Жестокий эгоист: полные горя и мук цитаты из дневника жены Льва Толстого, после которых на писателя смотришь уже другими глазами. А точнее - разочаровываешься и злишься на него за эгоизм и слепоту. Вообще дневники в семье Толстых - вещь суровая. Наверняка все знают историю, что сам Лев Николаевич дневники тоже всю жизнь вел и перед свадьбой с молоденькой Соней Берс дал ей эти дневники почитать, а там подробно было описано сколько раз, с кем и как он был до Софьи, все женщины... В том числе и запись о крестьянке Аксинье - "Влюблен, как никогда!" - строки, ранившие Софью до глубины души на всю жизнь. Конечно, это все привело ее в ступор, а еще хуже было после свадебной ночи, когда выяснилось, что для Софьи любовь мужа физическая - невыносима. Тогда Толстой в своем дневнике про жену кратко написал:
"Не то" (по разным другим источникам там же была запись "Ночь, тяжёлый сон. Не она"). (с)
Учитывая, что Софья всю жизнь вела канцелярию мужа, эти записи она тоже нашла... Представьте, каково такое читать? Хотя Толстой часто писал, что очень любил жену, на деле он превращал ее жизнь в печаль.
Но и сама Софья Толстая тоже всю жизнь вела дневники, которым поверяла свои радости и, куда чаще, горести. Я заинтересовалась этой темой после книг Павла Басинского "Лев Толстой: Бегство из рая" и "Соня, уйди!", хотя и до них знала, что приличные внешне, на самом деле отношения между супругами были не очень, к сожалению...
Дневники Софьи Толстой изданы двухтомником "Моя жизнь" - его можно купить или прочитать в Сети, и я решила заглянуть в эти записи, чтобы понять, что чувствовала жена великого мужа. И какая же там боль непреходящая на каждой странице, такая, что невозможно остаться равнодушным! Если бы она разово отозвалась о муже резко, это одно, но сколько раз она писала о его отношении, которое однажды чуть не довело ее до того, чтобы уйти из жизни!
Вот несколько записей оттуда, и по ним все становится ясно. И на такого "всего в белом" Толстого, который писал о таких высоких идеалах, но при этом так мучил домашних, которые ему эту самую свободу творчества и обеспечивали, начинаешь смотреть уже совсем другими глазами...
Из дневников Софьи Толстой:
"10 месяцев замужем. Я падаю духом — ужасно. <…> Боль меня гнетет в три погибели..."
А потом через много лет есть такая запись:
"Дописала сегодня в дневниках Левочки до места, где он говорит: „Любви нет, есть потребность физическая и разумная потребность в подруге жизни“. Да, если б я это его убеждение прочла 29 лет тому назад, я ни за что не вышла бы за него замуж!"
"Ах, как мало он добр к нам, к семье! Только строг и равнодушен. А в биографии будут писать, что..."
"... он за дворника воду возил, и никто никогда не узнает, что он ребенку своему воды не дал напиться и 5-ти минут в 32 года не посидел с больным, чтоб дать мне вздохнуть, выспаться, погулять или просто опомниться от трудов."
"И то отсутствие дружбы, симпатии душ, а не физической, то равнодушное отношение к моей духовной и внутренней жизни, которое так огорчает меня до сих пор, которое так сильно уяснилось мне с годами, — то и испортило мне жизнь и заставило разочароваться и меньше любить теперь моего мужа"
Тут стоит отметить, насчет цитаты, приведенной выше, что принято считать, будто у Софьи Андреевны было несколько нервических расстройств и истерический тип личности. Одни источники утверждают это, другие же, что не нашли ничего такого. Но в любом случае, видя состояние жены, которая столько делает для тебя и семьи, можно же вести себя как-то иначе...
"А со вчерашнего дня, с тех пор, как сказал, что не верит любви моей, мне стало серьезно страшно. Ему весело мучить меня, видеть, как я плачу от того, что он мне не верит. Ему бы хотелось, чтоб и я прошла такую жизнь и испытала столько же дурного, сколько он, чтоб и я поняла лучше хорошее. Ему инстинктивно досадно, что мне счастье легко далось, что я взяла его, не подумав, не пострадав. А я не буду плакать из самолюбия. Не хочу, чтоб он видел, как я терзаюсь, пусть думает, что мне всегда легко."
А еще нельзя не сказать что почти до последнего года жизни ЛН супруги читали дневники друг друга - Толстой оставлял комментарии под записями жены, а она переписывала текст мужа. И часто Толстой писал ей, что любит ее, раскаивается в своем поведении, осознает, сколько боли причиняет жене, но вот, мол, такой он плохой, в нем словно два человека живут, и один хороший, и вот его-то надо любить, а остальное забывать. Легкая позиция...
"Мои знакомые меня спрашивают, почему я потухла, стала молчалива, тиха и грустна. Я им ответила: «Посмотрите на моего мужа, зато он как бодр, весел и доволен». И никто не поймет, что, когда я жива, занимаюсь искусством, увлекаюсь музыкой, книгой, людьми, тогда мой муж несчастлив, тревожен и сердит. Когда же я, как теперь, шью ему блузы, переписываю и тихо, грустно завядаю — он спокоен и счастлив, даже весел."
И во многих местах в дневниках Софьи Андреевны встречаются упоминания о примирениях с мужем после ссор, когда супруг клялся ей в любви - вот как такое может вязаться с остальным его поведением? Говорят, конечно, что быть женой гения - непросто, но гениальность не извиняет плохого отношения к близким, как по мне...
Кто знаком с дневниками Софьи Андреевны - какое впечатление они на вас произвели? А кто читал книги Басинского вот упомянутые в статье - они как вам?