Питер де Хох (1629—1684) известен как мастер интерьеров, отличающихся сложными пространственными построениями и виртуозными эффектами освещения.
Вместе с такими современниками, как Герард Доу, Габриель Метсю и Йоханнес Вермеер, он сыграл ключевую роль в развитии голландской жанровой живописи XVII века. Искусствоведы постоянно сравнивают де Хоха с Вермеером, ведут спор об их взаимном влиянии, хотя де Хох, будучи, возможно, менее одарённым, был, несомненно, более разносторонним и плодовитым из двух делфтских мастеров. При всём превосходстве его знаменитого коллеги в изображении взрослых именно де Хох предстаёт живописцем детей и «мастером интерьеров».
О жизни де Хоха известно немного, поскольку историкам знакомо лишь небольшое количество документов, напрямую связанных с ним. Установлено, что он был старшим из пятерых детей и был крещён в церкви Роттердама. Его отец был мастером-каменщиком, а мать, акушерка, умерла, когда дети были ещё совсем маленькими.
Точные даты неизвестны, но де Хох проходил обучение у двух живописцев: сначала у Лудольфа де Йонга в Роттердаме, а позже — у Николаса Питерса Берхема в Харлеме.
Все ранние картины де Хоха представляли собой сцены с буйными солдатами в конюшнях или тавернах, выполненные в оттенках тёмно-коричневого и жёлтого.
Для художников того времени было обычным делом иметь вторую профессию, и в 1650 году де Хох начал работать художником и «денааром» (слугой или помощником) у роттердамского торговца тканями и коллекционера произведений искусства Юстуса де ла Гранжа. Его работа заключалась в сопровождении де ла Гранжа в поездках в Гаагу, Лейден и Делфт. Помимо изучения ткацкого ремесла, считается, что де Хох обменивал многие свои ранние работы на жильё и другие блага. В 1652 году де Хох переехал в Делфт, где встретил и женился (в 1654 году) на Яннеке ван дер Бюрх. У Питера и Яннеке (весьма вероятно, сестры художника Хендрика ван дер Бюрха) было семеро детей.
В 1655 году де Хох вступил в делфтскую гильдию Святого Луки как независимый художник. Записи свидетельствуют об уплате им взносов в 1656 и 1657 годах. Он обучался у гильдейских мастеров Карела Фабрициуса и Николаса Маса, и, учитывая множество сходств в стилистике, исследователи единодушно полагают, что он пересекался с Йоханнесом Вермеером (также жившим в Делфте). Подобно Вермееру, де Хох создавал небольшие по формату работы, и его живопись, как и у Вермеера, отличается изысканной отделкой и выдающейся композиционной уравновешенностью. Но если известно, что Вермеер использовал камеру-обскуру, то нет никаких свидетельств, особенно в самых известных делфтских работах де Хоха, что он интересовался оптическими приспособлениями для совершенствования своих образов.
На протяжении всего XIX века считалось, что де Хох находился под влиянием Вермеера, но эта точка зрения была пересмотрена. По мнению историка искусства Джонатана Джансона, «ранние работы Вермеера 1650-х годов демонстрируют мало интереса к новшествам, революционизировавшим голландскую жанровую живопись [и] лишь в 1657 году он написал свою первую известную жанровую интерьерную сцену «Спящая служанка», где сделал «поверхностное заимствование» новаторских мотивов, разработанных в Делфте [де Хохом]». Джансон добавляет, однако, что «учитывая скудность исторических свидетельств, нельзя исключать, что в некоторых случаях ведущую роль играл Вермеер, а в других — де Хох. Как бы то ни было, хотя искусство де Хоха сегодня может казаться менее глубоким в интеллектуальном и философском плане (и, возможно, менее амбициозным) по сравнению с искусством Вермеера, де Хох, несомненно, был более плодовитым и разносторонним живописцем из двух».
Вместе со своими делфтскими коллегами де Хох вышел на передний план в ключевой момент формирования новой Голландской Республики.
В период, вошедший в историю искусства как Золотой век Голландии, уникальное национальное искусство помогло Республике переосмыслить себя и прославить. Искусство Золотого века поддерживало идею светского просвещения и отвергало чрезмерно пышные трактовки библейских притч.
Именно новые купеческие классы стали основными потребителями искусства, и их предпочтения склонялись к натюрмортам, пейзажам и жанровым сценам.
К этому времени де Хох экспериментировал со своей техникой «вид через дверь», которая расширяла повествовательное пространство из одной комнаты в другую, а часто и на соседнюю улицу, через ряд открытых дверей и/или окон. Дом стал важнейшим символом культуры, а живописный приём де Хоха показывал способ сопоставления спокойствия и порядка частной жизни с хаосом внешнего мира. Голландское общество высоко ценило дом и семью как источник нравственного воспитания. Как поясняет писатель Аллен Хирш:
«Люди много работали, и, возвращаясь домой, хотели видеть напоминание об истинных плодах своего труда: о своей домашней жизни [...] священным отныне стало домашнее».
Уолтер Лидтке добавляет, что в картинах де Хоха «сам интерьер, кажется, обещает уют и защиту, а свет, скользящий по разным поверхностям, передаёт удовольствие от красоты обычных вещей».
Именно между 1655 и 1662 годами де Хох достиг творческой зрелости, и его работы поднялись на пик совершенства. Хотя он изредка писал уличные сцены, почти все его зрелые произведения представляли собой лишённые сентиментальности интерьеры и виды дворов с двумя или тремя фигурками людей, занятых повседневными домашними делами. В таких картинах, как «Двор дома в Делфте» (1658) и «Женщина, готовящая хлеб с маслом для мальчика» (ок. 1660), ощутима атмосфера спокойствия, а де Хох виртуозно овладел мастерством создания эффекта простора и беззаботности благодаря превосходному контролю над светом, цветом и композиционным равновесием.
Около середины 1650-х годов де Хох перестал писать солдат и крестьян и сосредоточился на бытовых сценах с представителями среднего класса, занятых повседневными делами. В большинстве этих работ взаимодействие между фигурами сдержано, что придаёт сценам ощущение покоя, а в случае с изображениями матерей с детьми (которых он написал несколько) — и интимности. Историк искусства Саймон Шама утверждает, что де Хох создал «первый в европейском искусстве устойчивый образ родительской любви».
Эти домашние интерьеры считаются величайшими работами де Хоха и были популярными сюжетами для многих художников Делфтской школы и голландской живописи Золотого века в целом.
Джансон утверждает, что зрелые работы де Хоха «часто настолько достоверны, что кажутся точными записями реальных мест», хотя они были «в значительной степени плодом воображения и композиционного мастерства художника». Комментируя пристрастие де Хоха к городским дворикам, историк искусства Уэйн Фантис — приписывающий художнику «изобретение одного из самых популярных мотивов в жанровой живописи» — отмечал, что дворы были «неотъемлемой чертой голландской жилой архитектуры и располагались либо в центре дома, либо в самой его глубине», где они «обеспечивали светом интерьеры».
Де Хох с семьёй обосновался в Амстердаме в начале 1660-х годов, скорее всего, из-за большего количества состоятельных клиентов, проживавших там. Принято считать, что де Хох работал в Амстердаме до конца жизни.
Переезд в Амстердам был омрачён личной трагедией: двое его детей умерли от бубонной чумы. О жизни де Хоха в городе известно немногое. Большинство исследователей сходятся во мнении, что после смерти жены в 1667 году (в возрасте 38 лет) работы де Хоха во многом утратили прежнюю нежность и тонкость. Действительно, его поздние композиции становятся более монументальными по масштабу, а цвета и световые эффекты — более тёмными, грубыми и в целом более стилизованными. Это ухудшение качества вполне могло быть вызвано горем от потери супруги и стрессом от воспитания детей в одиночку. Сын де Хоха Питер, также бывший его учеником, умер в амстердамской психиатрической лечебнице в 1684 году, но как и когда умер сам де Хох неясно, хотя его последняя известная работа датируется 1684 годом.
Питер де Хох в наибольшей степени способствовал популяризации жанровых картин с домашними интерьерами и сценами частной семейной жизни.
🎨 Как вам такой формат статьи (описание картины сразу под картиной, а не в тексте)? Пишите пожалуйста ваши комментарии и пожелания, чтобы помочь мне определить наиболее удобный для вас вариант .