Найти в Дзене
у Техномага

Страницы истории магнитофоностроения. Персоналии. Стефан Кудельски (Stefan Kudelsski 1929 – 2013), основатель Kudelski SA.

Очередная заметка о персоналиях в магнитофоностроении. В области, звукозаписи, вероятно, нет более уважаемого и культового названия, чем Награ. В течение почти 35 лет эта небольшая компания из Швейцарии производила звукозаписывающие устройства, которые известны своей прочностью, надежностью и долговечностью. Эти магнитофоны не просто позволяют записывать звук с высочайшим качеством, их бросали, роняли и пинали, с ними бегали и прыгали, подвергали воздействию влаги, с ними поднимались на Эверест и летали в космос — и не смотря ни на что они продолжали работать. Речь пойдет о основателе этой легендарной марки, Стефане Кудельски. Стефан Куделски (Stefan Kudelski ), изобретатель первого профессионального портативного магнитофона (хочу напомнить, что в англоязычном мире слово «магнитофон» не используется, а то, что мы знаем под названием «магнитофон» обозначается как tape recorder или marnetic (tape) recorder), революционизировавшего голливудское кинопроизводство и впоследствии документа

Стефан Кудельски.
Стефан Кудельски.

Очередная заметка о персоналиях в магнитофоностроении.

В области, звукозаписи, вероятно, нет более уважаемого и культового названия, чем Награ. В течение почти 35 лет эта небольшая компания из Швейцарии производила звукозаписывающие устройства, которые известны своей прочностью, надежностью и долговечностью. Эти магнитофоны не просто позволяют записывать звук с высочайшим качеством, их бросали, роняли и пинали, с ними бегали и прыгали, подвергали воздействию влаги, с ними поднимались на Эверест и летали в космос — и не смотря ни на что они продолжали работать.

Речь пойдет о основателе этой легендарной марки, Стефане Кудельски.

Стефан Куделски (Stefan Kudelski ), изобретатель первого профессионального портативного магнитофона (хочу напомнить, что в англоязычном мире слово «магнитофон» не используется, а то, что мы знаем под названием «магнитофон» обозначается как tape recorder или marnetic (tape) recorder), революционизировавшего голливудское кинопроизводство и впоследствии документальное кино и независимых киноизготовителей, а также процессы подслушивания в время холодной войны, умер в Швейцарии в возрасте 83 лет. Это окончание истории.

В 951 году Стефан Кудельски создал компанию Kudelski SA (потом появилось название Kudelski Group) в 1951 году еще будучи студентом Швейцарского Федерального Технологического Института (ныне École Polytechnique Fédérale de Lausanne - EPFL).

В этой заметке я буду использовать фрагменты интервью, которое Стефан Кудельски дал в Сентябре 1985 года изданию Videography.

Журналист. Есть много историй о том, как вы попали в Швейцарию.
Кудельски. Я родился в Польше в (19)29 году. В Польше я был маленьким мальчиком, а в Швейцарию мы приехали через Францию. Я учился в школе в Лозанне, и пока я был школьником, я попробовал себя в робототехнике потому что моей страстью была электроника. В то время было мало людей, заинтересованных в этом. Идея состояла в том, чтобы использовать магнитную ленту в качестве памяти в робототехнике. Но сперва нужно ознакомиться с магнитной лентой. Я сделал несколько регистраторов [для подсистемы памяти]. Потом я пытался уйти в робототехнику, но в то время это никого не интересовало.

Журналист. В каком возрасте вы занялись этим?

Кудельски. Это был 1950 год, а мне было 21. Я обнаружил, что никто не интересуется робототехникой, но созданный мной регистратор вызвал нешуточный интерес. Поэтому я и стал изготовителем рекордеров (магнитофонов). Вот так все и началось.

Речь тут идет о аппарате Nagra I который Стефан запатентовал когда еще был студентом инженерного отделения в Швейцарском Университете в 1951г.

Фото с сайта NAGRAAUDIO.
Фото с сайта NAGRAAUDIO.

Это катушечный магнитофон (рекордер) размером с обувную коробку и весом 11 фунтов (около 4 кг), который обеспечивал качество записи, не уступающее большинству студийных аппаратов размером с телефонную будку. Это был аппарат, электроника которого была выполнена на миниатюрных лампах, а механическая часть имела пружинный двигатель, типа патефонного.

Первыми его клиентами были швейцарские радиостанции.

Далее продолжаем интервью.

Журналист. Что означает слово «Nagra»?

Кудельски. О, это просто. Тут польская этимология. Нужно было придумать название моему продукту, а времени и возможности выяснять, какое имя уже занято, а какое нет, не было. Так же не хотелось использовать в названии слова «phone» и «cord» так с вероятностью 90% кто нибудь уже использовал похожее название. Мой друг м-р Штудер (Studer) взял название Dynavox и переделал его в Revox. Поэтому я взял достаточно экзотическое название чтобы избежать риска плагиата.

Вопрос. Так что же это означает?

Ответ Кудельски. Нечто, что может записывать.

Вскоре после удачного дебюта Nagra I (примерно через год) появилась Nagra II.

Сам Стефан Кудельский говорил, что Nagra I была своего рода гаджетом, и когда стало понятно, что это серьезный рынок, Nagra I была модернизирована и получилась Nagra II.

Nagra II фото с сайта NAGRAAUDIO.
Nagra II фото с сайта NAGRAAUDIO.

Это был улучшенный вариант предшественника Nagra I, с пружинным приводом, модель эта примечательна тем, что в ней впервый появился стрелочный измеритель уровня, предшественник «модулометра»
(modulo meter ), который был изобретен несколькими годами позже для Nagra III.

Но настоящим прорывом стал представленный в 1958 году магнитофон Nagra III.

Кудельски говорил,Nagra III была очень серьезным устройством.

Nagra III фото с сайта NAGRAAUDIO.
Nagra III фото с сайта NAGRAAUDIO.

Год выхода этой модели в разных источниках указан разный. На сайте NAGRAAUDIO это 1957 год, а на сайте музея магнитной записи — 1958 год. Разница, конечно небольшая, но есть.

Это был действительно технологический прорыв. Факт, что многие аппараты используются и сейчас говорит сам за себя.

Магнитофон Nagra III имел возможность синхронизации звука с кадрами на киноленте. Для кинопроизводства это был просто подарок.

Весил этот аппарат 14 фунтов ( немного больше 5 кг).

Электроника уже была выполнена на германиевых транзисторах, вместо патефонного привода был электрический двигатель с системой стабилизации скорости собственной разработки, ЛПМ обеспечивал три скорости протяжки ленты: 38.1 см/с, 19.05 см/с и 9.525 см/с. Причем частотную коррекцию можно было выбирать между CCIR и Ampex.

От себя добавлю, никогда не видел такой структурированной принципиальной схемы, как прилагалась к этому аппарату.

Если кому интересна схемотехника (это интересно, но сейчас речь все таки несколько о другом) — принципиальные схемы можно посмотреть (и при желании загрузить) на сайте NAGRA AUDIO.

Продолжаем интервью.

Журналист. Nagra III была легендой.
Кудельски. Это был хороший аппарат.

Журналист. Сколько их было продано?
Кудельски. Не знаю, в офисе есть информация о 30000 шт. Если сложить продажи III и IV – то, наверное, 100000 шт.

Журналист. Это был надежный и точный аппарат …
Кудельски. Причина тут очень простая. Мы — очень маленькая компания и не имеем возможности предложить хорошее сервисное обслуживание. Поэтому пришлось сделать технику очень надежной. Это было необходимо. Если вы делаете пишущие машинки или телевизоры — то обеспечить сервисное обслуживание в каждом городе, где это оборудование используется несложно. Но не в сердце Африки, поэтому надо делать (магнитофоны) надежными. Мне дешевле сделать оборудование надежным, чем тратить деньги на ремонт и обслуживание.

Ну, и раз пошла такая тема, не могу удержаться от упоминания о моем любимом аппаратике Nagra, Nagra SN, 1960 год.

Фрагмент интервью.

Журналист. Что кроме любви к созиданию привело к SN?

Кудельски. Когда я был школьником, у меня не было денег. Я заработал немного денег, ремонтируя часы. Я научился ремонтировать часы, а затем научился работать с такими вещами. Без этого я бы не знал, как сделать SN. В SN много часовых технологий.

Журналист. На момент выпуска это было уникальное изделие ...
Кудельски. Нет. Были и другие. Немцы делали Miniphone (проволочный рекордер), очень маленький.

Журналист. Но не такого качества.
Кудельски. Но маленький.

Nagra SN, фото с сайта NAGRAAUDIO.
Nagra SN, фото с сайта NAGRAAUDIO.

Было время, когда на ebay можно было купить такой аппарат за 200-250 долл. Было жалко денег. Теперь жалко, что тогда не купил.

На самом деле это не одна модель, а целая группа.

Nagra SNN однодорожечный, т. н. full track, скорость движения ленты 9.5 и 4.75 см/с
Nagra SNS двухдорожечный (half track), скорость движения ленты 4.75 см/с и 2.38 см/с.
Nagra SNG улучшенная (с расширенным диапазоном частот) версия SNS.
Nagra SNST стерео, правда, скорее просто двухканальный диктофон, для подключения двух микрофонов, чтобы записывать двух говорящих.
Nagra SNST-R полноценное Hi-Fi Stereo.

Несмотря на то, что SN — катушечный магнитофон, используемая лента имеет нестандартную ширину 3.81 мм.
Ленты для SN помимо нестандартной ширины имети толщину 0.7, 0.5, 0.35 мм. В зависимости от толщины эти ленты наматывались на катушки разных цветов (красные, синие и зеленые).

Катушки тоже были собственные, диаметр 68 x 35 мм.

Размет самого аппарата 147 х 101 х 26 мм.
Вес 590 грамм.

Вполне возможно, что серия SN (черная серия) с самого начала предназначалась для использования разного рода спецслужбами. Благодаря компактности, надёжности и высокому качеству звукозаписи эти модели пользовались огромной популярностью у спецслужб всего мира и стали своего рода «отраслевым стандартом».
На мой взгляд, Nagra SN – это действительно произведение искусства и (как и все оборудование Nagra) вызывает ассоциации с точными швейцарскими хронометрами.

Стоит еще упомянуть, что на киевском заводе спецтехники НИИ им. Мануильского был налажен выпуск советского клона Nagra SNST, “Яхта 1М”

Фото с сайnа cryptomuseum.
Фото с сайnа cryptomuseum.

Механическая часть была точной копией швейцарского механизма, а электроника была спроектирована на основе советских микросборок.
Выпускали этот аппарат с 1988 по 1993 г.

Итак, продолжаем интервью.

Журналист. Как вы думаете, почему рекордеры Nagra так охотно были приняты киноиндустрией в Америке и в мире?

Кудельски. Причин несколько.Во-первых, я бы сказал, что у меня был замечательный партнер Loren Ryder (американский звукорежиссер). Возможно, это главная причина. Его уже с нами нет.
Но есть еще другие причины несколько философского плана.
В общем случае, крупные компании не очень заинтересованы в продукции типа рекордеров, где рынок сбыта ограничен. А те кто заинтересован в продукции этого рода могут не иметь нужных для производства технологий. Я был в самом начале своей карьеры, у меня не было выбора. Я люблю звук, я люблю музыку. Если вы делаете что то серьезно — у вас есть шанс. Нужно иметь некоторое везение и делать что то в подходящее время.

И вот еще причина. Здесь в Швейцарии у нас был человек в вещательной индустрии, Werner, человек очень требовательный. Это значит, он требовал самого лучшего во всех отношениях. Мне было интересно соответствовать его требованиям. И если вы [дали ему] то, о чем он просил, было очень легко быть впереди всех остальных. Теперь мы снова пытаемся использовать этот метод привлечения пилотных клиентов. Есть некоторые клиенты в мире, которые будут просить сегодня то, что все остальные будут просить завтра.

Журналист. Стерео Nagra(s), 4.2-S, IV-S – когда они были сделаны?
Кудельски. Не помню, я больше интересуюсь будущим, а не прошлым.

Фото с сайта NAGRAAUDIO.
Фото с сайта NAGRAAUDIO.

Трехскоростной портативный магнитофон (38, 19, 9.5 см/с), Раздельные головки записи и воспроизведения, встроенный динамик, эталонный генератор, модулометр. Фильтры верхних частот (high pass, то, что сегодня называют регулятором тембра с фиксированными настройками), т. е. пропускающие верхние частоты) отключаемые системы автоматического регулирования уровня записи и ограничения уровня записи. Аппарат может быть оборудован системой синхронизации NEOPILOT 50/60 Гц

Журналист. Проводили ли вы какие нибудь исследования чтобы принять решение о выпуске стерео Nagra?

Кудельски. Нет. У меня есть друг Marcel Cellier, который записывает этномузыку. И для этого требуется стерео. Так что он упросил меня сделать такой аппарат. Вот и все.

В этом интервью много всего интересного, но воспроизвести все невозможно, поэтому я привожу наиболее интересные фрагменты, на основании которых можно составить некоторое представление о самом Стефане Кудельски.

Теперь немного о видео.

Фото с сайта NAGRAAUDIO.
Фото с сайта NAGRAAUDIO.

Журналист. Давайте поговорим о портативном видеомагнитофоне VPR-5 которй вы делаете и распространяете совместно с Ampex. Вы в какой то момент решили, я хочу делать видеомагнитофоны?

Кудельски. Это более сложный вопрос. Знаете, мы смотрели в сторону видео с самого начала. Во время гоcподства формата quadruplex можно было сделать портативный аппарат, так как Ampex такие машины уже делал, но это было сложно. Пока основным форматом был quadruplex — мы тут ничего поделать не могли. Но когда появился 1- дюймовый формат, мы уже стали пытаться с ним работать. Но было бы не очень умно сделать самому такой рекордер и изобретать колесо. Поэтому мы начали консультации с лучшими специалистами в этой области.

Журналист. VPR-5 разрабатывали совместно Ampex и вы?

Кудельски: Да, это значит, что они снабжали нас информацией и небольшими техническими «трюками», что позволило нам сделать этот рекордер довольно быстро.

Журналист: Сейчас Ampex иксклузивно продает VPR-5 везде, кроме Швейцарии и Франции, где их делают.

Кудельски. Совершенно верно. И мы этому очень рады. Есть проблема. Сам по себе рекордер представляет собой только небольшую часть рынка профессионального C-формата. Это означает малую плотность «популяции» в мировом масштабе и нам не стоит держать мастерские по ремонту и обслуживанию в каждой стране. А у Ampex это есть. А также большую часть времени наши ленты будут проигрываться на оборудовании Ampex, для нас гораздо проще работать вместе.

В производстве VPR-5 использовались только компоненты Производства Kudelski SA.

Еще была речь о последующей продукции в области видео, но Стефан Кудельски уклончиво ответил, что все может быть.
Можно предположить, что серьезных планов на рынок видео у них не было.

Еще один интересный класс оборудования — это инструментальные рекордеры.

Журналист. Одна область, с которой я не очень знаком — это ваши инструментальные рекордеры.
Кудельски. Мы делаем такие. Их продают другие компании под своими марками кроме некоторых которые мы продвигаем сами. Мы делаем много продуктов, которые продаем под другими названиями и марками. Под нашей маркой продаются только рекордеры шумов и вибраций, где требуется широкий динамический диапазон. В формате Inter Range Instrumentation Group (IRIG), где это не нужно, мы не продаем их сами.

Журналист. Почему же не продаете их сами?

Кудельски. Маркетинг. Мы очень маленькая компания и не можем позволить себе маркетинговые программы для каждого продукта. И еще одна причина. Мне доставляет большее удовольствие разработка, создание и производство, чем продажи.

Еще небольшая техническая «врезка», связанная с инструментальными рекордерами.

Инструментальный рекордер Nagra Crevette (как слышится — так и есть, креветка по-русски).

 Фото с сайта NAGRAAUDIO.
Фото с сайта NAGRAAUDIO.
Фото под другим ракурсом с сайта cryptomuseum.
Фото под другим ракурсом с сайта cryptomuseum.

Был сделан в 1967 году специально для французской армии. Аппарат предназначался для использования внутри пустой торпеды, и использовался для записи данных слежения, гироскопа и навигации, позволяя инженерам в дальнейшем совершенствовать систему слежения и наведения торпеды.
Цветное фото — это официальное фото с ресурса NAGRAAUDIO. Черно-белое - от cryptomuseum, но о его происхождении там ничего не сказано.
Тем не менее, на фото видно, что обе катушки с лентой располагаются соосно и используются наклонные ролики, чтобы сгладить тракт движения ленты.
Круглая форма девайса, видимо, говорит о том, что в торпеду этот аппарат устанавливался вертикально. Возможно, для того, чтобы уменьшить чувствительность механизма к вибрациям и колебаниям в вертикальной плоскости.

Ну теперь продолжаем интервью.

Журналист. Есть ли что нибудь в Швейцарии, что делает вашу продукцию уникальной?

Кудельски. Да. Вы знаете, что у нас много изготовителей часов. А часы все больше и больше становятся электронными и специалисты-механики начинают искать работу. Они могут изготавливать очень мелкие вещи с высокой точностью. Мы делаем больше и больше механизмов и деталей именно потому, что у нас есть такие люди. Если люди с такими знаниями, опытом и квалификацией не будут работать, то эти умения попросту пропадут.

Журналист. Другая страна, которая известна тем, что делает мелкие компактные вещи - это Япония. Японцы начинают становиться более конкурентоспособными с Нагрой?

Кудельски. Японцы больше ориентируются на более массовое производство. Мы больше ориентированы на небольшие количества, более специализированные продукты. Но, конечно, кое где есть конкуренция.

Журналист. Как насчет других Швейцарских компаний, например, Stellavox?
Кудельски. У них те же проблемы. Но они гораздо меньше, поэтому более специализированные. Мы хорошие друзья. Знаешь, однажды я был владельцем Stellavox. Однажды мистер Quellet заболел, и он продал мне компанию. Когда он выздоровел, я продал ему компанию обратно. Есть семейное сходство. Мы похожи.

Журналист. Давайте поговорим о будущих планах.
Кудельски. У нас сейчас много проектов в разработке, но не все они поступят на рынок. Проблема - найти новых пилотных клиентов, людей с новыми требованиями. У нас много клиентов, которые стали нашими друзьями, но они стареют. Они консервативны. Они просят то, что у нас уже есть. Нам нужно больше молодых людей с сумасшедшими идеями. Мы их находим, но не так быстро, как хотелось бы.

Журналист. Пытались ли какие нибудь крупные компании купить Nagra/Kudelski?
Кудельски. О, да. Но мы больше лаборатория; мы являемся компанией ноу-хау. Покупка такой компании — процесс очень тонкий. Ценность компании - это команда. Если команда уйдет, ничего не останется, только здания, машины, лаборатории. Это того не стоит. Это только часть стоимости. Ценность компании - люди.

Журналист. Что случится с компанией Kudelski, если не больше не будет Стефана Кудельски?
Кудельски. Во-первых, они должны будут потратиться на покупку цветов. Во-вторых, некоторые конкуренты будут очень довольны. А потом, у меня пятеро детей: один сын работает со мной здесь. Другой очень сильно интересуется физикой и электроникой. У меня три дочери. Думаю, одна станет инженером. Две из них могут быть хороши в бизнесе. У меня нет никаких проблем, по крайней мере, в этом воплощении. У нас здесь тоже есть команда, которая очень хорошо может жить без меня. У нас есть несколько очень, очень хороших инженеров - таких же сумасшедших, как и я. Надо быть сумасшедшими, чтобы делать такого рода проекты.

Можно еще много рассказывать о компании и оборудовании, но в одну статью это не уместить.
У меня же была цель рассказать немного о самом Стефане. Удалось это или нет — судить не мне.

Спасибо, вам, мистер Кудельски.