Эти артисты смешили нас до слез и заставляли замирать от восторга, но в 2025-м их не стало. Многие из них были не просто «звездами», а частью нашего культурного кода. Они оставили после себя яркое наследие — культовые роли, музыку и искусство. Давайте вспомним этих ушедших знаменитостей живыми и невероятно талантливыми.
Мы сейчас перейдем к главному, а пока подпишитесь, пожалуйста на наш канал.
Валентина Талызина (90 лет) — самая честная и народная актриса
С ней ушла частичка нашего домашнего уюта. Валентина Илларионовна никогда не строила из себя недотрогу или глянцевую диву. Она была «своей» — резкой, прямой, невероятно честной и бесконечно талантливой. В кино ей часто доставались роли подруг, коллег, соседок, но парадокс в том, что зритель запоминал именно её.
Вспомните её приемщицу Алевтину из «Зигзага удачи» — сколько в этом образе одиночества и надежды! Но главный её подарок нам — это, конечно, голос. Каждый Новый год вся страна слышит её мягкий, обволакивающий тембр, когда говорит Надя в «Иронии судьбы».
Талызина не только озвучила героиню Брыльской, но и подарила ей русскую душу. А её собственная роль подружки Вали мастер-класс комедии! «Валюша» осталась с нами навсегда — родная и понятная каждому.
Наталья Тенякова (80 лет) — та, которая заставила нас поверить в бабу Шуру
Великая театральная актриса, которая совершила, пожалуй, самое невероятное перевоплощение в советском кино. Быть красивой женщиной в расцвете лет и сыграть деревенскую старуху бабу Шуру так, что родная мать не узнает на экране — это высший пилотаж.
«Любовь и голуби» — фильм, который давно разошелся на цитаты, и баба Шура Теняковой стала одним из самых ярких и запоминающихся персонажей советского кино.
Она была звездой МХТ имени Чехова, партнершей и женой великого Сергея Юрского. Их дуэт на сцене и в жизни был образцом интеллигентности и глубины. Наталья Максимовна не любила суеты, редко давала интервью, предпочитая говорить со зрителем на языке искусства.
Олег Стриженов (96 лет) унес с собой тайну истинного благородства
Олег Стриженов был аристократом духа, воплощением мужского благородства на советском экране. В его глазах читалась какая-то вековая печаль и благородство белогвардейца, даже когда он играл революционеров. «Овод» в его исполнении разбил миллионы женских сердец — такой страсти и жертвенности советский экран еще не видел.
А какой он был в «Звезде пленительного счастья»! Офицерская честь, выправка, взгляд — Стриженов был символом мужчины, за которым хочется пойти на край света. Он прожил долгую, достойную жизнь, до последних дней сохраняя ясный ум и ту самую, фирменную стриженовскую стать. С ним ушла эпоха великого романтизма.
Юрий Григорович (98 лет) и его целый век служения искусству
Когда говорят «русский балет», подразумевают именно то, что создал он. Григорович был не просто хореографом, он был архитектором «Большого стиля». Почти век жизни и абсолютное, монашеское служение искусству.
Он превратил балет из изящного развлечения в мощную мужскую драму. Вспомните его «Спартака» — это же настоящая античная битва на сцене, энергия, от которой захватывало дух у зрителей от Лондона до Нью-Йорка.
Он правил Большим театром железной рукой, и именно эта дисциплина подарила миру золотой век советского балета. «Иван Грозный», «Легенда о любви» — это не просто спектакли, это монументы. Григорович прожил 98 лет, доказав, что творчество — это лучший эликсир долголетия. Он ушел, но оставил нам эталон, до которого еще долго будут тянуться следующие поколения.
Евгения Добровольская (60 лет) — боль от ее потери не утихает
Эта новость стала шоком — 60 лет для актрисы такого масштаба это не возраст, а лишь начало нового этапа, когда приходят главные роли. Евгения Добровольская была «нервом» нашего кино и театра, актрисой, которая вкладывала в каждый образ всю себя без остатка.
Вспомните её королеву Марго в культовом российском сериале. Сколько там было силы и уязвимости одновременно, какая мощная энергетика исходила от каждого кадра с её участием.
Прима МХТ имени Чехова, она могла быть на сцене смешной, жалкой, величественной или пугающей — её диапазон казался безграничным. Более 100 ролей в кино, и ни одной проходной работы, потому что она всегда работала честно, «без дураков». Потерять такой талант в расцвете сил — огромная несправедливость, с которой сложно смириться.
Нина Гребешкова (94 года) — скромный ангел за спиной гения
Она была не просто женой гения, она была его камертоном. Нина Павловна пожертвовала амбициями большой драматической актрисы, чтобы быть музой и опорой Леонида Гайдая. И мы благодарны ей за это, ведь без нее, возможно, не было бы тех комедий, которые мы знаем наизусть.
Но и как актриса она была неподражаема в своих эпизодах. Жена Семен Семеныча Горбункова в «Бриллиантовой руке» — это же портрет идеальной советской женщины: терпеливой, любящей, но с характером. Её фраза «Шуба подождет!» стала девизом самоотверженности.
Нина Павловна прожила долгую жизнь, сохраняя удивительную скромность и достоинство, оставаясь главной хранительницей памяти великого режиссера.
Лариса Голубкина (85 лет) — пример невероятного жизнелюбия для всех нас
Лариса Голубкина для нас навсегда останется юной Шурочкой Азаровой из «Гусарской баллады». Она ворвалась в кино верхом на коне, в гусарском мундире, и доказала, что женщина может быть смелой, как воин, и нежной, как цветок.
А еще для поклонников Лариса Голубкина стала символом жизнелюбия. Вдова Андрея Миронова несла эту память с величайшим достоинством, но при этом оставалась самостоятельной, яркой звездой. Её романсы, её лучезарные глаза и вечный оптимизм научили нас тому, что «давным-давно» — это не про время. Это про состояние души, которая всегда остается молодой.
Тигран Кеосаян (59 лет) — яркая комета нашего телевидения
Тигран Кеосаян продолжил знаменитую династию дерзко и ярко. В сложные 90-е, когда кино почти не снимали, он создал «Бедную Сашу» — добрую новогоднюю сказку, которая подарила надежду миллионам людей. А потом был «Ландыш серебристый» — пронзительная история о шоу-бизнесе, смешная и грустная одновременно.
Он был не только режиссером, но и харизматичным телеведущим с мгновенной реакцией и острым языком. В нем бурлила жизнь, темперамент, желание спорить и доказывать. Тигран Эдмондович ушел слишком рано, не успев реализовать и половины своих замыслов.
Роман Попов (40 лет) — самый светлый комик наших сериалов
Рома Попов ворвался в нашу жизнь с образом Мухича из «Полицейского с Рублевки». Нелепый, смешной, вечно попадающий в переделки, но такой искренний и добрый толстяк, которого невозможно было не полюбить.
За комедийным амплуа скрывался глубокий, умный и очень сильный человек. Роман дарил нам улыбки, даже когда самому было непросто. Он был из тех артистов, одно появление которых в кадре делает день лучше. Молодой, талантливый, полный планов... Спасибо тебе, Рома, за смех, который ты нам подарил.
Ксения Качалина (54 года) — хрустальная звезда потерянного поколения
В начале 90-х Ксения Качалина была лицом нового российского кино, актрисой, которая олицетворяла собой растерянность и надежду одновременно. Фильмы «Арбитр» и «Над темной водой» открыли зрителям актрису с неземной внешностью и глубоким драматическим даром, за который она получила приз на престижном фестивале в Таормине.
Бывшая жена Михаила Ефремова прожила непростую судьбу, но зрители навсегда запомнят её той юной девушкой с огромными глазами. Её талант сверкнул ярко, но недолго, оставив яркий след в истории российского кино начала 90-х.
Левон Оганезов (84 года) — без его улыбки сцена опустеет
Человек, который превращал музыку в шутку, а шутку — в музыку. Левон Оганезов был уникальным явлением на нашей эстраде. Одаренный аккомпаниатор, который никогда не был «фоном». Он был равноправным партнером Кобзона, Винокура, Голубкиной.
Его пальцы летали по клавишам рояля, а лицо всегда озаряла добрая, ироничная улыбка. Он знал тысячи анекдотов и умел рассказать их так, что зал лежал от хохота. Оганезов был душой любой компании, хранителем традиций старой эстрады, где ценились безупречный вкус, музыкальность и интеллект. С его уходом словно закрылась крышка рояля целой эпохи.
Зураб Церетели (92 года) — человек, который мыслил небоскребами
Зураб Константинович мыслил не метрами, а километрами и был воплощением кавказского долголетия и жажды жизни. Его можно было критиковать за гигантизм, но невозможно было не замечать. Он раскрасил серые будни наших городов в яркие, иногда даже кричащие цвета.
Памятник Петру I в Москве, ставший одним из символов столицы эпохи 90-х и нулевых, композиция «Добро побеждает зло» у здания ООН в Нью-Йорке — Церетели хотел объять необъятное. Он был художником, которому было тесно в рамках холста. Добродушный, с широкой улыбкой, он обожал дарить подарки и устраивать праздники. Он любил жизнь во всех её проявлениях, и эта витальная энергия навсегда застыла в его бронзе и мозаиках.
А кого из них вы помните особенно тепло? Какая роль, спектакль, фильм или песня стали для вас по-настоящему важными? Поделитесь в комментариях — пусть под этой статьей соберутся добрые воспоминания.
Ставьте лайк и подписывайтесь на нас, чтобы не пропустить интересное.