Найти в Дзене
Русская и мировая живопись

Мастер интерьеров Питер де Хох

Питер де Хох (1629—1684) известен как мастер интерьеров, отличающихся сложными пространственными построениями и виртуозными эффектами освещения. Вместе с такими современниками, как Герард Доу, Габриель Метсю и Йоханнес Вермеер, он сыграл ключевую роль в развитии голландской жанровой живописи XVII века. Искусствоведы постоянно сравнивают де Хоха с Вермеером, спор об их взаимном влиянии, хотя де

Питер де Хох (1629—1684) известен как мастер интерьеров, отличающихся сложными пространственными построениями и виртуозными эффектами освещения.

Предполагаемый автопортрет де Хоха (1648—1649)
Предполагаемый автопортрет де Хоха (1648—1649)

Вместе с такими современниками, как Герард Доу, Габриель Метсю и Йоханнес Вермеер, он сыграл ключевую роль в развитии голландской жанровой живописи XVII века. Искусствоведы постоянно сравнивают де Хоха с Вермеером, ведут спор об их взаимном влиянии, хотя де Хох, будучи, возможно, менее одарённым, был, несомненно, более разносторонним и плодовитым из двух делфтских мастеров. При всём превосходстве его знаменитого коллеги в изображении взрослых именно де Хох предстаёт живописцем детей и «мастером интерьеров». 

"Кормящая мать и ребенок со служанкой",  1663 Холст, масло Музей истории искусств, Вена, Австрия
"Кормящая мать и ребенок со служанкой", 1663 Холст, масло Музей истории искусств, Вена, Австрия

Фрагмент картины
Фрагмент картины

О жизни де Хоха известно немного, поскольку историкам знакомо лишь небольшое количество документов, напрямую связанных с ним. Установлено, что он был старшим из пятерых детей и был крещён в церкви Роттердама. Его отец был мастером-каменщиком, а мать, акушерка, умерла, когда дети были ещё совсем маленькими.

Трое в таверне. Ок. 1650. Дерево, масло. Картинная галерея, Берлин
Трое в таверне. Ок. 1650. Дерево, масло. Картинная галерея, Берлин

Женщина с корзиной фасоли в огороде. 1651. Холст, масло. Художественный музей, Базель. Питер де Хох особенно тщательно выстраивал перспективу. Картина отличается точностью в передаче растений и архитектуры, которые изображены детально. В ней преобладают красные и зелёные тона, которые представлены в различных оттенках.
Женщина с корзиной фасоли в огороде. 1651. Холст, масло. Художественный музей, Базель. Питер де Хох особенно тщательно выстраивал перспективу. Картина отличается точностью в передаче растений и архитектуры, которые изображены детально. В ней преобладают красные и зелёные тона, которые представлены в различных оттенках.

Точные даты неизвестны, но де Хох проходил обучение у двух живописцев: сначала у Лудольфа де Йонга в Роттердаме, а позже — у Николаса Питерса Берхема в Харлеме.

Все ранние картины де Хоха представляли собой сцены с буйными солдатами в конюшнях или тавернах, выполненные в оттенках тёмно-коричневого и жёлтого. 

Солдат предлагает женщине бокал вина, 1650 Государственный Эрмитаж
Солдат предлагает женщине бокал вина, 1650 Государственный Эрмитаж

«Пустой бокал», 1652 Холст, масло — Национальная галерея, Лондон, Великобритания. На переднем плане сидящий солдат, кажущийся пьяным (судя по красному носу и чрезмерно весёлому выражению лица и жесту), подаёт пустой бокал служанке, держащей кувшин с вином. На полу разбросаны игральные карты и окурки. Де Хох использовал этот жанр для оттачивания своего мастерства в передаче света, цвета и перспективы. Вскоре он перешёл к «видам комнат», изображающих людей в ситуациях неформального общения.
«Пустой бокал», 1652 Холст, масло — Национальная галерея, Лондон, Великобритания. На переднем плане сидящий солдат, кажущийся пьяным (судя по красному носу и чрезмерно весёлому выражению лица и жесту), подаёт пустой бокал служанке, держащей кувшин с вином. На полу разбросаны игральные карты и окурки. Де Хох использовал этот жанр для оттачивания своего мастерства в передаче света, цвета и перспективы. Вскоре он перешёл к «видам комнат», изображающих людей в ситуациях неформального общения.

Для художников того времени было обычным делом иметь вторую профессию, и в 1650 году де Хох начал работать художником и «денааром» (слугой или помощником) у роттердамского торговца тканями и коллекционера произведений искусства Юстуса де ла Гранжа. Его работа заключалась в сопровождении де ла Гранжа в поездках в Гаагу, Лейден и Делфт. Помимо изучения ткацкого ремесла, считается, что де Хох обменивал многие свои ранние работы на жильё и другие блага. В 1652 году де Хох переехал в Делфт, где встретил и женился (в 1654 году) на Яннеке ван дер Бюрх. У Питера и Яннеке (весьма вероятно, сестры художника Хендрика ван дер Бюрха) было семеро детей.

«Двор дома в Делфте», 1658 Холст, масло — Национальная галерея, Лондон, Великобритания. Действие происходит в домашнем дворике. Женщина и девочка входят во двор, держась за руки. Взгляды полные любви, устремлены друг на друга, что указывает на отношения мамы и дочери. Историк искусства Саймон Шама утверждает, что де Хох создал «первый в европейском искусстве устойчивый образ родительской любви».
«Двор дома в Делфте», 1658 Холст, масло — Национальная галерея, Лондон, Великобритания. Действие происходит в домашнем дворике. Женщина и девочка входят во двор, держась за руки. Взгляды полные любви, устремлены друг на друга, что указывает на отношения мамы и дочери. Историк искусства Саймон Шама утверждает, что де Хох создал «первый в европейском искусстве устойчивый образ родительской любви».

Фрагмент картины
Фрагмент картины

В 1655 году де Хох вступил в делфтскую гильдию Святого Луки как независимый художник. Записи свидетельствуют об уплате им взносов в 1656 и 1657 годах. Он обучался у гильдейских мастеров Карела Фабрициуса и Николаса Маса, и, учитывая множество сходств в стилистике, исследователи единодушно полагают, что он пересекался с Йоханнесом Вермеером (также жившим в Делфте). Подобно Вермееру, де Хох создавал небольшие по формату работы, и его живопись, как и у Вермеера, отличается изысканной отделкой и выдающейся композиционной уравновешенностью. Но если известно, что Вермеер использовал камеру-обскуру, то нет никаких свидетельств, особенно в самых известных делфтских работах де Хоха, что он интересовался оптическими приспособлениями для совершенствования своих образов.

Мать, обрабатывающая волосы своего ребенка. Ок. 1658. Холст, масло. Рейксмюсеум, Амстердам
Мать, обрабатывающая волосы своего ребенка. Ок. 1658. Холст, масло. Рейксмюсеум, Амстердам

Женщина с ребёнком у кладовки. Ок. 1658. Холст, масло. Рейксмюсеум, Амстердам
Женщина с ребёнком у кладовки. Ок. 1658. Холст, масло. Рейксмюсеум, Амстердам

Игроки в карты в залитой солнцем комнате. 1658. Холст, масло. Виндзорский замок, Великобритания
Игроки в карты в залитой солнцем комнате. 1658. Холст, масло. Виндзорский замок, Великобритания

На протяжении всего XIX века считалось, что де Хох находился под влиянием Вермеера, но эта точка зрения была пересмотрена. По мнению историка искусства Джонатана Джансона, «ранние работы Вермеера 1650-х годов демонстрируют мало интереса к новшествам, революционизировавшим голландскую жанровую живопись [и] лишь в 1657 году он написал свою первую известную жанровую интерьерную сцену «Спящая служанка», где сделал «поверхностное заимствование» новаторских мотивов, разработанных в Делфте [де Хохом]». Джансон добавляет, однако, что «учитывая скудность исторических свидетельств, нельзя исключать, что в некоторых случаях ведущую роль играл Вермеер, а в других — де Хох. Как бы то ни было, хотя искусство де Хоха сегодня может казаться менее глубоким в интеллектуальном и философском плане (и, возможно, менее амбициозным) по сравнению с искусством Вермеера, де Хох, несомненно, был более плодовитым и разносторонним живописцем из двух».

«Женщина, готовящая хлеб с маслом для мальчика», 1660-63. Холст, масло — Музей Гетти, Лос-Анджелес, Калифорния, США                                            У женщины на коленях лежит хлеб, она отрезает масло с тарелки на стуле слева. Сложенные руки мальчика указывают на то, что он произносит молитву перед едой. Можно предположить, что после завтрака он отправится в школу, видимую через проём. Де Хох и его современники часто включали в свои домашние интерьеры простую символику, чтобы передать моральные наставления об образовании, воспитании детей и важности трудолюбия. Например, в этой картине книги и свеча в нише над дверью символизируют просвещение через обучение. Небольшой волчок, лежащий на полу перед дверью, вероятно, отсылает к голландской пословице, гласящей, что и ребёнок, и волчок останутся без дела, если их постоянно не «подстёгивать».
«Женщина, готовящая хлеб с маслом для мальчика», 1660-63. Холст, масло — Музей Гетти, Лос-Анджелес, Калифорния, США У женщины на коленях лежит хлеб, она отрезает масло с тарелки на стуле слева. Сложенные руки мальчика указывают на то, что он произносит молитву перед едой. Можно предположить, что после завтрака он отправится в школу, видимую через проём. Де Хох и его современники часто включали в свои домашние интерьеры простую символику, чтобы передать моральные наставления об образовании, воспитании детей и важности трудолюбия. Например, в этой картине книги и свеча в нише над дверью символизируют просвещение через обучение. Небольшой волчок, лежащий на полу перед дверью, вероятно, отсылает к голландской пословице, гласящей, что и ребёнок, и волчок останутся без дела, если их постоянно не «подстёгивать».

Фрагмент картины
Фрагмент картины

Мальчик, разносящий хлеб. Ок. 1663. Холст, масло. Собрание Уоллеса, Лондон
Мальчик, разносящий хлеб. Ок. 1663. Холст, масло. Собрание Уоллеса, Лондон

Вместе со своими делфтскими коллегами де Хох вышел на передний план в ключевой момент формирования новой Голландской Республики. 

В период, вошедший в историю искусства как Золотой век Голландии, уникальное национальное искусство помогло Республике переосмыслить себя и прославить. Искусство Золотого века поддерживало идею светского просвещения и отвергало чрезмерно пышные трактовки библейских притч.

Именно новые купеческие классы стали основными потребителями искусства, и их предпочтения склонялись к натюрмортам, пейзажам и жанровым сценам.

«Приёмная в амстердамской ратуше», 1663-65 Холст, масло — Музей Тиссена-Борнемисы, Мадрид, Испания.                   Де Хох изображает один из двух залов бургомистров в амстердамской ратуше с узорчатым чёрно-белым мраморным полом, высоким потолком, двойными эркерами и впечатляющим камином с карнизом и фризом на пилястрах. Картина служит важным историческим документом, так как достоверно представляет повседневную деятельность городских учреждений. На картине несколько человек с интересом осматривают одно из важнейших зданий Амстердама. В 1660-е годы де Хох начал писать для более состоятельных заказчиков в Амстердаме и прославился своими сценами «весёлых компаний» и семейными портретами в роскошных интерьерах с мраморными полами и высокими потолками. Эта картина демонстрирует талант де Хоха в использовании различных источников света для создания игры теней.
«Приёмная в амстердамской ратуше», 1663-65 Холст, масло — Музей Тиссена-Борнемисы, Мадрид, Испания. Де Хох изображает один из двух залов бургомистров в амстердамской ратуше с узорчатым чёрно-белым мраморным полом, высоким потолком, двойными эркерами и впечатляющим камином с карнизом и фризом на пилястрах. Картина служит важным историческим документом, так как достоверно представляет повседневную деятельность городских учреждений. На картине несколько человек с интересом осматривают одно из важнейших зданий Амстердама. В 1660-е годы де Хох начал писать для более состоятельных заказчиков в Амстердаме и прославился своими сценами «весёлых компаний» и семейными портретами в роскошных интерьерах с мраморными полами и высокими потолками. Эта картина демонстрирует талант де Хоха в использовании различных источников света для создания игры теней.

К этому времени де Хох экспериментировал со своей техникой «вид через дверь», которая расширяла повествовательное пространство из одной комнаты в другую, а часто и на соседнюю улицу, через ряд открытых дверей и/или окон. Дом стал важнейшим символом культуры, а живописный приём де Хоха показывал способ сопоставления спокойствия и порядка частной жизни с хаосом внешнего мира. Голландское общество высоко ценило дом и семью как источник нравственного воспитания. Как поясняет писатель Аллен Хирш: 

«Люди много работали, и, возвращаясь домой, хотели видеть напоминание об истинных плодах своего труда: о своей домашней жизни [...] священным отныне стало домашнее». 

Уолтер Лидтке добавляет, что в картинах де Хоха «сам интерьер, кажется, обещает уют и защиту, а свет, скользящий по разным поверхностям, передаёт удовольствие от красоты обычных вещей».

«Интерьер с женщиной, взвешивающей золотые монеты», 1664  Холст, масло — Картинная галерея, Берлин, Германия.   Богатая женщина (её статус подчёркивает синяя кофта, отороченная мехом, и изящная красная юбка) стоит перед небольшим столом, держа в правой руке маленькие весы, а левой подбирая монеты. На угол стола наброшен ковёр с узором. Стена за женщиной выкрашена в яркий золотой цвет. По словам Алехандро Вергары, «Качество света в [его] картинах и то удовольствие, с которым он воссоздаёт текстуры и красоту обыденных предметов, способствуют уютной, успокаивающей атмосфере его интерьеров. Стоя перед картиной де Хоха, мы чувствуем, что переступили порог дома XVII века». Эту картину часто сравнивают с работой Йоханнеса Вермеера «Женщина, держащая весы» (также 1664 года). Изучение этой работы и её подготовительных рисунков указывает на то, что картина де Хоха немного предвосхищает работу Вермеера. Вергара утверждает: «Чувствительность де Хоха к эффекту, который изображение пространства оказывает на психологическое настроение картины, могла повлиять на Вермеера. Другие общие черты, такие как их интерес к передаче текстур и эффектов света на предметах, являются результатом общих эстетических воззрений, которые они, несомненно, взаимно укрепляли».
«Интерьер с женщиной, взвешивающей золотые монеты», 1664 Холст, масло — Картинная галерея, Берлин, Германия. Богатая женщина (её статус подчёркивает синяя кофта, отороченная мехом, и изящная красная юбка) стоит перед небольшим столом, держа в правой руке маленькие весы, а левой подбирая монеты. На угол стола наброшен ковёр с узором. Стена за женщиной выкрашена в яркий золотой цвет. По словам Алехандро Вергары, «Качество света в [его] картинах и то удовольствие, с которым он воссоздаёт текстуры и красоту обыденных предметов, способствуют уютной, успокаивающей атмосфере его интерьеров. Стоя перед картиной де Хоха, мы чувствуем, что переступили порог дома XVII века». Эту картину часто сравнивают с работой Йоханнеса Вермеера «Женщина, держащая весы» (также 1664 года). Изучение этой работы и её подготовительных рисунков указывает на то, что картина де Хоха немного предвосхищает работу Вермеера. Вергара утверждает: «Чувствительность де Хоха к эффекту, который изображение пространства оказывает на психологическое настроение картины, могла повлиять на Вермеера. Другие общие черты, такие как их интерес к передаче текстур и эффектов света на предметах, являются результатом общих эстетических воззрений, которые они, несомненно, взаимно укрепляли».

Именно между 1655 и 1662 годами де Хох достиг творческой зрелости, и его работы поднялись на пик совершенства. Хотя он изредка писал уличные сцены, почти все его зрелые произведения представляли собой лишённые сентиментальности интерьеры и виды дворов с двумя или тремя фигурками людей, занятых повседневными домашними делами. В таких картинах, как «Двор дома в Делфте» (1658) и «Женщина, готовящая хлеб с маслом для мальчика» (ок. 1660), ощутима атмосфера спокойствия, а де Хох виртуозно овладел мастерством создания эффекта простора и беззаботности благодаря превосходному контролю над светом, цветом и композиционным равновесием. 

Женщина, кормящая грудью младенца, с ребенком и собакой, 1658-1660
Женщина, кормящая грудью младенца, с ребенком и собакой, 1658-1660

Около середины 1650-х годов де Хох перестал писать солдат и крестьян и сосредоточился на бытовых сценах с представителями среднего класса, занятых повседневными делами. В большинстве этих работ взаимодействие между фигурами сдержано, что придаёт сценам ощущение покоя, а в случае с изображениями матерей с детьми (которых он написал несколько) — и интимности. Историк искусства Саймон Шама утверждает, что де Хох создал «первый в европейском искусстве устойчивый образ родительской любви».

Эти домашние интерьеры считаются величайшими работами де Хоха и были популярными сюжетами для многих художников Делфтской школы и голландской живописи Золотого века в целом. 

Внутренний двор с курящим мужчиной и пьющей женщиной, 1658-1660
Внутренний двор с курящим мужчиной и пьющей женщиной, 1658-1660

Джансон утверждает, что зрелые работы де Хоха «часто настолько достоверны, что кажутся точными записями реальных мест», хотя они были «в значительной степени плодом воображения и композиционного мастерства художника». Комментируя пристрастие де Хоха к городским дворикам, историк искусства Уэйн Фантис — приписывающий художнику «изобретение одного из самых популярных мотивов в жанровой живописи» — отмечал, что дворы были «неотъемлемой чертой голландской жилой архитектуры и располагались либо в центре дома, либо в самой его глубине», где они «обеспечивали светом интерьеры». 

«Музыкальная вечеринка во дворе», 1677 Холст, масло — Национальная галерея, Лондон, Великобритания.           Две женщины и мужчина сидят в тёмном дворе, наслаждаясь совместным досугом. Все одеты в модную одежду и носят изящные украшения, на столе лежит дорогой турецкий ковёр. Четвёртая фигура, стоящая спиной к зрителю, находится в арочном проёме справа. Несмотря на изображённые роскошные элементы (ковёр, одежда, украшения), де Хох не детализирует архитектуру двора, показывая лишь её фрагмент. Артур К. Уилок-младший пишет, что к 1670-м годам «работы де Хоха во многом утратили свою тонкость и изящество. Его поздние композиции стали грандиознее и надуманнее, а цветовые гармонии и световые эффекты — резче». Единственный участок этой работы, где сохранились лёгкость и тонкая детализация его ранних шедевров, — это вид города в дверном проёме. Общепринято считать, что качество работ де Хоха пострадало из-за горя и страданий, вызванных смертью жены и двоих детей в 1660-х годах.
«Музыкальная вечеринка во дворе», 1677 Холст, масло — Национальная галерея, Лондон, Великобритания. Две женщины и мужчина сидят в тёмном дворе, наслаждаясь совместным досугом. Все одеты в модную одежду и носят изящные украшения, на столе лежит дорогой турецкий ковёр. Четвёртая фигура, стоящая спиной к зрителю, находится в арочном проёме справа. Несмотря на изображённые роскошные элементы (ковёр, одежда, украшения), де Хох не детализирует архитектуру двора, показывая лишь её фрагмент. Артур К. Уилок-младший пишет, что к 1670-м годам «работы де Хоха во многом утратили свою тонкость и изящество. Его поздние композиции стали грандиознее и надуманнее, а цветовые гармонии и световые эффекты — резче». Единственный участок этой работы, где сохранились лёгкость и тонкая детализация его ранних шедевров, — это вид города в дверном проёме. Общепринято считать, что качество работ де Хоха пострадало из-за горя и страданий, вызванных смертью жены и двоих детей в 1660-х годах.

Де Хох с семьёй обосновался в Амстердаме в начале 1660-х годов, скорее всего, из-за большего количества состоятельных клиентов, проживавших там. Принято считать, что де Хох работал в Амстердаме до конца жизни.

Мужчина читает письмо женщине, 1774
Мужчина читает письмо женщине, 1774

Переезд в Амстердам был омрачён личной трагедией: двое его детей умерли от бубонной чумы. О жизни де Хоха в городе известно немногое. Большинство исследователей сходятся во мнении, что после смерти жены в 1667 году (в возрасте 38 лет) работы де Хоха во многом утратили прежнюю нежность и тонкость. Действительно, его поздние композиции становятся более монументальными по масштабу, а цвета и световые эффекты — более тёмными, грубыми и в целом более стилизованными. Это ухудшение качества вполне могло быть вызвано горем от потери супруги и стрессом от воспитания детей в одиночку. Сын де Хоха Питер, также бывший его учеником, умер в амстердамской психиатрической лечебнице в 1684 году, но как и когда умер сам де Хох неясно, хотя его последняя известная работа датируется 1684 годом.

Женщина, читающая письмо, 1664
Женщина, читающая письмо, 1664

Женщина и служанка с ведром рыбы во дворе, 1660 Государственный Эрмитаж
Женщина и служанка с ведром рыбы во дворе, 1660 Государственный Эрмитаж

Питер де Хох в наибольшей степени способствовал популяризации жанровых картин с домашними интерьерами и сценами частной семейной жизни. 

🎨 Как вам такой формат статьи (описание картины сразу под картиной, а не в тексте)? Пишите пожалуйста ваши комментарии и пожелания, чтобы помочь мне определить наиболее удобный для вас вариант .

Музеи
137 тыс интересуются