Найти в Дзене
Православие.ONE

Старец Валентин Мордасов записал свидетельства о том, как грешники в аду сожалеют, что не каялись при жизни и отвергали веру

Мы вновь обращаемся к духовному наследию псковского старца Валентина Мордасова. Его дневники представляют собой рукописные заметки, в которых мы читаем, как известные нам истории, так и наставления святых отцов. Но иногда встречаются и его личные наставления и случаи, свидетелем которым являлся он сам.
Стоит сказать, что в наши дни многие, сталкиваясь с вопросами о загробной участи и слыша о рае
Оглавление

Мы вновь обращаемся к духовному наследию псковского старца Валентина Мордасова. Его дневники представляют собой рукописные заметки, в которых мы читаем, как известные нам истории, так и наставления святых отцов. Но иногда встречаются и его личные наставления и случаи, свидетелем которым являлся он сам.

Стоит сказать, что в наши дни многие, сталкиваясь с вопросами о загробной участи и слыша о рае и аде, предпочитают уклониться от этой темы. Нередко можно услышать даже пренебрежительные суждения, будто это лишь «страшилки» или «сказки», придуманные для того, чтобы люди несли деньги в церковь. Сама суть спасения души через покаяние зачастую и вовсе отвергается. Поразительно, с какой легкостью предается то, ради чего пострадал Христос, ведь именно Он сошел во ад, чтобы освободить праведников. Однако и сегодня люди сомневаются, что за нераскаянные грехи их может ожидать весьма незавидная участь в вечности.

-2

Особенно удивляет, что из подобных свидетельств и рассказов делаются неверные выводы. Их главная цель — побудить человека к размышлению о покаянии. Если человек искренне кается в своих грехах и стремится к исправлению, он, несомненно, наследует Царство Небесное. Христос пришел именно для того, чтобы призвать грешников к покаянию, и Он же прямо говорит, что блудники и прочие нераскаявшиеся грешники Царства Божия не наследуют. Таким образом, существование ада и рая находит свое подтверждение.

К чему такая подводка к сегодняшней статье?

То, о чем пойдёт далее речь - не есть попытка запугать, а возможность прикоснуться к реальным свидетельствам, бережно собранным старцем Валентином Мордасовым. Эти истории были поведаны его прихожанами, которых он исповедовал и хорошо знал, что не оставляет причин сомневаться в подлинности его записей.

Отец Валентин отмечает, прежде всего, что святые отцы наставляют нас относиться к сновидениям с осторожностью, поскольку у большинства нет духовного рассуждения для определения природы сна. Неясно, является ли он отголоском реальных событий и переживаний, следствием плотских движений (страстей, болезней) или влиянием мира падших духов. И лишь в редких случаях это может быть действительное духовное общение с загробным миром, сокрытым от нас до времени...

Отец Валентин Мордасов в своей тетради далее пишет, что в любом случае, если сон показался значимым, важным или предупреждающим, необходимо в первую очередь посоветоваться со своим духовником, приходским священником или, по крайней мере, с духовно опытным человеком...

И далее указывает:

Расскажу о нескольких запомнившихся мне событиях по теме нашего разговора.

Атеист

“Одной моей прихожанке во сне явился односельчанин, который при жизни был убежденным атеистом, гонителем веры и Церкви. Она увидела его стоящим у развалин деревенской часовни. Указывая на них, он с горечью произнес: “Если бы при жизни я хотя бы изредка смотрел на это святое место, хотя бы раз задержал на нем взгляд... теперь мне было бы легче”.

Какой поразительный урок о силе святыни, даже поруганной и забытой!

А вот еще одна запись:

Заменил молитвы на гимнастику

- Мой дядя в молодости и зрелые годы был верующим, посещал храм, читал “Апостол”. Но, поддавшись веяниям времени, он отрекся от веры и Бога. Он перестал ходить в церковь, убрал из дома иконы и даже в мыслях стал безбожником, проповедуя атеизм и заменив молитвы гимнастикой. Но смерть пришла и к нему. В восемьдесят лет он слег. На смертном одре он метался, хрипел, пытаясь что-то выговорить, и постоянно указывал рукой в угол, где раньше висели святые иконы. Что-то невыразимо страшное окружало его, надвигалось, давило, и не было у него ни заступников, ни ходатаев перед Богом, ибо он сам однажды добровольно отверг их...

А вот ещё:

-3

Жертва за усопшего

У другой моей прихожанки скончался некрещеный родственник. Движимая состраданием, женщина пришла ко мне с вопросом, как можно облегчить его посмертную участь. Поскольку церковная молитва за некрещеных не совершается, я посоветовал ей творить милостыню за усопшего — раздавать душеспасительные книги. Ведь, возможно, кто-то, прочитав такую книгу, примет Святое Крещение и изменит свою жизнь к лучшему, что станет самой благодатной жертвой за некрещеного. Спустя некоторое время эта женщина вернулась и рассказала, что видела умершего во сне: он сидел и читал одну из тех книг, что она раздавала... Видимо, Господь принял эту жертву...

Каждая рюмка утяжеляет чашу грехов

Отец Валентин частно обращал внимание на то, что у многих, даже верующих, сложились искаженные представления о нашем долге перед усопшими. Они считают своей главной задачей устроить пышные поминки с обильным застольем, водкой и изысканными блюдами, а затем поставить на могиле дорогой памятник, чтобы избежать осуждения за скупость.

– Как же глубоко заблуждаются эти люди... И какой огромный вред они наносят своим дорогим и любимым усопшим! Подумайте: каждая рюмка водки, выпитая за упокой души, лишь утяжеляет чашу весов с его грехами, которая и без того тяжела! Наш долг — облегчить ее! Но как? Молитвой церковной (обетованной, сорокоустами), молитвой домашней, чтением Псалтири и милостыней...

Пролистав ещё несколько страниц, мы обнаруживаем не менее интересную запись.

Псалтирь

- А вот о каких удивительных событиях из своей жизни поведал мне один прихожанин, Иван Иванович: “Умер в нашей деревне крестьянин по имени Василий, у которого лицо было обезображено оспой. Из христианского сострадания я пришел в его дом и начал читать по нему Псалтирь. В ту же ночь он явился мне во сне и стал меня целовать. Я, помня о его изъянах, старался отвернуться, но тогда он принялся целовать мои ноги.
— Что ты делаешь? — спросил я с изумлением.
— Это за то, что ты читал по мне Псалтирь, — объяснил он, — мне было так хорошо и радостно. К тебе придет моя жена и отблагодарит тебя. И действительно, на следующее утро его жена совершенно неожиданно принесла мне плату за чтение...

Святой

Далее отец Валентина вспоминает еще один случай, — его рассказывал как-то один батюшка на проповеди:

-4
- Это был день памяти преподобного Никандра, и многие верующие, считая это своим долгом, шли пешком через нашу деревню в пустынь, где подвизался святой.
Я же из-за болезни не мог посетить это святое место. С грустью и вздохами я провожал взглядом паломников. Дождавшись вечера, я со скорбью лег спать. И вот ночью во сне я вижу, как прямо из-под земли в моей избе появляется преподобный в ветхой схимнической одежде, подходит ко мне и говорит:
— Что ты так безутешно скорбишь и вздыхаешь? Ведь у тебя в столике есть святыня, через которую ты можешь утешиться.
И вправду, в моем столике лежал Акафист со службой преподобному Никандру, который когда-то читали перед его мощами и который мне подарила ныне покойная верующая Мария Ивановна. Проснувшись, я первым делом достал акафист и прочел его, получив в тот день великое утешение и умиление. Слезы градом катились из моих глаз. Так преподобный Никандр утешил меня в моей скорби.

Безусловно можно прочитать еще много страниц, переписать их и все равно найдутся септики, но эти истории убедительно показывают, насколько важна наша молитвенная память об усопших. Однако зачастую мы и сами обращаемся к Богу лишь в моменты скорби и испытаний. Господь попускает нам трудности, желая пробудить наши сердца и обратить их к Нему. Важно не отчаиваться в этой жизни, как бы порой ни было тяжело, ведь с нами Бог! Важно не просто верить, что Бог есть, но и стремиться быть с Ним, потому что Он никогда нас не оставляет — это мы чаще всего забываем о Нем.

Погост Камно. Заупокойная лития на могиле протоиерея Валентина Мордасова
Погост Камно. Заупокойная лития на могиле протоиерея Валентина Мордасова

У отца Валентина есть такая заметка:

Как напоминают святые отцы: «Благодарность Богу в этом веке — уже подвиг».

В завершении лишь обратимся к коротенькой записи старца, которую можно так же прочитать у Григория Двоеслова. Речь пойдет о вразумлении грешника.

Вразумление

– Побуждаемый скорее нуждой, чем искренним стремлением, юноша по имени Феодор последовал за своим братом в монастырь. Сама мысль о спасении души была для него невыносима; он не просто избегал добрых дел, но и отвергал всякий разговор о них. Сквернословием, вспышками гнева и язвительными насмешками Феодор яростно доказывал свое полное неприятие святой иноческой жизни.

Когда смертоносная язва опустошила город, она не пощадила и Феодора, приведя его на порог смерти. Чувствуя его последнее дыхание, братия собралась у одра умирающего, чтобы сопроводить его душу молитвой. Тело юноши уже начало леденеть, и лишь в груди теплился слабый остаток жизни. Видя столь явные признаки скорой кончины, иноки лишь усерднее возносили свои мольбы.

Внезапно, прервав тихую молитву, Феодор исторг отчаянный крик:

«Прочь! Уйдите все! Я предан дракону на съедение, но ваши молитвы мешают ему! Он уже поглотил мою голову. Оставьте его, пусть он завершит начатое и прекратит мои муки. Зачем вы продлеваете мои страдания, если я уже отдан ему?»

«Что ты такое говоришь, брат? — увещевали его иноки. — Осени себя крестным знамением!» Но в ответ раздался лишь вопль, полный безысходности:

«Я хочу, но не могу! Чешуя этого змея не дает мне!»

Эти слова повергли братию ниц. Со слезами на глазах они удвоили свои молитвы, взывая о спасении заблудшей души. И чудо свершилось: умирающий внезапно ожил и громко воззвал:

«Слава Богу! Вашими молитвами вы отогнали дракона, что хотел пожрать меня! Он не вынес вашей святости и бежал! Теперь молитесь о прощении моих грехов, ибо я готов к покаянию и отречению от мира!»

Так, вырванный из ледяных объятий смерти, Феодор всем своим существом обратился к Богу. Переродившись духовно, он провел остаток дней в искреннем покаянии и сердечном сокрушении, посвятив себя подвигу, и лишь после этого его преображенная душа покинула тело.

Таковы истории. Да послужат они нам для вразумления и спасения души.

Хочется так же отметить, что преподобный Варсонофий Оптинский предостерегал:

-6
Мы слишком отвлеченно думаем об адских муках, вследствие чего и забываем о них. В миру совершенно забыли о них. Дьявол всем нам внушил, что ни его, ни адских мук не существует. А святые отцы учат, что обручение геенне, равно как и райские блаженства, начинаются еще на земле, то есть грешники еще на земле начинают испытывать адские муки, а праведники – блаженство, только с той разницей, что в будущем веке и то, и другое будет несравненно сильнее. Сильно распространен теперь неправильный взгляд на муки вообще. Их понимают как-то слишком духовно и отвлеченно, как угрызения совести. Конечно, угрызения совести будут, но будут мучения и для тела, не для того, в которое мы сейчас облечены, но для нового, в которое мы облечемся после Воскресения. И ад имеет определенное место, а не есть понятие отвлеченное.

Слава Богу за всё!

Другие статьи и видео

В Америке хотят канонизировать иеромонаха Серафима Роуза, который предрёк, что Россия станет ведущей силой и привлечёт внимание всего мира | Православие.ONE
«Попов сегодня как клопов, а вот батюшек-то мало» - старец Павел Груздев и его прозорливость | Православие.ONE
"Апокалипсис совершается уже сейчас! Наша жизнь стала ненормальной…" - иеромонах Серафим Роуз | Православие.ONE