Найти в Дзене

Психолог объяснила, почему подростки тянутся к экстриму

Фото: Роман Пименов И какую альтернативу можно предложить юным руферам Подростки нередко попадаются правоохранителям во время рискованных выходок — в погоне за адреналином дети цепляются за движущиеся поезда, перебегают ЗСД, поджигают вышки сотовой связи и лазают по крышам. Психолог Анастасия Вайнер рассказала spb.aif.ru, почему подростков так сильно тянет на риск. По словам эксперта, у всех «аттракционов риска» одни и те же корни: поиск адреналина, демонстрация статуса в коллективе и желание отличиться. При этом мозг подростка работает не так, как у взрослого: префронтальная кора, которая отвечает за контроль импульсов и прогнозирование последствий, ещё не развита до конца, а система выработки гормона удовольствия слишком чувствительна. Эти особенности приводят к тому, что пережитый риск вызывает мощный дофаминовый выстрел. Кроме того, для подростков принадлежность к группе и положение в ней оказываются важнее правил, а риск при этом укрепляет статус. Опубликованные при этом ролики по
Оглавление
Фото: Роман Пименов
Фото: Роман Пименов

И какую альтернативу можно предложить юным руферам

Подростки нередко попадаются правоохранителям во время рискованных выходок — в погоне за адреналином дети цепляются за движущиеся поезда, перебегают ЗСД, поджигают вышки сотовой связи и лазают по крышам. Психолог Анастасия Вайнер рассказала spb.aif.ru, почему подростков так сильно тянет на риск.

По словам эксперта, у всех «аттракционов риска» одни и те же корни: поиск адреналина, демонстрация статуса в коллективе и желание отличиться. При этом мозг подростка работает не так, как у взрослого: префронтальная кора, которая отвечает за контроль импульсов и прогнозирование последствий, ещё не развита до конца, а система выработки гормона удовольствия слишком чувствительна. Эти особенности приводят к тому, что пережитый риск вызывает мощный дофаминовый выстрел.

Кроме того, для подростков принадлежность к группе и положение в ней оказываются важнее правил, а риск при этом укрепляет статус. Опубликованные при этом ролики позволяют быстро набрать просмотры, которые трактуются как социальный капитал. Для некоторых подростков экстремальные ощущения становятся способом побороть тревогу, депрессию или напряжение из-за семейных проблем, а иногда — выразить протест и продемонстрировать возможности.

По мнению психолога, такое поведение нельзя сравнивать с суицидальным, однако если подросток ведёт себя так постоянно, это поведение становится навязчивым и приводит к регулярным травмам.

«Слушайте ребёнка без моралей 5–10 минут. Фразы, которые работают: "Расскажи, что там происходит, — я хочу понять, а не осудить", "Что ты чувствуешь в момент, когда делаешь это?" Это понижает защиту и открывает разговор», — отметила Анастасия Вайнер.

Психолог также порекомендовала предложить подростку альтернативу. Для любителей адреналина подойдут скалодром, места для роуп-джампинга и паркура, скейт-парк, велотрек, картинг, пейнтбол, лазертаг, пожарно-спасательные секции или каскадёрские курсы. При этом ребёнок сможет осуществить свои потребности в безопасных условиях — с тренером и страховкой.

В то же время важно научить несовершеннолетнего правильно оценивать риски: просчитывать вероятность, последствия и возможные альтернативы.

«Простой приём: если ты лезешь на крышу — напиши три возможных исхода и как их предотвратить. Это делает процесс осознанным», — рассказала эксперт.

Подписывайтесь на канал газеты «Вечерний Санкт-Петербург» и узнавайте самые актуальные новости первыми!