Найти в Дзене

А искусственное дыхание делать будем?

Если у человека остановилось сердце, необратимые нарушения в его организме произойдут через 4-6 минут. Время прибытия «скорой помощи» составляет 15-30 минут. Что это значит? Это значит, что жизнь человека зависит от людей, которые в этот момент находятся рядом с ним. Будут ли среди них люди, которые умеют проводить сердечно-легочную реанимацию? Лучше не задаваться таким вопросом, а самому стать тем, кто не растеряется в экстренной ситуации и сможет оказать первую помощь. Для этого анестезиологи-реаниматологи «Инномеда» Денис Лапыгин*, Сергей Маковеев** и Антон Павленко*** организуют лекцию-тренинг. Чему вы сможете научиться, рассказывает Сергей Маковеев. Сергей Александрович Маковеев Зачем это нужно? -Тема догоспитальной летальности, то есть смертей, которые случились до того, как пациент попал в стационар, очень болезненна для медицины. Большое количество таких случаев происходит потому, что необратимые изменения в головном мозге после остановки кровообращения происходят раньше, чем

Если у человека остановилось сердце, необратимые нарушения в его организме произойдут через 4-6 минут. Время прибытия «скорой помощи» составляет 15-30 минут. Что это значит? Это значит, что жизнь человека зависит от людей, которые в этот момент находятся рядом с ним. Будут ли среди них люди, которые умеют проводить сердечно-легочную реанимацию?

Лучше не задаваться таким вопросом, а самому стать тем, кто не растеряется в экстренной ситуации и сможет оказать первую помощь. Для этого анестезиологи-реаниматологи «Инномеда» Денис Лапыгин*, Сергей Маковеев** и Антон Павленко*** организуют лекцию-тренинг. Чему вы сможете научиться, рассказывает Сергей Маковеев.

Сергей Александрович Маковеев
Сергей Александрович Маковеев

Зачем это нужно?

-Тема догоспитальной летальности, то есть смертей, которые случились до того, как пациент попал в стационар, очень болезненна для медицины. Большое количество таких случаев происходит потому, что необратимые изменения в головном мозге после остановки кровообращения происходят раньше, чем врачи «скорой помощи» добираются до пациента. Было проведено множество исследований, которые доказали: если научить непрофессионалов адекватно выполнять сердечно-легочную реанимацию, особенно с применением дефибриллятора, средняя выживаемость вырастает кратно.

Каждый год мы читаем эти печальные новости: например, молодой парень в Борах купался и утонул. Его вытащили. Люди стояли в растерянности вокруг умирающего человека, и никто не знал, что делать. Парень погиб.

Или трагическая ситуация, когда у пожилой мамы внезапно остановилось сердце, а ее дочь, которая была рядом, ничем не смогла ей помочь. Мать умерла у нее на руках.

Я думаю, наш тренинг, в первую очередь, нужен людям, у которых есть пожилые родственники, люди с тяжелыми хроническими заболеваниями. Лично мне гораздо спокойнее знать: если наступит экстренная ситуация и мой близкий человек окажется в беде – я смогу что-то сделать.

Но научиться этому дистанционно невозможно. Нужно именно практическое «офлайновое» обучение у опытных специалистов с отработкой всех приемов на манекене. Чем мы и намереваемся заняться. Важно уточнение: мы набираем группу не больше пятнадцати человек, чтобы за два часа наши «курсанты» успели получить минимальный навык сердечно-легочной реанимации и задать тренерам все интересующие вопросы.

-2

А что мы будем делать?

-Первым делом мы научимся правильно оценивать обстановку и обеспечивать собственную безопасность (это особенно актуально, если чрезвычайная ситуация произошла, например, на автомобильной дороге).

Обычно на этом этапе люди спрашивают: а как вообще понять, что пострадавшему нужна СЛР? Может быть - проверить пульс, частоту дыхания? На самом деле, все проще: если человек не реагирует на обращенную речь и физическую стимуляцию (попробуйте потрясти его за плечи) - можно и нужно начать сердечно-легочную реанимацию. Здесь действует такое правило: даже если вы начнете СЛР не по показаниям, хуже от этого не будет. А вот если вы замешкаетесь и не начнете – может случиться трагедия.

Еще одно правило: видишь экстренную ситуацию – не забудь позвонить в «скорую».

А третье правило – просите помощи у человека, который находится рядом. Этому, кстати, тоже нужно научиться: бывает, что вокруг стоит толпа людей, ты буквально кричишь «помогите», но никто не реагирует. Нужно быстро выбрать из толпы конкретного человека и обратиться лично к нему: «Мужчина в серой кофте, подойдите ко мне!»

Зачем нам нужен «дополнительный» человек? Проводить сердечно-легочную реанимацию – это физически тяжелый труд, лучше делать это в команде, чтобы меняться и не уставать (а после 5-10 минут «качания» вы неизбежно устанете, и эффективность проведения реанимации сразу упадет).

Кроме того, мы обсудим основные состояния, которые требуют незамедлительной реакции: инсульт, инфаркт и генерализованная аллергическая реакция. Научимся распознавать их и подробно разберем, что делать в каждой конкретной ситуации. Думаю, если аудитории будет нужно, проработаем прием Геймлиха, который используется при закупорке верхних дыхательных путей, когда человек, например, подавился куском пищи.

И главное: для всех обучающихся предусмотрены обязательные практические занятия с манекеном: мы отработаем навык СЛР и потренируемся правильно работать с пострадавшим.

Нас научат делать дыхание «рот в рот»?

-Не так давно были опубликованы отечественные рекомендации по сердечно-легочной реанимации, и в них прописано, что можно не проводить искусственную вентиляцию легких (искусственное дыхание), если ты не специалист или не уверен в своей безопасности (например, в случаях, когда вы имеете дело с асоциальными личностями). Это негигиенично, это не очень безопасно с точки зрения возможных инфекционных осложнений, и наконец, непрофессионалы могут не уметь правильно восстанавливать проходимость дыхательных путей и рискуют вызвать перераздувание желудка.

Дело в том, что пищевод и трахея у нас располагаются рядом. Перераздувание желудка может вызвать выброс желудочного содержимого в трахею, а это, в свою очередь, приведет к развитию пневмонии, которая сама по себе способна привести костановке кровообращения.

Подведем итог: если вы не специалист, то искусственное дыхание может быть опасно для вас, для пострадавшего и попросту неэффективно. Поэтому я прошу не терять на него время и заниматься сердечно-легочной реанимацией.

Однако есть несколько состояний, в рамках которых искусственная вентиляция легких обязательна даже в руках непрофессионалов, и мы сможем отработать и ее, в том числе с использованием минимальной аппаратуры.

-3

Дефибриллятор – это как в кино?

-С 1 сентября 2024 вступили в силу несколько подзаконных актов, которые регламентируют оказание первой доврачебной помощи. И теперь в них прописано, что непрофессионалы при наличии технической возможности могут пользоваться автоматическим наружным дефибриллятором. Большое количество исследований показало, что использование дефибриллятора при внезапной остановке сердца кратно повышает выживаемость. Поэтому мы в обязательном порядке учим обращаться с ним.

Пользоваться автоматическим наружным дефибриллятором довольно просто. Как правило, эти устройства сопровождаются максимально доступными инструкциями. Они самостоятельно анализируют работу сердца (снимают электрокардиограмму), на основе этой информации «выбирают» момент для генерирования электрического разряда и производят его.

Это действительно происходит, как в кино: разряд – и хоп, человек открывает глаза. Понятно, что у него остается боль за грудиной и, наверное, инфарктное состояние – но главное, что в данный момент он пришел в сознание.

Встречаемся 21 декабря (воскресенье) в 12:00 в клинике «Инномед»! Узнать стоимость участия и пройти регистрацию можно в личных сообщениях в группе ВК АНО «Жизнь в твоих руках».

-4

*Денис Олегович Лапыгин – врач анестезиолог-реаниматолог, альголог, основатель и руководитель Центра лечения боли клиники «Инномед».

**Сергей Александрович Маковеев - врач анестезиолог-реаниматолог высшей категории, кандидат медицинских наук, ассистент кафедры анестезиологии и реаниматологии Северного государственного медицинского университета.

*** Антон Дмитриевич Павленко – врач анестезиолог-реаниматолог высшей категории.