В 1941 году был опубликован роман Эрнеста Хейкокса «Город на тропе» (Trail Town). Хэйкокс, известный мастер вестерна, создал историю, уходящую корнями в реальные события. Действие произведения происходит в 1870 году, в эпоху перегона скота из Техаса на Восток. В центре событий - городок в Канзасе, который является одним из хабов, куда сходятся пути перегонщиков. Там находится одна из железнодорожных станций, откуда скот можно быстро и дёшево отправить на богатые рынки сбыта. Хейкокс создал авантюрно-приключенческое полотно о том, как порядок цивилизации сталкивается с хаосом дикости и побеждает его.
Права на экранизацию романа приобрел голливудский продюсер Джулс Леви. Его кинокомпания вступила в сотрудничество с крупным американским киноконцерном United Artists, чтобы выпустить вестерн среднебюджетного уровня.
За адаптацию романа для большого экрана взялся сценарист Гарольд Шумате. Его задача заключалась в том, чтобы сохранить дух оригинала и динамику повествования, уместив его в стандартные полтора часа экранного времени. В центре сценария оказался не просто конфликт «хороших» и «плохих», а более сложное экономическое и социальное противостояние. В киноленте город буквально разделен на две части: по одну сторону главной улицы — салуны и игорные дома для ковбоев, по другую — церковь и магазины для мирных жителей. Сценарий удачно сочетал в себе социальную драму, экшн и даже элементы музыкальной комедии, очень популярной в США 1940-х.
Для главной роли, маршала Дэна Митчелла, наводящего порядок в городе, требовалась недорогая голливудская звезда, хорошо смотрящаяся в седле. Выбор Леви пал на известного актёра фрилансера Рэндольфа Скотта. Тот с энтузиазмом ухватился за возможность сыграть в ленте, сценарий которой ему сразу понравился.
Это был период, когда вокруг Скотта уже начала формироваться команда профессионалов единомышленников, с которыми он предпочитал работать. Где-то в 1940-х годах Нед Марин стал его агентом, хотя вряд ли актёру действительно был нужен агент, поскольку у него сложились крепкие личные и профессионально-дружеские отношения с киномагнатами. За собой Нед привел своего брата Эдвина, опытного постановщика, снявшего к тому времени множество картин в разных жанрах. Он начал работать ассистентом оператора на студии Paramount Famous Players на Лонг-Айленде в середине 1920-х годов и к 1930-м годам поднялся до режиссёрского кресла в MGM (на его счету несколько фильмов Энн Сотерн Мэсси). Марин умело работал с групповыми сценами, масштабными потасовками и драматическими противостояниями, что было важно для истории о городском конфликте. По предложению Скотта Эдвин стал режиссером нового проекта.
Главная женская роль – Рита – требовала от исполнительницы таланта певицы и танцовщицы. На неё был возложен основной груз музыкальных номеров. Леви пригласил на эту роль Энн Дворак (настоящее имя Анна Макким). Она родилась в семье актеров и дебютировала на экране еще в детстве, в 1916 году. Ее взрослая карьера началась на студии MGM, где она работала сначала хористкой, а затем ассистентом известного хореографа Сэмми Ли. В 1932 г она познакомилась с продюсером-миллионером Говардом Хьюзом, и главные роли посыпались на неё как из рога изобилия. Она специализировалась на образах любовниц гангстеров и роковых женщин. В 1940-е Дворак была уже закатившейся звездой и оказалась вполне по карману среднему вестерну.
Женская роль второго плана – Шерри – досталась Ронде Флеминг, в будущем звезде, но тогда совсем юной 22-х летней актрисе. Она дебютировала в незначительной роли в фильме «В старой Оклахоме» (In Old Oklahoma) в 1943 году. Буквально перед тем как согласиться сыграть Шерри, она снялась у Альфреда Хичкока в «Завороженном» (Spellbound, 1945). Лента мастера саспенса прославила её, но это случилось после, пока же она была совершенно безвестной актрисой. Тем не менее, Флеминг великолепно справилась с образом покорной высокоморальной женщины - противоположности независимой, свободолюбивой Рите.
Необычную, в некотором роде комическую роль шерифа «Браво» Тримбла, который любит играть в карты гораздо больше, чем работать, получил Эдгар Бьюкенен. До своей актёрской карьеры он был практикующим зубным хирургом и начал сниматься в кино только в 1939 году, в возрасте 36 лет. Несмотря на поздний старт, он быстро стал востребованным актёром второго плана. К 1945 году он уже снялся более чем в 25 фильмах, многие из которых были вестернами. В некоторых из них он появлялся вместе с Рэндольфом Скоттом. Можно сказать, они были хорошими знакомыми.
Съемки проходили летом 1945 года в знакомой многим голливудским студиям локации — на ранчо Агура, Калифорния. Это была стандартная практика для вестернов средней руки того времени. Все необходимые декорации уже имелись, от режиссера требовалось только приспособить их под сценарий или наоборот.
Удивительно талантливый и слаженный актерский состав обеспечил то, что съемки прошли без сучка и задоринки, можно сказать, на этом проекте был достигнут высочайший голливудский уровень производства. По воспоминаниям Ронды Флеминг: «Рэнди был вежливым, сдержанным парнем, лучше не бывает. Я только начинала как инженю. Если взаимодействуешь с кем-то, кто играет на тебя в сцене, то с этим можно многое сделать. Я считаю, что неплохо сыграла в этой картине, потому что он играл на меня больше, чем обычно случается. Он был очень необычным актером. Им двигало не эго. В нем было что-то естественное. Он отлично продавался. Наблюдая за ним, я понимала, что он никогда не говорит много. В его осанке чувствовался стоицизм. У него было хорошее чувство юмора, и он был обаятельным. Я снялась с ним только в одной картине, но все, кто был рядом, считали его обаятельным, милым, порядочным человеком.»
Из неприятного Ронда смогла вспомнить только то, что как-то пришлось спать в трейлере, кишащем муравьями: «Это тот фильм, на котором меня облепили рыжие муравьи. Это случилось накануне моей первой важной сцены, врач дал мне антигистаминное средство, и в течение часа опухоль спала».
Осенью 1945 года лента была смонтирована и готова к показу. United Artists обратилась к городскому совету Абилина, штат Канзас, с предложением назвать фильм именем города и провести в нём премьеру, приурочив её к планам городских властей устроить праздник возвращения на родину их земляка Дуайта Д. Эйзенхауэра, командовавшего войсками США в Западной Европе во Второй мировой войне. Предложение было с восторгом принято. Прокатным названием ленты стало «Абилин» (Abilene Town).
Премьера состоялась 11 января 1946 года. Генерал Эйзенхауэр присутствовал на ней. Фильм был тепло встречен аудиторией, искавшей после войны качественные развлечения, и получил в целом положительные отзывы от критиков.
The Film Daily охарактеризовал картину как «супер-вестерн», которому удалось «схватить тот шумный дух, что отмечал экспансию Соединенных Штатов на Запад». Журнал Variety подметил: «Слухи о ленте, скорее всего, разрастутся, как снежный ком, если придать им должный импульс… такая уж картина». Затем он назвал её «яркой, эффектной мелодрамой» с напряженным сценарием. Журнал «Time» оказался менее оптимистичным в отношении перспектив фильма, назвав «Абилин» «ещё одним из множества вестерн-омлетов».
Критик Chicago Tribune Мэй Тайни 24 января 1946 года озаглавила свою рецензию ««Город Абилин» — один из лучших вестернов». Она высоко оценила аутентичность деталей, игру актеров, но раскритиковала излишне слащавую и предсказуемую концовку: «Лишь в последней части картины начинает буйно произрастать кукуруза, а концовка слаще меда».
Многие современные историки кино считают «Абилин» недооцененным шедевром. Практически все сходятся во мнении, что это лучший фильм, который когда-либо снял Эдвин Марин. У Рэндольфа Скотта – это один из лучших вестернов. Режиссер и актёр в дальнейшем сотрудничали еще много раз, вплоть до самой смерти Марина в 1951-м году, но более никогда им не удавалось достигнуть такого идеального сочетания всех элементов киноленты, как в «Абилине».
(с) Свен Железнов
Ваши лайки и поддержка очень важны для нас!
Читайте также:
Голливудская сказка: “Белль Старр” (1941)
Приключения отчаянных телеграфистов: “Вестерн Юнион” (1941)
Уайатт Эрп наводит порядок: “Маршал границы” (1939)
Вестерн о злых железнодорожниках: “Джесси Джеймс” (1939)
Как Соколиный Глаз и Чингачгук покорили Голливуд: “Последний из могикан” (1936)