоторые называют именно подготовку к колонизации на Марсе. Пусть сейчас эксперты придерживаются мнения о недружелюбности Марса как планеты для проживания, еще двадцать лет назад прогнозы казались многим более оптимистичными. Жизнь на другой планете требует выращивания ресурсов и пропитания – бабочкам в этой сложной цепочке досталась роль опылителей. Эксперимент должен был показать, как поведут себя куколки в космосе – ведь нужно же их как-то доставить с Земли на другую планету! Сможет ли окуклиться гусеница? Как космическое пространство повлияет на развитие имаго внутри куколки?
Вообще, запустить бабочек в космос придумали московские школьники. Проект ребят из Московского дворца пионеров высоко оценили на конкурсе исследовательских работ, и от бумажного черновика он быстро пришел к реализации. «Подопытными» стали куколки Крапивницы (Aglais urticae), Павлиноглазки Automeris io и Винного бражника (Deilephila elpenor). Куколки Бражника, кстати, были привезены из Нижегородской области – с «родины» нашего парка. Его гусеницу на листьях Иван-чая нашла нижегородка Маргарита Лебедева, в её квартире она и окуклилась, а затем отправилась «покорять звёзды». Для чистоты эксперимента на земле оставили несколько куколок из одного «выводка», чтобы после возвращения на Землю рассмотреть, как вылупляются бабочки, побывавшие в космосе, по сравнению с теми, кто планету не покидал.
Найти яйца Тутового шелкопряда (Bombyx mori) – их ещё называют грены – оказалось намного сложнее. В космос планировалось отправить гусениц Шелкопряда на стадии четвертой линьки, чтобы за две недели в космосе они смогли окуклиться. Сотрудники Дворца пионеров наладили связь с японскими исследователями – те отправили в Москву партию грен. Вылупилось шесть гусениц, но до стадии куколок дожили только две. После появления имаго «наладить производство» не получилось, так как спариться особям не удалось. Дому пионеров помогла студентка, которая из Японии вернулась на каникулы домой в Россию: она привезла гусениц в нужной стадии, пятеро из них и отправились в итоге на орбиту. Об этом в статье писала Маргарита Юрьевна Ширяева – в то время она была педагогом во Дворце пионеров. Отправить бабочек в космос – событие масштабное, но и история с поиском нужных особей не менее занимательна!
14 сентября 2007 года с космодрома Байконур биоспутник «Фотон-М3» отправился «через тернии к звёздам». Аппарат весом в шесть с половиной тонн вмещал в себя не только гусениц с куколками: помимо чешуекрылых, в эксперименте участвовали тритоны, песчанки, улитки и даже лишайники. Бабочки захватили с собой с Земли и одного «безбилетника»: куколка Крапивницы была заражена Ежемухой, которая вылупилась прямо в космосе. Впрочем, прямо в космосе она и умерла. На орбите биоспутник провёл 12 суток и успешно приземлился 26 сентября 2007 года.
Шелкопряды окуклились успешно, правда не без странностей: в контейнере исследователи обнаружили два кокона и три голые куколки, а весь этот «короб» был оплетён шёлковой нитью. В условиях невесомости, скорее всего, гусеницы попросту растерялись: кто-то оплёл не себя, а веточку, закреплённую в контейнере, а кто-то тратил силы на создание шёлковой «паутины». Шёлк этот исследователи назвали «космическим». Эксперимент с шелкопрядами закончился успешно: из куколок вылупились вполне себе здоровые Шелкопряды, которые затем смогли дать «неземное» потомство.
Куколкам других видов бабочек повезло меньше. По некоторым источникам, из всех вылупилась только Павлиноглазка, да и та развивалась хуже по сравнению со своими собратьями, которые на орбиту не путешествовали. Трудно сказать, что послужило тому причиной: может, перегрузки, а может, сами куколки были такие – ведь и на Земле далеко не из каждой куколки вылупляется здоровая бабочка. Хотя, конечно, не обошлась эта миссия и без открытий: самка рыжего таракана, которую назвали Надеждой, стала первым земным животным, давшим на Земле потомство, зачатое в космическом пространстве. Исследователи, хоть и поначалу отметили несколько ускоренный рост «космического выводка», в дальнейшем никаких странностей не наблюдали.
Путешествие бабочек в космос не ограничилось только экспериментом на биоспутнике «Фотон-М3». В 2009 году исследователи из Университета Колорадо отправили на МКС гусениц Репейниц (Vanessa cardui). Чтобы окуклиться, гусеницы не стали прикрепляться к стенкам контейнера, в котором находились – куколки так и парили в воздухе. В итоге вылупились вполне себе здоровые бабочки, правда, немного дезориентированные из-за невесомости. В том же 2009 году на шаттле «Атлантис» на МКС отправились уже гусеницы Монархов (Danaus plexippus), случилось это 16 ноября. За метаморфозами Монархов все желающие могли наблюдать «в прямом эфире» – ну, почти! С МКС регулярно публиковались фото и видео, демонстрирующие стадии развития бабочек. Данаиды тоже успешно окуклились, а затем успешно вылупились – на радость астронавтам! Один из них – командир 22-ой миссии МКС, Джефф Уильямс – даже сказал: «Как приятно увидеть здесь частичку Земли!». Крылышки Монархи сушили дольше, чем на Земле, да и прожили меньше – всего неделю. Может, контейнер оказался для них слишком тесным, а может – таким непривычным оказалось космическое пространство.
В общем, добрались бабочки и до космоса! Будут ли еще проходить такие эксперименты, пока неясно. Если будет что-то известно – мы расскажем. «Польза» таких экспериментов для самих чешуекрылых – вопрос по-прежнему спорный, но всё-таки приятно осознавать, что даже в холодном космосе может существовать «частичка Земли». Особенно если она такая удивительная!