Сегодня музыкальные клипы, снятые за пару дней на айфон, исчезают из памяти так же быстро, как и появляются в ленте. Но некоторые артисты пытаются вернуть видеороликам вес и внимание зрителя. Группа wtv. выпустила клип-файтинг в стиле ретро-игр к треку «Aha» — это не просто визуализация трека, а полноценное ностальгическое путешествие.
В интервью мы поговорили с use magnum, одним из продюссеров wtv., об эре MTV, почему клипы больше не смотрят, и как их новый проект с ретро-файтингом бросает вызов этой тенденции.
— Почему решили сделать Remastered к песне Aha?
— Мы выпустили трек в сентябре 2024 года и примерно через месяц решили его экранизировать. В той версии Маячил, он же Саша (первый эмси) старомодно экспромтил во вступлении прямым текстом: «два-ноль-два-четыре» и дальше нафристайлил свой куплет, который мы оставили в том же виде.
Когда работа над клипом близилась к завершению, а это заняло год, трек нужно было актуализировать. Но продюсеры не могут просто так открыть проект, чтобы что-то убрать — им всегда есть, что улучшить. Знаете, у нас говорят: сведение нельзя закончить — можно только остановить. Ну вот и оказалось, что Саше изначально не нравилось, как звучат тарелки, но он тогда промолчал. Он даже хотел пересобрать партию барабанов и снэры заменить на клэпы. Но я встал грудью за бум-бэп-звучание, сказал, что клэпы в этом бите — это просто неприлично, и не позволил этого сделать. Вообще, сотворчество в ватэве (так мы проговариваем название wtv.) — это, помимо дофаминовой эйфории, часто спор и конфронтация. Это, кстати, отражено и в клипе.
— Расскажите, чем вдохновлялись при создании трека?
— Я написал бит, который мне показался монотонным и мрачным. Со мной такое часто происходит. В такие моменты может найтись человек, который меня разморочит, и я услышу, что всё круто. Вообще в ватэве за биты всегда отвечал Маячил. Он делает наброски, которые мы потом вместе аранжируем, эффектим и доделываем под куплеты. Иногда мы пишем с нуля вместе. Но в тот момент случилось по-другому. Я не понял свой драфт и дежурно отправил его напарнику. Если ему не нравится, он обычно просто молчит. Но тогда Саня в своей односложной манере написал в ответ только два слова, не отвлекаясь на знаки препинания и точки над «ё»: «прикольный берем».
Затем он в течение пары часов записал репрезент-фристайл, который мне напомнил о старом московском андеграунде времён нулевых, и с этой волной я отправился писать свой парт, решив далеко не уходить от фристайловой модели.
Так что, отвечая на вопрос, мы вдохновляемся настроением музыки, которая родилась во время очередных поисков. Хотя я лично занимаюсь хип-хопом третий десяток лет, почти десяток работаю сценаристом, и во вдохновение не верю. Что-то выдыхается, а что-то разрабатывается и редактируется. В хип-хопе для меня всё просто: есть бит, твои навыки эмси и есть ты, который рифмует и подходит к микрофону, дальше дело техники.
— Почему решили сделать клип в стиле ретро игр?
— Вообще про создание этого видео я накатал текст в тг-канале «ватэва с любовью», который уместился аж в три поста. Но, если вкратце, то я хотел отразить идею хип-хопа, как вечного соревнования, которое происходит даже в отдельно взятой рэп-группе. На эту идею отлично ложится визуал файтинг-игр, где персонажи лицом к лицу. Плюс сейчас ретро-настроение. Всё вернулось: бум-бэп, широкие штаны на зумерах, ностальгия по 90-м и всё такое. А дальше каламбурим и креативим: не Street Fighter, а Beat Fighter, не player, а playa, как у чёрных парней, секретные приёмы выбранных бойцов основаны на наших реальных человеческих качествах и так далее.
— Играли ли вы во что-то подобное в детстве или сейчас играете? Может у вас остались какие-то тёплые воспоминания, связанные с ретро-играми?
— Конечно. У меня когда-то была приставка Dendy. Правда, в драки я особо не рубился, мог с отцом на пару пройти какой-нибудь шутер, типа Super Contra. Я больше любил игру «Чёрный плащ», головоломки всякие, а когда появились домашние компьютеры, играл в квесты и стратегии. Сейчас меня видеоигры не трогают, это к Саше. Я знаю, он с женой рубится в Mortal Kombat на «плойке», катает в «Доту». Хотя иногда, после работы на студии, мы делали пару–тройку заходов в «червячков» с полным арсеналом оружия, чтобы переключиться и повеселиться.
— Вам не кажется, что в последние годы клипы утратили такую популярность, как это было при MTV? Как думаете, что на это повлияло?
— Не кажется — я уверен, что это так. Конец эпохи MTV этот факт констатирует. Повлияла на это нынешняя эпоха ежедневного фастфуд-контента. Сегодня, например, релиз лонгплей-альбома, в котором может быть до двадцати треков, — это инфоповод такой же, как и выход сингла. Люди смотрят рилсики и смахивают их через 5 секунд, если их не цепляет — какие клипы?
Независимому артисту, который хочет обратить на своё творчество ускользающее внимание, это только добавило работы, потому что нужно снимать сниппеты и каждый раз придумывать что-то новое, ведь пользователи соцсетей часто смотрят контент без звука, и нужно ещё побудить их его включить.
Короче, жёсткое время: музыку может сварганить буквально любой желающий, она теряется в океане информации, каждую неделю выходят десятки тысяч релизов. Нужно либо реально быть везучим, либо иметь бюджеты на охваты всех утюгов. Наверное, есть и другие варианты — типа долбить много лет в одну точку и много трудиться, как мы. Может, я сильно упрощаю, но от реальности недалеко, как мне видится.
— Нужно ли сегодня артисту снимать клип и делать его необычным?
— Я частично уже ответил, но это, наверное, зависит от артиста. Нужно ли ему это? Клип в каком-то классическом понимании — это целое дело. Нужно разработать сценарий, нанизать на хрономентраж трека раскадровки; режиссёр, съёмочная группа, локации, логистика… Это всё не бесплатно по-хорошему.
Мне это интересно как сценаристу, как человеку, в голове которого рождаются образы, эстетика, желание сделать визуальный ряд. Часто бывает, что видео раскрывает песню.
Ещё мне не нравится, когда рэпер просто машет ветками на фоне высотного здания или толпы опасных пацанов. Это тоже возможно и даже бывает стильно сделано, но я люблю, когда есть сквозная идея, и она первична.
В 2023 году я продюсировал клип для своего основного альтер-эго use magnum, где есть небольшой реверанс тому же каналу MTV. Там я попытался выразить, как выглядит мир в творческой голове, когда играет музыка, которая нравится. Я тогда писал материал для своего альбома и не планировал ничего снимать. Пока в июне, прогуливаясь вдоль реки в своём городе, не увидел, как красиво на её поверхности цветут кувшинки — и на меня нахлынул поток образов. Со сцены на реке клип use magnum «Тони Синкопа» и начинается. Кувшинки, правда, к моменту начала съёмок почти отцвели.
— Можно ли снова вернуть эру клипов?
— Это очень хороший вопрос. Я отвечу на него снова как сценарист. В целом, всё на свете может вернуться и пережить ренессанс в том или ином варианте, как мы видим. Но даже если её нельзя вернуть, я ставлю для себя особую задачу — набить авторский портфель музыкальными клипами. Aha ватэвы и упомянутый мой сольный клип уже там, и есть ещё идеи на ближайшее будущее. С удовольствием написал бы сценарии для клипов других артистов. Я обожаю этот жанр. Посмотрите, какие режиссёры начинали свой путь с клипмейкинга: Дэвид Финчер, Мишель Гондри, Спайк Джонс… Вот фильмы Фёдора Бондарчука нравятся не всем, но зацените, какие он снял клипы до карьеры в кино.
У меня на правом предплечье татуировка «MTV Russia 1998–2002» — я приходил из школы и смотрел этот канал часами, ждал любимые клипы, записывал их на VHS. Я считаю, что за редким исключением ничего равносильного по крутизне и тем более круче с отечественным телевидением не происходило и, возможно, уже никогда не произойдёт. В ближайшее столетие вряд ли. Время сильно изменилось. Рад буду ошибиться.
— У вас все обложки сделаны в одном стиле. Есть ли какое-то значение у персонажей?
— Все ли? По мне они скорее похожи немного рэйверской цветастостью, но у ватэвы был период и более монохромных обложек в первые пару лет. Мы тогда рефлексировали по поводу меняющейся реальности и были в довольно антиутопичных настроениях. Но не без просвета надежды, конечно. Среди тем облог были оммаж великому альбому, постмодернистский коллаж и другие аллюзии разной сложности. В общем всячески тяготели к оправданию понятия «ковер-арт».
Что до голов кошачьих вместо наших физиономий с претензией на создание виртуальной вселенной ватэвы, то они появились впервые именно на обложке к треку Aha. Я лично вообще всегда сторонился фотографий со своим ликом на обложке по неизвестным мне самому причинам. Это легко проверить по моим и нашим релизам. Возможно, это скоро изменится, я думаю над этим.
В выборе персонажей далеко я не ходил: вечные вайбы от Саши превратили его в ямайского Льва, а я тысячу раз слышал в свой адрес сравнения с Котом. Видимо, я жидкость, а значит принимаю форму любого сосуда, мурлычу свои вордплеи и вообще, пойди-поищи меня в коробке. Короче, так появилось несколько нейро-вариантов дизайна обложки с Котом и Львом, один из которых и стал ковром трека.
— Как вы пришли к решению делать обложки с помощью ИИ?
— Whatevanation (такая транскрипция была у нашего названия изначально до сокращения в три буквы) в свою активную пятилетку 2019–2024 была крайне продуктивна, и нужно было выдумывать множество обложек, которые мы почти всегда делали своими силами. Вернее даже так: я предлагал варианты, Маячил выбирал, иногда спорили и искали компромиссы. К весне 2024-го я сообщил, что устал от этого и теперь буду обращаться к ИИ, потому что нашёл сносные недорогие нейронки.
К этому нужно добавить тот факт, что однажды во время обсуждения возможной концертной деятельности ватэвы (которая, на секундочку, выступала на сцене лишь дважды в 2019 году и не презентовала ни один из релизов), Саша сообщил, что его вполне устраивает студийная интроверсия. Где-то там и зародилась антропоморфная концепция группы в моей креативной башке. Но в мире, где есть группа Gorillaz, например, это в целом не ново, мягко говоря.
— Вы часто делаете фиты с другими исполнителями, как выбираете, с кем делать коллаб?
— У ватэвы пока нет фитов, но есть несколько ремиксов на треки дружественных артистов. Ну вернее, пара фитов всё же есть, но мы их ещё не выпустили. Мы записали песню в более роковом звучании с семьёй из Беларуси, это папа, мама и сын, которые поют мантры и выпускают музыку под именем отца семейства — Andrey Omkar. Это было в период создания нашего второго EP Overground — это гитарный альбом с речитативами. Мы ещё называем его хиппи-альбомом.
Семья Омкара тогда записывала альбом, в котором главный солист — это на тот момент их шестилетний сын Аким. Для их релиза Family Kirtan мы сделали даб-ремикс на мантру 21 Om, он вышел бонусным последним треком. После этого мы попросили кровное трио спеть для нас припев. Трек в итоге не вошёл в Overground, пока лежит на полке и ждёт своей очереди. Когда-то мы его выпустим. Кстати, в банде Омкара с тех пор прибыло — теперь их четверо.
Ещё есть совместка с группой и семейной парой «вены высокой воды». Они связаны с такими проектами как The Private, «Мама Ро», MASLASAMA и новейшая группа «после звёзд». Мы записали трек года три назад. Недавно мы почти довели его до ума, но у нас случился некоторый сбой. Думаю, в будущем году тоже, наконец, зарелизим. Алиса из «вен» уже устала ждать. У неё крутой парт там.
Если речь обо мне, то я вообще люблю оказаться в условиях электричества, произведённого творческой химией с близкими по духу артистами. Главное — это музыкальное единомыслие и взаимный респект. В свою сольную питерскую бытность я записал два лонгплея на продакшн целой толпы битмейкеров и читал с крутыми эмси, которых до сих пор называю братьями. Иногда я записываю свои парты и знаю, кому предложить поучастовать — просто слушаю и думаю: «о, вот этот эмси или эта певица будет здесь круто звучать». Бывали и треки сайфер-формата, на которых могло участвовать от пяти до десяти человек. Чистая энергия творчества, калейдоскоп стилей.
Сейчас у меня есть договорённость о фите с моим заочным наставником в хип-хопе. Это классик московской школы, на музыке которого я рос, не буду называть, чтобы сохранить этот импульс. Кто знает, поймёт. У нас давняя история знакомства. Я участвовал в его проектах, но этот трек будет на мой продакшн — для меня это особый случай.
Есть ещё уже записанный фит, сделанный по классической схеме эмси + соул-певец. Это один, знакомый многим, сладкий тембр из Петербурга. Но я всё ещё работаю над звучанием трека.
— А будет ли у вас сольный альбом?
— Не знаю. В 2023 году планировал, что будет. У меня сейчас на жёстком диске гора материала в разной степени готовности. Но выше я уже говорил про то, какой расклад с альбомами сегодня в индустрии. А я пока всё ещё маленький артист, чтобы расточительно разбрасываться инфоповодами. Поэтому, скорее всего будет волна синглов, которые я как-то собью в сборки по звучанию, добавлю что-то ещё неизданное и тогда, может быть, альбом будет даже не один.
Вообще я сейчас работаю над новым сайд-проектом с моим другом из Рязани, выпускающим музыку под псевдонимом D. Baz. Это будет оголтелый нео-бум-бэп по большей части с моим продакшном — рэпчина чистоганом. Рад, что история циклична, а хип-хоп оформился в многогранную культуру с разными поджанрами, и можно кайфануть как в старые-добрые, не прослыв ретроградом. Так что сольник я пока отложил, потому что знатно замылилось восприятие, затянула свежесть и тот самый обновлённый звук золотой эры.
Я стараюсь писать тексты так, чтобы это можно было понимать вне зависимости от актуальных трендов, сиюминутных мемов или чего-то такого. Чтобы это можно было понять в любой момент времени. А звучание и флоу всегда можно актуализировать.
— Можно ли вас услышать где-то вживую?
— Я упоминал, что ватэву — вряд ли. Хотя на сто процентов утверждать не могу. Люди меняют своё мнение — это нормально. А сам давно сольно не выходил на сцену. Но я планирую выпустить много материала в 2026 году, под него снять видеоконтент и пробовать расширить аудиторию, привлечь новых слушателей и вообще настроить уже менеджмент. Так что, надеюсь, в каком-то недалёком будущем — можно.