Найти в Дзене
Адвокат Мария

5 миллионов за одну ампулу: цена жизни ребенка и победа над бюрократией

150 миллионов рублей за один укол. Именно такую космическую сумму обычно собирают волонтеры для детей со СМА (спинально-мышечная атрофия). Речь идет о препарате «Золгенсма», который способен исправить дефектный ген всего за одно применение. Это лекарство официально внесено в Книгу рекордов Гиннесса как самое дорогое в мире. Но в России зарегистрирован аналог - «Спинраза» (Нусинерсен). Он не исправляет ген раз и навсегда, его нужно вводить пожизненно. Схема такая: в первый год - шесть инъекций, далее - три раза ежегодно. ФАС согласовала стоимость одной упаковки (инъекции) этого препарата в 5 миллионов рублей.
Путем нехитрых вычислений получаем: первый год лечения обходится в 30 млн рублей, а каждый последующий - в 15 млн рублей. Что делать родителям, у которых нет таких денег, но есть ребенок, который хочет жить? Эта история произошла в Свердловской области и стала показательной. Родители маленькой пациентки не стали ждать чуда, а пошли в суд. Сначала семья обратилась в Министерство здр
Оглавление

150 миллионов рублей за один укол.

Именно такую космическую сумму обычно собирают волонтеры для детей со СМА (спинально-мышечная атрофия). Речь идет о препарате «Золгенсма», который способен исправить дефектный ген всего за одно применение. Это лекарство официально внесено в Книгу рекордов Гиннесса как самое дорогое в мире.

150 миллионов рублей за один укол.
150 миллионов рублей за один укол.

Но в России зарегистрирован аналог - «Спинраза» (Нусинерсен). Он не исправляет ген раз и навсегда, его нужно вводить пожизненно. Схема такая: в первый год - шесть инъекций, далее - три раза ежегодно.

ФАС согласовала стоимость одной упаковки (инъекции) этого препарата в 5 миллионов рублей.
Путем нехитрых вычислений получаем: первый год лечения обходится в
30 млн рублей, а каждый последующий - в 15 млн рублей.

Что делать родителям, у которых нет таких денег, но есть ребенок, который хочет жить?

Эта история произошла в Свердловской области и стала показательной. Родители маленькой пациентки не стали ждать чуда, а пошли в суд.

Хроника борьбы

Сначала семья обратилась в Министерство здравоохранения Свердловской области. Ответ чиновников был сухим и формальным:

«Приобретение данного препарата за счет средств областного бюджета программой льготного обеспечения не предусмотрено».

Однако, видимо, понимая резонанс, вопрос решили «точечно»: выделили разовую целевую субсидию и закупили 5 упаковок препарата на 2020 год.

Родители понимали: это временная мера. Девочка лишена гарантии получать жизненно необходимое лекарство постоянно. Если в следующем году бюджет не подпишут - лечение прервется, что для СМА критично.

Родители маленькой пациентки не стали ждать чуда, а пошли в суд.
Родители маленькой пациентки не стали ждать чуда, а пошли в суд.

Родители подали иск, требуя обязать Минздрав и Правительство области обеспечивать ребенка лекарством постоянно, в необходимых дозировках и до момента его официальной отмены врачами.

Позиция суда и чиновников

Ленинский районный суд Екатеринбурга встал на сторону семьи. Он обязал Минздрав обеспечить ребенка-инвалида «Спинразой» по жизненным показаниям.

Но Министерство здравоохранения не согласилось! Чиновники подали апелляцию в областной суд. Их аргумент звучал так:

«Мы же требования фактически исполнили, лекарство на 2020 год есть. Зачем нас обязывать на будущее?»

И это при цене в 5 миллионов за упаковку.

Победа здравого смысла

Свердловский областной суд отклонил жалобу чиновников и оставил решение в силе.

Логика суда была железной:
Задержка или пропуск введения дозы «Спинразы» повлечет сбой всего курса лечения и угрозу жизни. Действия ответчика по выделению разовой субсидии (без нормативно закрепленного порядка)
не гарантируют спасение ребенка в будущем.

Теперь обязанность обеспечивать девочку дорогим лекарством закреплена решением суда, а не доброй волей чиновников.

-3