Найти в Дзене
Нефть и Капитал

ВИЭ или СПГ? Как «зеленая» энергетика может взорвать газовый пузырь

Бум СПГ в ближайшие годы ожидает неизбежный крах, и все из-за ВИЭ, считают аналитики Reuters На фоне тихой революции в возобновляемых источниках энергии глобальный бум сжиженного природного газа обречен на болезненный провал, считают аналитики агентства Reuters. На первый взгляд, амбиции гигантов вроде ExxonMobil и Shell, планирующих нарастить мировое производство СПГ на 50% к 2030 году, выглядят оправданными. Российско-украинский конфликт заставил Европу резко увеличить импорт СПГ. Бум искусственного интеллекта требует все больше энергии для дата-центров. Политики, такие как Дональд Трамп, лоббируют поставки СПГ. Отрасль уверяет, что газ — это «переходное топливо» для Азии, на которую приходится 65% мирового импорта энергоносителей. Однако факты свидетельствуют об ином, пишет Reuters. Цена газовых турбин с 2021 года утроилась, достигнув астрономических $2400 за МВт*ч. В то же время стоимость аккумуляторов и технологий ВИЭ стремительно падает. По оценкам Wood Mackenzie, уже к 2030 году

Бум СПГ в ближайшие годы ожидает неизбежный крах, и все из-за ВИЭ, считают аналитики Reuters

   ВИЭ
ВИЭ

На фоне тихой революции в возобновляемых источниках энергии глобальный бум сжиженного природного газа обречен на болезненный провал, считают аналитики агентства Reuters.

На первый взгляд, амбиции гигантов вроде ExxonMobil и Shell, планирующих нарастить мировое производство СПГ на 50% к 2030 году, выглядят оправданными. Российско-украинский конфликт заставил Европу резко увеличить импорт СПГ. Бум искусственного интеллекта требует все больше энергии для дата-центров. Политики, такие как Дональд Трамп, лоббируют поставки СПГ. Отрасль уверяет, что газ — это «переходное топливо» для Азии, на которую приходится 65% мирового импорта энергоносителей.

Однако факты свидетельствуют об ином, пишет Reuters. Цена газовых турбин с 2021 года утроилась, достигнув астрономических $2400 за МВт*ч. В то же время стоимость аккумуляторов и технологий ВИЭ стремительно падает. По оценкам Wood Mackenzie, уже к 2030 году полностью возобновляемая генерация с хранением может быть дешевле газовой на 56%. Главный козырь газа — его доступность и дешевизна — тает на глазах.

Удар уже наносится по ключевым рынкам. Китай, крупнейший в мире импортер СПГ, демонстрирует показательную динамику: наращивая мощности ветровой, солнечной и гидрогенерации, Пекин 11 месяцев подряд (по данным на октябрь) сокращал импорт сжиженного газа. Более того, КНР переориентируется на трубопроводный газ из России, оставляя без заказов проекты в США и Катаре, которые являются локомотивами планируемого расширения СПГ.

Но самый смертельный удар рынку СПГ наносит фактор времени. Крупные солнечные или ветровые проекты разворачиваются в среднем за год. Строительство же новой газовой электростанции занимает около 5 лет, и это в лучшем случае. Производители турбин (GE Vernova, Siemens Energy, Mitsubishi), контролирующие 90% рынка, предупреждают: ждать оборудование можно до 8 лет. Это фактически ставит крест на планах азиатских стран, от Вьетнама до Филиппин, заменить угольные мощности новыми газовыми. У них просто нет этого времени.

Таким образом, картина складывается однозначная. Отрасль СПГ, поддавшись сиюминутной конъюнктуре, создает гигантский пузырь избыточных мощностей. На него с трех сторон оказывает давление новая энергетическая реальность: стремительно дешевеющие конкуренты (ВИЭ и накопители), логистический коллапс в собственной цепочке поставок и стратегический разворот ключевых потребителей. Накопившиеся избытки топлива и невостребованная техника — предвестники масштабного краха. Крушение рынка СПГ неминуемо, считает Reuters.

«НиК» отмечает, что западное информагентство Reuters снова нагнетает ситуацию, учитывая, что ВИЭ-проекты во всем мире лишаются не только финансирования, но и льгот и других мер господдержки, за счет которых «стремительно» падает стоимость. Впрочем, фактор времени действительно играет роль, так что в этом разрезе возобновляемая энергетика выигрывает, а дорожающие турбины только усугубляют ситуацию. А вот проигрыш ее — в ее ненадежности. Пока что не сообщалось о масштабных проектах солнечных или ветряных электростанций, которые готовы на постоянной основе запитывать те же дата-центры для ИИ. Проблема в отсутствии накопителей энергии нужного объема. Как только человечество решит вопрос накопления — не генерации — электроэнергии, так сразу можно будет делать ставки на то, когда закончится эра ископаемого, включая уран, топлива.

А марже новых СПГ-проектов в среднесрочной перспективе, скорее, угрожает будущий избыток на рынке газа, нежели чем ненадежная ВИЭ-генерация.

США обеспокоены нехваткой мощностей по выпуску газовых турбин