Найти в Дзене
История и культура Евразии

История Индии / 12 / Экономическое развитие Индии в 60–90-е годы XIX в

Экономическое развитие Индии в период с 1860-х по 1890-е годы XIX века проходило под знаком окончательного утверждения британского колониального господства (после подавления восстания сипаев и перехода власти от Ост-Индской компании к Короне в 1858 году). Этот период характеризуется сложной и противоречивой трансформацией: с одной стороны, происходила активная модернизация инфраструктуры, с другой — экономика Индии превращалась в сырьевой придаток метрополии, что вело к обнищанию населения. Рисунок сгенерирован нейросетью Ниже приведены основные аспекты экономического развития в эти десятилетия. 1. Инфраструктурная революция Этот период называют эпохой «железнодорожного бума» и технологического прорыва, инициированного британцами для своих военно-стратегических и торговых целей. Железные дороги: В 1860–1890-е годы сеть железных дорог росла взрывными темпами. Если в 1861 году протяженность путей составляла около 1 600 миль, то к концу века она превысила 25 000 миль. Цель: Вывоз сырья и
Оглавление

Экономическое развитие Индии в период с 1860-х по 1890-е годы XIX века проходило под знаком окончательного утверждения британского колониального господства (после подавления восстания сипаев и перехода власти от Ост-Индской компании к Короне в 1858 году).

Этот период характеризуется сложной и противоречивой трансформацией: с одной стороны, происходила активная модернизация инфраструктуры, с другой — экономика Индии превращалась в сырьевой придаток метрополии, что вело к обнищанию населения.

Рисунок сгенерирован нейросетью
Рисунок сгенерирован нейросетью

Ниже приведены основные аспекты экономического развития в эти десятилетия.

1. Инфраструктурная революция

Этот период называют эпохой «железнодорожного бума» и технологического прорыва, инициированного британцами для своих военно-стратегических и торговых целей.

Железные дороги: В 1860–1890-е годы сеть железных дорог росла взрывными темпами. Если в 1861 году протяженность путей составляла около 1 600 миль, то к концу века она превысила 25 000 миль.

Цель: Вывоз сырья из глубины страны в порты и быстрая переброска войск.

Эффект: Разрушение замкнутости индийской деревни, формирование единого национального рынка и унификация цен.

Открытие Суэцкого канала (1869): Это событие радикально сократило путь между Европой и Индией (на 4000 миль) и снизило стоимость перевозок. Индия стала еще более тесно связана с британским рынком, что усилило поток дешевых английских товаров в страну.

Связь и ирригация: Активно строились телеграфные линии и ирригационные каналы (особенно в Пенджабе и долине Ганга), что позволяло осваивать новые земли.

2. Коммерциализация сельского хозяйства

Сельское хозяйство оставалось основой экономики, но его структура сильно изменилась под влиянием мирового рынка.

Переход к товарным культурам: Крестьяне (часто под принуждением или из-за необходимости платить высокие налоги деньгами) переходили от выращивания продовольственного зерна к техническим культурам («cash crops»): хлопку, джуту, индиго, опиуму, чаю.

«Хлопковый бум» (1861–1865): Гражданская война в США перекрыла поставки американского хлопка в Британию. Спрос на индийский хлопок взлетел, цены выросли в 3-4 раза. Это принесло временное процветание торговцам, но после окончания войны цены рухнули, разорив миллионы крестьян, влезших в долги.

Плантационное хозяйство: Быстро развивались чайные плантации в Ассаме и Бенгалии, кофейные плантации на юге. Они принадлежали преимущественно европейскому капиталу.

3. Промышленность: деиндустриализация и ростки фабрик

Процесс в этой сфере был двояким: упадок традиционного ремесла и зарождение современной машинной индустрии.

Упадок ремесел: Железные дороги позволили дешевым британским фабричным тканям проникнуть в самую глубь Индии. Это нанесло смертельный удар по индийским ткачам и ремесленникам, которые не могли конкурировать с машинным производством Манчестера. Миллионы ремесленников были вынуждены вернуться к земледелию, усиливая аграрное перенаселение.

Зарождение фабричной промышленности:

Текстильная промышленность (Бомбей и Ахмадабад): С 1850-х, а особенно в 70-80-е годы, начался рост хлопкопрядильных фабрик. Особенность в том, что здесь доминировал индийский национальный капитал (парсы, гуджаратцы).

Джутовая промышленность (Бенгалия): Развивалась вокруг Калькутты. Здесь производили мешки и упаковку для мировой торговли. Эта отрасль контролировалась британским (шотландским) капиталом.

Горнодобыча: Началась активная добыча угля (Ранигандж) для нужд железных дорог.

4. Голод и бедность

Несмотря на строительство железных дорог и рост экспорта, 1860–1890-е годы стали периодом страшнейших голодовок.

Причины: Вывоз зерна на экспорт даже в неурожайные годы, разрушение традиционных систем запасов, высокие налоги, разорение ремесленников.

Катастрофы: Великий голод 1876–1878 годов (Мадрас, Бомбей, Майсур) и голод 1896–1897 годов унесли миллионы жизней. Британская администрация придерживалась принципа Laissez-faire (невмешательства), полагая, что рынок сам все отрегулирует, что усугубляло трагедию.

5. Финансы и «Утечка богатств»

В этот период сформировалась теория «Drain of Wealth» (Утечка богатств), которую сформулировал экономист и националист Дадабхай Наороджи.

Механизм ограбления: Индия должна была выплачивать Британии так называемые «Home Charges» (расходы на содержание колониальной администрации в Лондоне, пенсии британским чиновникам, проценты по займам на строительство железных дорог).

Торговый баланс: Индия имела активный торговый баланс (экспортировала больше, чем импортировала), но этот профицит изымался Британией для покрытия своих дефицитов в торговле с другими странами.

Падение рупии: В 1870–90-е годы произошло резкое падение стоимости серебра (на котором базировалась рупия) по отношению к золоту. Это увеличило долговую нагрузку Индии, так как налоги собирались в обесценивающихся рупиях, а долги Лондону нужно было отдавать в золотых фунтах.

Итог

К концу XIX века Индия была прочно интегрирована в мировую капиталистическую экономику, но на правах зависимой периферии.

1. Сформировался единый внутренний рынок.

2. Появился класс национальной буржуазии и промышленный пролетариат.

3. Однако сельское хозяйство деградировало, а уровень жизни основной массы населения снизился из-за налогового гнета и разрушения традиционных укладов.

Именно экономические процессы этого периода (рост индийского капитала и одновременное обнищание масс) создали базу для возникновения организованного национально-освободительного движения и создания Индийского национального конгресса в 1885 году.

Если интересно, прошу поддержать лайком, комментарием, перепостом, и даже может быть подпиской! Не забудьте включить колокольчик с уведомлениями! Буду благодарен!