Найти в Дзене
Хроники вдохновения

Мораль в пределах лора

Сейчас скажу страшную вещь: «Не лезьте со своей моралью в чужие истории». Нет, я не хотела грубить, это просто совет. Дело в том, что нельзя понять мотивы героев и их историю, пока по-настоящему не погрузишься в мир, в котором они живут. Зачем это нужно? Если честно, то для того, чтобы не возникало ненужных споров с автором истории. А если откровенно… для того, чтобы не выглядеть в глазах писателя дураком. Неприятно сознаваться, но мне на таких линчующих моралистов всегда везло. Моя проблема в том, что я часто забываю: не для всех очевидны вещи, которые для меня – вчерашний день. Расскажу подробнее, что я имею ввиду. О, дивные авторские миры!.. История, которая разворачивается в придуманном сугубо её автором мире, сейчас довольно привычное дело. Современные авторы клепают такое разнообразие собственноручно прописанных лоров каждый день, что ими уже никого не удивишь. Причём придумываются эти лоры и сеттинги с таким вкусом и размахом, что за ними часто не видно историю. Да и она не ос

Сейчас скажу страшную вещь: «Не лезьте со своей моралью в чужие истории». Нет, я не хотела грубить, это просто совет. Дело в том, что нельзя понять мотивы героев и их историю, пока по-настоящему не погрузишься в мир, в котором они живут. Зачем это нужно? Если честно, то для того, чтобы не возникало ненужных споров с автором истории. А если откровенно… для того, чтобы не выглядеть в глазах писателя дураком.

Неприятно сознаваться, но мне на таких линчующих моралистов всегда везло. Моя проблема в том, что я часто забываю: не для всех очевидны вещи, которые для меня – вчерашний день. Расскажу подробнее, что я имею ввиду.

О, дивные авторские миры!..

История, которая разворачивается в придуманном сугубо её автором мире, сейчас довольно привычное дело. Современные авторы клепают такое разнообразие собственноручно прописанных лоров каждый день, что ими уже никого не удивишь. Причём придумываются эти лоры и сеттинги с таким вкусом и размахом, что за ними часто не видно историю. Да и она не особо отличается от других таких же, но разворачивающихся в отличном мире.

Думаю, ни для кого не секрет, что мир должен быть завязан на идею намертво – так, чтобы становилось ясно: эта история могла произойти только в этом мире. Не знаю, как у других, но у меня львиную долю подготовки к написанию романа отнимает именно продумывание его лора. Не героев, не истории, не посыла. Весь лор пляшет от задумки, и огромное количество деталей появляется с учётом того, чем история закончится и что я хочу получить от читателя (я о его мыслях). А вот от самого лора зависит… мотивация героев. Потому что важно понимать, где они живут, что для норма, а что нет, что их окружало, когда они росли, и на чём они росли. Важно учитывать, что лежало в основе их психологии и взросления.

-2

Если вы думаете, что я держу всё в голове подобно огромному коду, от которого герои не могут отклониться и согласно которому они принимают решения, я могу вас удивить: не держу. Это выходит механически, достаточно просто погрузиться мыслями в мир, где происходит моя история (вот почему написанию фанфиков я всегда предпочту оригинальную историю – там мне хоть не надо с лупой анализировать, что, зачем и почему). Но вот тут-то я и сталкиваюсь с редким, но регулярным непониманием. Потому что, как показала моя практика, не каждый погружается в мир моей истории так же, как я.

«Женщина и мужчина не могут быть врагами, им нечего делить»

Одна из самых спорных моих историй, которая вызывала у читателей самые непредсказуемые реакции (такие же, как и её финал) – это фэнтезийный роман «Пепел. Хроники Риада». Для начала, пожалуй, расскажу немного о самом романе.

Гви, опасный и прекрасный
Гви, опасный и прекрасный

Эту историю я написала, вдохновившись образом вампира Гви из сериала «Учёный, который гуляет по ночам» и его конфликтом с правящей династией. В предыстории сюжета переворот, который помог осуществить Гви, попросту укокошив врагов династии, и его договор с этой династией о вечной службе. Но вот проходят столетия, и потомки начинают бунтовать, потому как Гви – упырь и частенько обедает королевскими фрейлинами. Идея пот-ря-са-ющая, но… практически не раскрытая. Весь сюжет главные герои просто сражаются с главным злом, нет ни глубины ни мыслей на подумать.

Зато эта идея подарила мне завязку «Пепла». Разумеется, лор, условия договора и его предыстория поменялись, осталась лишь суть: каково служить демону, с которым заключили соглашение твои предки? Ответы в самом «Пепле», история вышла насыщенная древними преданиями, события разворачиваются в горной местности, у племён есть настоящие прототипы, взятые из реальности, и даже многие законы я не придумала. Вот только взаимодействие главных героев у многих вызывает вопросы.

По отношению к ХынСаа – главной героине – читатели разделились на два лагеря: ею восхищаются или её не понимают. Буквально из моего диалога с одной коллегой, которая читала «Пепел»:

«Вы заставили меня задуматься о балансе равенства мужчины и женщины. <…> Относительно вашего равенства и неравенства по силе Главной героини и Демона – я не уверена, что они равны, и так же я не уверена, что они неравны».

Откровенно говоря, сама идея равенства мужчины и женщины меня раздражает, и у меня герои никогда не показаны равными друг другу. Я всегда стремилась показать между ними гармонию и союз, в котором у каждого свои роли, и прямо ответила: «В сеттинге мира эти двое ведут себя достоверно». Читательница после этих слов смогла сложить паззл, который у неё не складывался, я же озвучила себе истину, которую до этого понимала инстинктивно: чтобы судить о достоверности героев и понимать их, нужно проанализировать мир, в котором они живут.

-4

И если бы я не показала до встречи ХынСаа и демона Риада причины девушки вести себя именно так, как она вела себя с ним! А я ведь показала. Не раз назвала законы, по которым её воспитывали, не раз показала её отношение к другим мужчинам. Но мы слишком часто судим других по своей мерке, не надев чужой обуви и не поносив её хоть немного. То же происходит, когда многие пытаются анализировать поведение героев в историях, особенно тех, которые происходят в выдуманном мире.

Вписывая светские законы в устои древних племён

Однажды со мной произошла совсем бредовая история. Прочитав «Пепел», одна читательница назвала ХынСаа крайне неоднозначной и на мою просьбу пояснить выдала: «Она лечит людей, но её не смущает, что она сожительствует с тем, кто этих людей убивает каждый день». Честно, я просто за голову схватилась. Это выглядело примерно так же, как если бы я каким-то чудом перенеслась к ацтекам или инкам на обряд жертвоприношения, когда они резали в честь своих богов сотни пленников, и начала потрясать перед их жрецами распечаткой УК РФ.

Спор я, разумеется, не стала развязывать. Зачем, если человек прочитал свою историю? Но тогда крепко задумалась: а правильно ли вообще судить героев по своим меркам?

-5

Я знаю, что пишу далеко не лёгкое чтиво. Чтобы читать мои истории, нужен определённый багаж знаний, достаточный уровень интеллекта и умение гибко мыслить, которые есть не у каждого читателя. Но тут мне всё равно. Потому что я не пишу под читателя. Я пишу истории, которые хочу прочитать сама. И да, у меня есть читатели, которые и поняли и прочувствовали эти истории, которые возвращаются к ним мыслями и задаются вопросами.

Почему глупо идти с современной моралью на страницы «Пепла»? Потому что это мир язычников, которые поклоняются солнцу и луне. Потому что живут эти люди в состоянии постоянной войны, и для них не потрясение – чья-то смерть. Потому что договор давал демону Риада право делать то, за что династия называла его злом. Да и он не был злом: жаждой крови его наградила природа, а не тяга к убийству.

-6

Если кого-то заинтересовал роман, заглядывайте ко мне на сайт:

Lilykharris at Taplink

Расскажите, случалось ли вам ошибаться в суждениях о героях чужих книг? Есть ли миры, в которые вы с удовольствием погружались? И есть ли герои, которых сейчас, после статьи, стало легче оценивать?

До следующего выпуска!