Материалов на тему составления резюме в Сети полно, но при этом качественно сделанных и продающих из них по-прежнему немного. А есть и откровенно провальные варианты. Их авторы то ли вообще не читают рекомендации, то не очень понимают, что от них хотят.
Поэтому я решила эту статью сделать максимально приближенной к практике. На конкретных примерах – выдержках из реальных резюме соискателей - я покажу, как делать НЕ надо.
Для простоты возьмём самую простую и понятную большинству должность - менеджер по оптовым продажам и пошагово рассмотрим, как в разных разделах резюме соискатели убивают свои шансы быть рассмотренными.
Позиция может быть любая, вам важно понять принципы, чтобы затем переложить это на свою функциональную область.
Итак, поехали!
Вакансия:
менеджер по оптовым продажам. Клиенты - корпоративные. Требуется не новичок, а состоявшийся специалист с релевантным опытом.
Выдержки из резюме
1. Запрос, т.е. желаемая позиция
Резюме 1:
В нём через запятую указаны: Директор по персоналу (HRD), Менеджер по продажам, менеджер по работе с клиентами, Менеджер по работе с партнерами, Руководитель отдела маркетинга и рекламы, Руководитель отдела персонала.
Что тут не так: управление персоналом, маркетинг/реклама и продажи – это про разное. Даже если у человека такой разносторонний опыт, нельзя все эти позиции указывать в одном резюме, нужно делать отдельное под каждый запрос. И уж совсем недопустимо так писать соискателю, претендующему на должность директора по персоналу – уж кому-кому, а ему принцип «одна функция – одно резюме» нужно знать, как Отче наш. Или это сразу профнепригодность.
Покажу на примере, чтобы было понятнее. Вы приходите в магазин бытовой техники за профессиональным фотоаппаратом. А консультант, услышав ваш запрос, начинает водить вас вдоль стендов и показывать телефоны, планшеты, ноутбуки, веб-камеры, короче, всё то, что содержит функцию съёмки, но не является тем, что вам конкретно нужно. На какой минуте вы потеряете терпение и зарычите на него?
Резюме 2: Официант, бармен, бариста
Что тут не так: каким боком здесь менеджер по оптовым продажам?
Резюме 3: Консультант, тренинг-менеджер, brand-manager, управляющий, коммерческий директор
Резюме 4: Закупки, продажи, бренд-менеджер, эколог-аудитор, менеджер проектов, воспитатель.
В запросах из резюме 3 и 4 мы снова видим мешанину из совершенно разных сфер. Эколог-аудитор и воспитатель через запятую сразу говорят о том, что у человека не только в карьере, но и в голове полный кавардак.
2. Фото
(их я тут публиковать не могу по этическим соображениям, поэтому опишу словесно, что на них изображено)
Резюме 1: тёмная улица, женщина на мотоцикле в шлеме с темными стеклами, лицо полностью закрыто.
Возникает единственный вопрос: что этим фото хотела показать соискательница - что она увлекается мотоциклами? Допустим. Но мы-то ищем не гонщицу или хотя бы продавца в автосалон, зачем нам видеть её хобби и не иметь возможности увидеть лица?
Резюме 2: прислано кандидаткой 32 лет. На фотографии две молодые женщины. Какая из них претендует на вакансию – загадка.
Резюме 3: кандидатка на фото с томным взглядом, её плечико прикрывает кружево, в руках она держит букет цветов. Ей 54 года.
Фото в лесу, на рыбалке, у костра и т.д. – сюда же.
Запомните, друзья, вы не на сайт знакомств выставляете свои снимки и не на личную страницу в соцсетях, а для поиска работы. Вот и пусть они показывают ваш деловой облик.
3. Описание мест работы
а) Должности и обязанности
Резюме 1:
Генеральный директор
Обязанности:
- Основатель гастробутика-винотеки в городе Х. Успешное ведение бизнеса в течении 3-х лет. Создание, управление и ведение бизнеса с 0.
- Разработка стратегических и операционных бизнес-планов
- Принятие стратегических решений по развитию бизнеса
- Разработка и реализация бизнес-стратегии компании
- Планирование финансовых ресурсов направления или компании
- Контроль выполнения планов и достижения показателей эффективности продаж.
Что тут не так: соискатель откликается на вакансию менеджера по продажам, т.е. линейного специалиста, и при этом в резюме ставит акцент на опыте управления собственным бизнесом. Работодатель, видя это, сразу думает: зачем мне сотрудник с такой избыточной квалификацией – на уровне основателя и гендиректора бизнеса? И отправляет его отклик в папку «отказать».
И снова обратимся к житейскому примеру. Вы приходите в магазин за вентилятором, а вам начинают предлагать сплит-системы – ну, потому что с помощью них ведь тоже можно охлаждать воздух. Но вам: а) дорого и б) муторно устанавливать такую систему. Вам нужен просто вентилятор, который купил и включил, всё. Вот так же не нужны избыточные функции и работодателю.
Резюме 2:
Руководитель
Обязанности:
- Согласно должностной инструкции.
Всё. Догадайся, мол, сама, что там написано в моей должностной инструкции. Немного пролить свет могла бы должность, но и тут особо не разгуляешься - просто "руководитель". Непонятно чем руководил данный соискатель.
Резюме 3:
Обязанности:
- Высокие показатели продаж: увеличение объема оптового оборота на 40% за 7 месяцев.
- Владение техниками переговоров и убеждения, способность вести переговоры на высоком уровне.
- Навык выявления потребностей клиента и предложение оптимального решения на основе анализа ситуации.
- Способность эффективно взаимодействовать с различными уровнями руководства компаний-клиентов.
- Умение быстро находить общий язык с новыми контактами и устанавливать длительные доверительные отношения.
- Эффективное использование CRM-систем для учета и контроля клиентской базы.
- Четкое понимание процессов логистического сопровождения заказов и документооборота.
- Знание специфики оптовых рынков, особенностей ценообразования и формирования коммерческих условий поставки.
Что тут не так: на первый взгляд, вроде бы, всё неплохо – даже результат указан, что уже само по себе достижение. НО! В функционале звучит не только он (хотя ему надо быть в другом месте), но также способности, навыки, знания, используемые инструменты, т.е. всё, кроме, собственно, самого функционала;).
И вот теперь мы как раз подходим к отдельному подразделу в рамках описания каждого места работы -
Достижения (результаты)
Резюме 1:
- Расширение базы клиентов.
- Обеспечение роста продаж.
- Развитие дистрибьюторской сети в регионах РФ и странах СНГ.
Что тут не так: это сложно назвать достижениями, т.к. нет конкретики – названий регионов, цифр и сроков, в которые были достигнуты эти показатели.
Резюме 2:
Наращивание результативности работы на своем участке: увеличение продаж, экономия ресурсов, повышение производительности и т.д.
Аналогично первому резюме – эти «результаты» ни о чём не говорят.
Резюме 3: (тут мои комментарии прямо по тексту в скобках)
- Отдел продаж с нуля (что отдел продаж с нуля – куда делся глагол, обозначающий действие?)
- Организация участия в отраслевых выставках и мероприятий, что привело к заключению новых контрактов (в каких мероприятиях, сколько новых контрактов заключено?)
- Внедрение новых маркетинговых стратегий, увеличивших узнаваемость бренда на рынке (какие именно стратегии внедрялись, какие бизнес-метрики подтверждают повышение узнаваемости бренда?).
Что тут не так: оба последних пункта – больше про процессы, а не результаты. А раз менеджер по продажам мыслит процессами, им мало кто заинтересуется, потому что эта работа предполагает чёткий фокус специалиста на показателях.
И тадададаааам! Просто фееричное резюме, на которое, держу пари, не будет ни одного приглашения на собеседование. От него, скорее, открестятся со словами «чур, чур меня!».
В нём первым пунктом, т.е. в качестве последнего места работы, указано вот это (цитирую дословно):
Должность: Директор по продукту
ВАЖНО! ЧИТАЕМ ХОТЯ БЫ ЭТО! Я уже давно понял, что все хотят экономить, а не хорошего специалиста! пишут кучу требований и предлагают оклад 30-40к!
1. Оклад от 60000.
2. Оформление всё кроме ип и самозанятости.
3. Анкеты заполняю после созвона.
4. Ссылки не открываю, в мессенджеры не перехожу.
5. Кто ищет рабов, а не специалистов и не отвечает на вопросы, тоже не присылайте приглашение.
6. Демонстрации должности прохожу после созвона.
7. На автоотправку сообщений не отвечаю.
Что тут не так: ВСЁ! Начиная от несоответствия запрашиваемой должности тому, чем соискатель занимался на последнем месте работы, и заканчивая агрессией, которую он даже не скрывает. Он ищет работу и при этом:
а) ведёт себя так, как будто нанимает он, а не его
б) выходит за рамки элементарной этики общения - указывает, требует, ставит условия, обвиняет.
Даже если у человека был негативный опыт общения с работодателями, из-за чего возникла необходимость определить для себя критичные маркеры, заявлять их в резюме таким безапелляционным тоном – это сразу показывать свой скандальный характер и давать повод усомниться в своей адекватности.
Поверьте, рекрутеры тоже много чего получают от соискателей (я вам выше привела примеры, чтобы вы не повторяли их ошибок). Но если бы они так же резко начали писать в вакансии то, чего они категорически видеть не хотят, вы бы откликнулись на такое объявление или подумали про себя: оно мне надо – идти туда работать, если уже на входе на меня так орут?
Желая оградить себя от сомнительных компаний, соискатель огораживается по периметру колючей проволокой, через которую точно никому не захочется прорываться.
Все те же моменты актуальны и для последнего раздела резюме - Дополнительная информация. В нём тоже не стоит писать навыки и достижения, которые никак не коррелируют с запрашиваемой должностью, и выкатывать список требований на грани с претензиями к работодателям.
Удачных вам резюме и отличных офферов!
Галина Бобкова, консультант по карьере и самореализации, профориентолог
Сайт: www.ccgb.ru
Соцсети и каналы:
· Телеграм