Найти в Дзене
Настя Асессорова

Эмиль Золя.

Эми́ль Золя́ (фр. Émile Zola; 2 апреля 1840, Париж, Июльская монархия — 29 сентября 1902, Париж, Третья французская республика) — французский писатель, журналист и общественно-политический деятель. Классик французской литературы. Главным произведением писателя является двадцатитомная сага «Ругон-Маккары», в которой описывается жизнь одной семьи на протяжении нескольких поколений. Один из фигурантов «Дела Дрейфуса». Что важно знать Показать полностью Anantara Koh Yao Yai Resort & Villas Найдите свой путь к отдыху, будь то поиски приключений или романтики. Забронируйте! | Роскошный курорт на Пхукете | Люксы и виллы | Специальные предложения Узнать больше Эмиль Золя родился 2 апреля 1840 года в Париже, в семье французского инженера итальянского происхождения Франсуа Золя. Его отец в 1843 году получил крупный заказ на строительство оросительного канала в городе Экс в Провансе. Семья переехала в Прованс, но в 1847 году Франсуа умер от воспаления легких. После смерти отца оказалось, что у н
Оглавление

Эми́ль Золя́ (фр. Émile Zola; 2 апреля 1840, Париж, Июльская монархия29 сентября 1902, Париж, Третья французская республика) — французский писатель, журналист и общественно-политический деятель. Классик французской литературы. Главным произведением писателя является двадцатитомная сага «Ругон-Маккары», в которой описывается жизнь одной семьи на протяжении нескольких поколений. Один из фигурантов «Дела Дрейфуса».

Биография

Эмиль Золя родился 2 апреля 1840 года в Париже, в семье французского инженера итальянского происхождения Франсуа Золя. Его отец в 1843 году получил крупный заказ на строительство оросительного канала в городе Экс в Провансе. Семья переехала в Прованс, но в 1847 году Франсуа умер от воспаления легких. После смерти отца оказалось, что у него были большие долги, и семья оказалась на грани нищеты[6].

Мать Амели обратилась в городской совет Экса с просьбой выделить деньги на обучение сына в память о заслугах его отца перед городом. Городской совет пошёл навстречу, и семилетний Эмиль был направлен в пансион Hотр-Дам колледжа Бурбона в Экс-ан-Провансе, где обучался последующие пять лет. Во время учёбы в пансионе Золя много читал, пробовал писать стихи. Поскольку он был болезненным и хилым, да ещё и чужаком в городе, одноклассники травили его, пока на защиту Эмиля не встал Поль Сезанн — будущий великий художник стал другом будущего великого писателя[7].

В 1858 году Золя переезжает в Париж, где поступает на обучение в лицей Людовика Святого. Однако он не сдаёт итоговый экзамен два раза подряд и не получает диплома. Ему приходиться работать писцом в канцелярии и полагаться на различные случайные заработки, не переставая писать стихи и поэмы. В этот период Золя создаёт цикл поэм «Комедия любви», посвящённых диалектике любви: с одной стороны — грубой земной, с другой — возвышенной духовной[8].

Эмиль Золя с своими родителями

Литературная деятельность

Устроившись в 1862 году упаковщиком книг в издательство «Ашетт» 20-летний Эмиль показывает свои стихи издателю. Луи Ашетт рекомендует молодому человеку попробовать себя в прозе. Поскольку к этому времени Золя уже написал несколько глав нового романа «Исповедь Клода», он воспринимает рекомендацию оптимистично и пишет сказку «Поцелуй ундины». Эта сказка стала началом его литературной карьеры[7].

Золя уходит из издательства и становится журналистом-фрилансером, работает литературным и художественным критиком, сотрудничая с «L’Evénement», «Le Figaro», «Le Rappel», «Tribune». В период с 1860 по 1870 годы пишет множество статей, в которых разбирает новые течения в живописи, натурализм в театральном творчестве, литературные новинки[8].

-2

Эмиль Золя (ок.1870)

-3

Портрет Эмиля Золя кисти Эдуарда Мане

Как большинство образованных людей второй половины XIX века, Золя задумывается над вопросом «Как это сделано?». Его интересует человеческая жизнь с научной точки зрения. Золя оставляет идеи романтизма и читает медицинские трактаты о физиологии. В его голове рождается замысел подвергнуть тщательному анализу несколько поколений одной семьи. Произведение под названием «Ругон-Маккары» о жизни одной семьи в период Второй Империи Золя будет писать на протяжении 20 лет[9].

Моя же цель — изучать людей, разлагать их поведение на простейшие элементы и следить за реакциями. Я подхожу ко всему с чисто натуралистической, физиологической точки зрения. Вместо принципов (реализм, католицизм) меня интересуют природные законы (наследственность, активность). Я не хочу, как Бальзак, иметь свои предвзятые мнения о делах человеческих, быть политиком, философом, моралистом[10].— Эмиль Золя, статья «Различия между Бальзаком и мной»

Он подходит к творчеству с дотошностью научного исследователя: собирает данные, проводит полевые расследования, пишет подробные планы. Спускается в шахту и работает вместе с забойщиками, проводит сутки напролёт на рынке Ле-Аль, путешествует в кабине машиниста, делает серию интервью с продавцами универмагов. Собрав необходимые сведения, писатель составлял карточку с описанием каждого героя. Его черновики и наброски к романам хранятся в Национальной библиотеке Франции[11].

-4

Эмиль Золя. Рисунок с натуры, сделанный во время его поездки на локомотиве из Парижа в Мант в поиске «жизненных свидетельств» для своего романа «Человек-зверь». «L’Illustration», 8 марта 1890

Золя стоял в центре литературной жизни Франции последнего тридцатилетия XIX века и был связан с крупнейшими писателями этого времени («Обеды пяти» (1874) — с участием Гюстава Флобера, Ивана Тургенева, Альфонса Доде и Эдмона Гонкура; «Меданские вечера» (1880) — знаменитый сборник, включавший произведения самого Золя, Жориса Карла Гюисманса, Ги де Мопассана и ряда второстепенных натуралистов, как Анри Сеар, Леон Энник и Поль Алексис).

Постепенно естественнонаучный интерес в его творчестве уступает место социальному высказыванию. Ведущую роль в произведениях последнего периода творчества Эмиля Золя играют конфликты эпохи, будущее человечества, преобразование общества в соответствии с идеалами добра и справедливости[12].

В 1901 и 1902 годах член Французской Академии Марселен Бертло выдвигал Эмиля Золя на соискание Нобелевской премии по литературе[13].

Общественно-политическая деятельность

В 1889 году Золя активно выступил в поддержку офицера французского генерального штаба Альфреда Дрейфуса, которого обвиняли в выдачи военных тайн Германии, и приговорили в декабре 1884 к пожизненной каторге[14]. Золя присоединился к поддержке инициированного братом офицера процесса по пересмотру дела. Вскоре Золя опубликовал статью с названием «Я обвиняю», где обвинял в некомпетентности военных и судей. Статья имела широкий общественный резонанс и привела к тому, что 7 февраля 1889 года Золя предстал перед судом присяжных по делу о клевете. Процесс завершился назначением штрафа в размере 3000 франков и одного года тюремного заключения. Писателя лишили ордена Почётного легиона. Не желая отбывать наказание, Золя бежал в Великобританию. В Париж он вернулся только в 1899 году[15].

-5

Статья «Я обвиняю!» 13.01.1898

Личная жизнь

В 1860-е годы Золя познакомился с Александриной Мелей, цветочницей с площади Клиши, которая в свободное время подрабатывала натурщицей в мастерских художников. Эмиль и Александрина жили вместе до 1870-го года, когда заключили брак. В 1888 году чета переехала на виллу под Парижем, и Александрина наняла домработницей 21-летнюю Жанну Розеро, дочку мельника. 48-летний писатель влюбился в девушку, и у них завязались отношения. Жанна родила ему дочь Денизу, а через два года сына Жака. Бездетной Александрине пришлось смириться с тем, что муж жил на две семьи. До самой смерти писателя она оставалась его женой[7].

-6

Эмиль Золя с супругой Александриной

-7

Эмиль Золя и Жанна Розеро

-8

Эмиль Золя с дочерью Денизой и сыном Жаком

Кончина

28 сентября 1902 года из-за отравления угарным газом Эмиль Золя скончался. У его современников была популярна версия об убийстве писателя: в ходе расследования выяснилось, что дымоход был забит строительным мусором, а на крыше виднелись следы. Однако прямых доказательств найти не удалось[16].

Память

В честь Эмиля Золя назван кратер на Меркурии.

В Парижском метро есть станция Avenue Emile Zola на 10-й линии рядом с одноимённой улицей.

Изображён на французской почтовой марке 1967 года.

-9

Надгробие Золя в Пантеоне

-10

Могильный камень, оставшийся в качестве кенотафа[17] на месте первоначальной могилы Золя на кладбище Монмартр, перемещённой 4 июня 1908 г. в Пантеон[18]

Эмиль Золя в России

Эмиль Золя обрёл популярность в России на несколько лет раньше, чем во Франции. Уже «Сказки Нинон» были отмечены положительной рецензией («Отечественные записки». 1865. Т. 158. — С. 226—227). С появлением переводов двух первых томов «Ругон-Маккары» («Вестник Европы», 1872. Кн. 7 и 8) роман стал популярен в широких читательских кругах.

Роман «Чрево Парижа», переведённый одновременно «Делом», «Вестником Европы», «Отечественными записками», «Русским вестником», «Искрой» и «Библ. деш. и общедост.», а также вышедший двумя отдельными изданиями, окончательно сделал имя Золя в России[19].

В 1870-х гг. Золя был усвоен главным образом двумя группами читателей — радикальными разночинцами и либеральной буржуазией. Первых привлекли зарисовки хищнических нравов буржуазии, использованные у нас в борьбе с увлечением возможностями капиталистического развития России. Вторые нашли у Золя материал, уяснявший их собственное положение. Обе группы проявили большой интерес к теории научного романа, видя в ней решение проблемы построения тенденциозной беллетристики.— Боборыкин П. Реальный роман во Франции // Отечественные записки. 1876. Кн.6, 7
«Русский вестник» воспользовался бледной обрисовкой республиканцев в «Карьере Ругонов» и «Чреве Парижа» для борьбы с враждебной идеологией радикалов. С марта 1875 по декабрь 1880 Золя сотрудничал в «Вестнике Европы»[20]. 64 «Парижских письма», напечатанных здесь, составились из социально-бытовых очерков, рассказов, литературно-критических корреспонденций, художественной и театральной критики и излагали впервые основы «натурализма». Несмотря на успех, корреспонденция Золя вызвала разочарование радикальных кругов в теории экспериментального романа. Это повлекло за собой при малом успехе в России таких произведений Золя, как «Западня», «Страница любви», и скандальной известности «Нана» падение авторитета Золя.— Басардин В. Новейший Нана-турализм // Дело. 1880. Кн. 3 и 5; Темлинский С. Золяизм в России. М., 1880

С начала 1880-х гг. стало заметно литературное влияние Золя (в повестях «Варенька Ульмина» Л. Я. Стечкиной, «Краденое счастье» Вас. И. Немировича-Данченко, «Псарня», «Выучка», «Молодые» П. Боборыкина). Это влияние было незначительным; сильнее всего оно сказалось на П. Боборыкине и М. Белинском (И. Ясинском).

В 1880-х и первой половине 1890-х гг. романы Золя не пользовались идеологическим влиянием и бытовали преимущественно в буржуазных читательских кругах (переводы печатались регулярно в «Кн. неделе» и «Наблюдателе»). В 1890-х гг. Золя приобрел вновь в России крупное идейное влияние в связи с отголосками дела Дрейфуса, когда вокруг имени Золя и в России поднялась шумная полемика.— «Эмиль Золя и капитан Дрейфус. Новый сенсационный роман», вып. I—XII, Варшава, 1898

Последние романы Золя выходили в русских переводах в 10 и более изданиях одновременно. В 1900-х гг., особенно после 1905-го, интерес к Золя заметно спал, чтобы вновь возродиться после революции. Ещё ранее романы Золя получили функцию агитационного материала: в 1908 году вышла повесть «Труд и капитал» по роману Золя «В копях» («Жерминаль»). В 1928 году вышла заметка по мемуарам дочери Золя Денизы; автор заметки констатировал славянские корни у писателя, и этим объяснял его популярность у русских читателей[21].

Произведения

Романы

  • Исповедь Клода (La Confession de Claude, 1865)
  • Завет умершей (Le vœu d'une morte, 1866)
  • Тереза Ракен (Thérèse Raquin, 1867)
  • Марсельские тайны (Les Mystères de Marseille, 1867)
  • Мадлена Фера (Madeleine Férat, 1868)

Ругон-Маккары

Три города

  • Лурд (Lourdes, 1894)
  • Рим (Rome, 1896)
  • Париж (Paris, 1898)

Четвероевангелие

  • Плодовитость (Fécondité, 1899)
  • Труд (Travail, 1901)
  • Истина (Vérité, 1903)
  • Справедливость (Justice, не завершён)

Повести

  • Осада мельницы (L’attaque du moulin, 1880)
  • Госпожа Сурдис (Madame Sourdis, 1880)
  • Капитан Бюрль (Le Capitaine Burle, 1882)

Новеллы

  • Сказки Нинон (Contes à Ninon, 1864)
  • Новые сказки Нинон (Nouveaux contes à Ninon, 1874)

Пьесы

  • Наследники Рабурдена (Les héritiers Rabourdin, 1874)
  • Розовый бутон (Le bouton de rose, 1878)
  • Рене (Renée, 1887)
  • Мадлена (Madeleine, 1889)

Литературно-публицистические произведения

  • Что мне ненавистно (Mes haines, 1866)
  • Мой салон (Mon Salon, 1866)
  • Эдуард Мане (Edouard Manet, 1867)
  • Экспериментальный роман (Le Roman expérimental, 1880)
  • Романисты-натуралисты (Les romanciers naturalistes, 1881)
  • Натурализм в театре (Le Naturalisme au théâtre, 1881)
  • Наши драматурги (Nos auteurs dramatiques, 1881)
  • Литературные документы (Documents littéraires, 1881)
  • Поход (Une campagne, 1882)
  • Новый поход (Nouvelle campagne, 1897)
  • Истина шествует (La vérité en marche, 1901)

Издания на русском языке

Собрания сочинений

  • Собрание сочинений: [В 29 томах]. — СПб.: Тип. братьев Пантелеевых, 1896—1899. — (Собрание сочинений избранных иностранных писателей).
  • Собрание сочинений: В 18 томах / Под общ. ред. А. Пузикова. — М.: Правда, 1957. — (Библиотека «Огонек»).
  • Собрание сочинений: В 26 томах / Под общ. ред. И. Анисимова, Д. Обломиевского, А. Пузикова. — М.: Государственное издательство художественной литературы, 1960—1967. — 300 000 экз.
  • Собрание сочинений: В 20 томах (16 книгах) / Отв. ред. И. А. Смирнова. — М.: Голос, 1992—1998.
  • Собрание сочинений: В 12 томах. — М.-Тверь: Художественная литература, Альба, 1995—2000.
  • Собрание сочинений: В 20 томах. — М.: Терра, 1996—1998.
  • Собрание сочинений: В 16 томах. — М.: Книжный клуб «Книговек», 2011.