Найти в Дзене
Сергей Шурупов

Старая Японская дорога: самый таинственный маршрут в горах Алматы

Дорогие читатели! Если эта статья окажется вам полезной, не забудьте поставить лайк и подписаться на канал. Ваша поддержка помогает развивать проект и делиться новыми интересными маршрутами. Спасибо за каждый лайк! Среди всех горных маршрутов вблизи Алматы Старая Японская дорога выделяется не только живописными видами, но и загадочной историей. Это один из самых простых и доступных треков для новичков, который при этом дарит незабываемые впечатления и возможность прикоснуться к послевоенному прошлому Казахстана.​ Название "Японская дорога" связано с периодом после Второй мировой войны. В августе 1945 года японская армия была разгромлена войсками СССР в Маньчжурии, в результате чего в плену оказалось более полумиллиона японцев. ЦК Коммунистической партии Казахстана распределил 50 тысяч военнопленных по разным городам республики.​ Тропа была проложена на крутом скалистом склоне ущелья реки Большая Алматинка именно японскими военнопленными, которые участвовали в строительстве каскада ГЭ
Оглавление

Дорогие читатели! Если эта статья окажется вам полезной, не забудьте поставить лайк и подписаться на канал. Ваша поддержка помогает развивать проект и делиться новыми интересными маршрутами. Спасибо за каждый лайк!

Старая Японская дорога: самый таинственный маршрут в горах Алматы

Среди всех горных маршрутов вблизи Алматы Старая Японская дорога выделяется не только живописными видами, но и загадочной историей. Это один из самых простых и доступных треков для новичков, который при этом дарит незабываемые впечатления и возможность прикоснуться к послевоенному прошлому Казахстана.​

История: тропа военнопленных

Название "Японская дорога" связано с периодом после Второй мировой войны. В августе 1945 года японская армия была разгромлена войсками СССР в Маньчжурии, в результате чего в плену оказалось более полумиллиона японцев. ЦК Коммунистической партии Казахстана распределил 50 тысяч военнопленных по разным городам республики.​

Тропа была проложена на крутом скалистом склоне ущелья реки Большая Алматинка именно японскими военнопленными, которые участвовали в строительстве каскада ГЭС-2. Хотя документальных подтверждений этому факту нет, легенда прижилась и стала частью городской мифологии. Местные жители шутят, что именно благодаря иностранным строителям эта конструкция до сих пор держится.​

Как добраться

Добраться до начала маршрута можно на шаттле до визит-центра "Аюсай". Автобус-шаттл курсирует каждую субботу и воскресенье, стоимость поездки в одну сторону составляет 1000 тенге с человека, туда и обратно - 2000 тенге. Маршрут шаттла: парковка - остановка "Проходная" - визит-центр "Аюсай".​

Доезжаем до ущелья Аюсай и поднимаемся чуть выше по асфальтированной дороге до металлического моста через бурную речку - это и будет началом нашего пути.

Описание маршрута

-2

Начало пути: серпантин с видами

С самого начала нас встречает подъем - не слишком крутой, но достаточно ощутимый. Дорога старая, поэтому серпантин здесь обеспечен. Эта извилистая дорога хорошо видна из визит-центра Аюсай. Уже на первых поворотах серпантина открываются прекрасные виды на горы, ущелье Аюсай и дамбу.​

Важный совет: Если вы планируете вернуться обратно к Аюсаю, треккинговые палки не обязательны. Но если собираетесь спускаться на улицу Казачка, лучше их взять - спуск там пыльный, грязный и без палок будет неудобно.

По пути: природные богатства

Тропа проходит через хвойный лес, скальные участки и открытые панорамы. Высота над уровнем моря составляет от 1800 до 2200 метров. По дороге растут абрикосы, а в траве можно найти душицу - отличное дополнение к походному чаю. Весной, когда все цветет, эта тропа становится особенно красивой.​

Достопримечательности маршрута

По пути вы увидите:

  • Руины старых зданий
  • Отвесные скалы
  • Птиц и даже кабанчиков (но тут как повезет)
  • Трубу водовода ГЭС-2​

Система деривации каскада ГЭС представляет собой около 20 километров гидротехнических сооружений, включающих напорные трубопроводы, каналы и отстойники. От ГЭС-1 на протяжении около 7 километров проложен подземный водовод по западному склону ущелья к началу трубы, которая ведет к ГЭС-2. С западного склона Большеалматинского ущелья проложена труба протяженностью 940 метров, подающая воду на турбины электростанции.​

-3

Практическая информация

Характеристики маршрута

  • От начала до ул. Казачка: ~11 км, время 3 часа
  • До трубы водовода и обратно: ~16 км, примерно 4 часа
  • Сложность: 3 из 10
  • Продолжительность: 1,5-2,5 часа в одну сторону​

Что взять с собой

  • Воду минимум 2 литра на человека
  • Питательные батончики для перекусов
  • Солнцезащитный крем
  • Треккинговые палки (если планируете спуск на ул. Казачка)

Моя рекомендация

Когда дойдете до трубы водовода, лучше развернуться и вернуться обратно тем же путем. Спуск на улицу Казачка не очень удобный - пыльный и грязный, без палок будет некомфортно. К тому же, обратная дорога позволит увидеть все те же прекрасные виды под другим углом и в другом освещении.

Выводы

Старая Японская дорога - идеальный маршрут для начинающих туристов и тех, кто хочет совместить легкий хайкинг с прикосновением к истории. Простота маршрута не означает скуку - виды здесь действительно впечатляющие, а атмосфера пропитана историей послевоенных лет. Это один из тех маршрутов, куда хочется возвращаться снова и снова, особенно в разные сезоны года.

-5

Обязательно посмотри статью про Плато Кок-Жайлау