Гомель получил новую точку притяжения для автомобилистов — современную станцию техосмотра. Оборудование в здании новейшее. Здесь есть всё для комфортного пребывания водителей. Кроме того, предусмотрены даже дополнительные сервисы!
Наш журналист заглянул в здание на Могилёвской, 4а, осмотрел новейшее оборудование, а заодно обсудил с руководством станции первый месяц работы.
Техосмотр смогут получить до 16 000 авто в год
Когда подъезжаешь к станции, обращаешь внимание на большую территорию: здесь весьма просторно, много парковочных мест, есть две зарядные станции для «электричек».
В областных центрах большинство станций техосмотра размещено в реконструированных и приспособленных помещениях, но новое здание в Гомеле построено с нуля.
В основе проекта — опыт аналогичной станции, построенной два года назад в Могилёве. Но при строительстве гомельской станции ошибки и недостатки в организации пространства учли и предотвратили. Кстати, в Беларуси есть всего две станции, которые были построены с нуля: могилёвская и гомельская.
Здесь одновременно работают две линии. Пропускная способность станции (по проекту) — до 16 тысяч авто в год и примерно 50 машин в сутки. За первый месяц работы заветный «дозвол» здесь получили порядка 300 машин.
— На линиях осмотра применяются современные стенды немецкой фирмы MAHA, а также передовое оборудование российского производства.
Среднее время прохождения техосмотра составляет от 30 до 45 минут в зависимости от автомобиля. Для грузового транспорта, особенно при выдаче сертификата технического контроля на соответствие требованиям ЕКМТ (Европейской конференции министров транспорта. — Прим. Авт.), процедура может занимать до двух часов, — рассказывает Анатолий Дробов, начальник технического центра филиала УП «БЕЛТЕХОСМОТР» в Гомеле.
— Особое внимание мы постарались уделить условиям ожидания, ведь иногда этого не хватает на других диагностических станциях. Если, к примеру, водитель приезжает с пассажирами на прохождение техосмотра, в зоне приёма оборудованы удобные диваны, установлен холодильник с напитками — редкость для подобных станций. Кроме того, рассматривается вопрос об установке кофемашины. Со временем сервис будет расширяться, чтобы ожидание стало ещё более комфортным.
Что новенького?
— Обладая многолетним опытом в проведении государственных технических осмотров и располагая современной диагностической базой, УП «БЕЛТЕХОСМОТР» реализовало новую услугу: комплексная (предпродажная) диагностика транспортного средства. Хотите приобрести технически исправный автомобиль или проверить его в период эксплуатации — тогда эта услуга для вас!
— Мы также понимаем, что водителям часто нужны самые простые вещи прямо здесь и сейчас: лампочки, аптечки, огнетушители или другие мелкие расходники, которые позволяют сразу устранить замечания и спокойно уехать со станции. Поэтому организовали небольшой торговый уголок с базовым набором необходимых товаров. Это сделает прохождение техосмотра удобнее: всё, что может понадобиться для автомобиля, теперь доступно на месте, — отмечает Анатолий Дробов.
— Постепенно будет расширяться спектр дополнительных услуг. Например, уже сейчас владельцам машин доступна проверка аккумуляторной батареи. С помощью специального прибора можно определить параметры её разряда и мощность.
— Кроме того, на станции можно проверить состояние тормозной жидкости. Специалисты используют приборы, которые позволяют оценить плотность жидкости и вовремя выявить возможные проблемы.
— Очень популярной оказалась услуга аренды прицепов с фирменной рекламой УП «БЕЛТЕХОСМОТР»: хотя станция работает всего с конца октября, их арендовали уже несколько раз.
В ближайшее время планируется запуск собственного шиномонтажа. Для этого уже подготовлены помещения, а также предусмотрено хранение сезонной «резины»: будут установлены специальные стеллажи, где владельцы смогут оставлять летние и зимние комплекты.
— Ещё одно новшество в том, что наш инженер может проехать линию вместо клиента. Эта услуга рассчитана на тех, кто не уверен в проезде по диагностической линии или просто предпочитает доверить процесс прохождения опытным специалистам. Водитель может передать машину инженеру и, расположившись удобно на диванчике, наблюдать за проверкой через трансляцию на экране.
— Доступна и платная услуга «Комфортный техосмотр». В этом случае к вам подъедут сотрудники станции, заберут у вас авто и отвезут его на получение «дозвола», а вы сможете не отрываться от работы или других занятий. Стоимость услуги — 155 BYN для регионов и 195 BYN для столицы.
Спорный вопрос
— Бывает, клиенты не согласны с результатами проверки. Как обеспечивается точность диагностики?
— Показания экологических параметров и тормозного стенда автоматически фиксируются и напрямую передаются в базу данных, исключая возможность вмешательства со стороны сотрудников. Есть и визуальные проверки, например, тестер люфтов, но для объективности весь процесс контролируется пятью камерами, которые фиксируют каждую деталь. Записи сохраняются в базе, и инженеры прекрасно понимают, что прозрачность работы — это гарантия их профессиональной репутации.
— Кроме того, по требованию Минтранса РБ ведётся аудиозапись общения с клиентами. Это дополнительная мера, которая помогает исключить недоразумения и подтверждает корректность действий сотрудников.
— Конечно, иногда встречаются спорные ситуации. Бывает, что владелец автомобиля категорически не согласен с результатами проверки (например, по тормозам или люфту в рулевом управлении). В таких случаях задача станции — не просто озвучить результат, а убедить клиента в его объективности!
— Инженеры при необходимости приглашают владельца к смотровой канаве и показывают проблему наглядно. Такой подход исключает сомнения и позволяет каждому водителю уехать со станции с полной уверенностью в том, что его автомобиль проверен в соответствии с технологией проведения гостехосмотра, — говорит начальник технического центра.
— Какими специалистами укомплектован коллектив станции?
— Согласно требованиям Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь, все инженеры должны иметь высшее или среднее специальное образование по группе специальностей «Автомобили, тракторы, электрические и автономные транспортные средства» и раз в пять лет проходить обязательное повышение квалификации. Для этого в Минске организуются специальные курсы, где сотрудники изучают порядок проведения технического осмотра и получают соответствующие свидетельства.
— Часть специалистов уже имела опыт работы в этой сфере и хорошо знала направление, другие пришли впервые, но все без исключения прошли обучение на базе БНТУ.
Январь будет жарким!
На новой станции техосмотра предусмотрена возможность записи онлайн. На сайте предприятия размещена полная информация о работе всех станций УП «БЕЛТЕХОСМОТР» (в настоящее время их 18 в стране). Любой автовладелец может выбрать удобное время и записаться на прохождение техосмотра. При этом сохраняется и традиционный вариант — можно просто приехать без предварительной записи.
— Если на одно время приезжают клиент по записи и клиент по живой очереди, приоритет всегда отдаётся тому, кто записался заранее. Чтобы избежать недоразумений, в зале размещена информация о состоянии записи, и каждый посетитель может убедиться, что очередь формируется честно и прозрачно.
Что касается первых отзывов о нашей работе, то они оказались исключительно положительными. Уже есть благодарственные записи в книге замечаний и предложений, а также благодарности на сайте.
— Наблюдается ли сезонность в прохождении процедуры техосмотра?
— Ярко выраженной сезонности нет. Конечно, у некоторых водителей есть свои привычки: кто-то предпочитает проходить линию летом, чтобы не совпадать с периодом «переобувки», кто-то приезжает сразу после окончания срока действия предыдущего разрешения. Но в целом поток распределяется достаточно равномерно.
— Исключением стал январь 2022 года, когда после отмены проверки госпошлины при проведении техосмотра на всех станциях страны наблюдался настоящий ажиотаж. Тогда количество клиентов резко выросло, и работа шла в крайне напряжённом режиме. Именно поэтому январь уже традиционно считается месяцем повышенной нагрузки, и станции заранее готовятся к возможному наплыву.
— До изменений в законодательстве владелец обязан был пройти техосмотр в течение месяца, указанного в карточке разрешения. Например, если срок заканчивался 1 декабря, то до конца декабря водитель должен был пройти проверку.
— Сейчас правила изменились: в разрешении фиксируется конкретная дата, и именно на неё нужно ориентироваться. То есть если техосмотр пройден 24 ноября, то в следующем году его необходимо пройти до 24 ноября включительно. Для автомобилей старше 10 лет это особенно важно, так как сроки становятся более жёсткими.
Неисправность тормозной системы — это 50% отказов в получении «дозвола»
— Какие причины отказа ТС в допуске к участию в дорожном движении наиболее распространённые?
— Наиболее частая причина непрохождения техосмотра связана с тормозной системой — около половины всех выявленных неисправностей приходится именно на этот фактор. Это неудивительно, ведь исправные тормоза являются первоочередным условием безопасности, и малейшие отклонения сразу фиксируются.
— Второе место занимают проблемы с рулевым управлением. Водитель может не почувствовать вибрации или другие признаки неисправности, но на станции техосмотра всё проверяется объективно: на тестере люфтов выявляют все отклонения и люфты в соединениях. Таких случаев немало: примерно 15—20% от общего числа отказов.
— Значительную долю составляют и нарушения, связанные с осветительными приборами. На рынке появилось множество фирм, предлагающих осветительные приборы, которые не соответствует стандартам. Например, так называемые тюнингованные фары становятся причиной отказа в получении «дозвола» довольно часто.
— Отдельная категория отказов связана с экологическими показателями. Проверка уровня выбросов проводится в соответствии с установленными требованиями, результаты измерений передаются в базу данных в автоматическом режиме, — отмечает Анатолий Дробов.
— По статистике октября, неисправности элементов ходовой части составили около 3,6% от общего числа отказов. Для сравнения: на тормозные системы приходится 41,5%, а на внешние световые приборы — 24,3%.
От солнцезащитных козырьков до зеркал заднего вида
На новой станции в Гомеле отказы получили около десяти автомобилей. В основном это грузовые машины и прицепы к ним, где основная проблема заключалась в неисправности тормозной системы.
— Если рассматривать этот вопрос шире, то по республике в среднем около 15% транспорта сталкивается с отказами. Однако точные цифры колеблются: например, за октябрь было зафиксировано 13,6% случаев несоответствия — это примерно 21 тысяча автомобилей.
— Что касается различий между юридическими и физическими лицами, официальной статистики нет. Но логика проста: около 80% всех клиентов — это частные владельцы, поэтому именно среди них больше отказов. При этом юридические лица обычно относятся к техосмотру более ответственно: перед визитом они стараются проверить и подготовить автомобили, чтобы избежать проблем. Среди частных владельцев всё зависит от отношения к машине: кто-то заранее уделяет внимание состоянию, а кто-то приезжает как есть, и тогда вероятность отказа выше.
— Отдельная тема — состояние шин. Бывает, что автомобиль не проходит гостехосмотр из-за изношенного протектора. В октябре такие случаи составили около 2,6%. Проверка начинается визуально: новые шины легко определить по индикаторам износа. Но если возникают сомнения, инспекторы используют специальные измерительные инструменты, чтобы объективно оценить глубину протектора.
— А что скажете насчёт газового оборудования?
— Случаи отказа по ГБО действительно бывают, если дополнительное оборудование не соответствует требованиям.
Так, при проверке специалисты требуют наличие паспорта на баллон. Это обязательный документ, подтверждающий его пригодность и безопасность. Кроме того, проводится контроль герметичности системы. Для этого применяется специальный прибор — течеискатель, который фиксирует утечки газа.
Если прибор показывает утечку газа, автомобиль автоматически получает несоответствие и не допускается к проведению гостехосмотра на диагностическую линию.
Почему слепят фары?
— Ещё одна распространённая проблема — это слепящий свет фар. Вы уже упоминали это и сами. Но какая работа ведётся в отношении таких авто?
— Сегодня вопрос с фарами действительно стал одной из самых актуальных проблем. Многие владельцы покупают яркую светодиодную оптику, которая кажется удобной для них самих, но при этом ослепляет встречных водителей.
— Как мы поступаем в подобных ситуациях? Специалисты станции стараются объяснить владельцу проблему и предложить варианты решения: от регулировки до замены лампочек или фар. Основная рекомендация проста: привести световую систему в порядок, чтобы она соответствовала требованиям и не создавала опасности на дороге.
— Как обстоят дела с откровенно ржавыми автомобилями в регионе? Что можете сказать насчёт таких машин?
— Иногда на нашей станции действительно встречаются автомобили, которые внешне выглядят угрожающе: кузов покрыт ржавчиной, металл буквально осыпается, и создаётся впечатление, что любой кусок может отвалиться прямо на дороге. Раньше такие машины могли получить отказ в прохождении техосмотра и действовали нормы по состоянию кузова. Если выявлялась сквозная коррозия или значительные внешние повреждения деталей кузова, автомобиль не допускался к эксплуатации.
Техосмотр старых машин в Беларуси: на каких принципах строится и будут ли изменения?
— Однако после введения требований технического регламента Таможенного союза ситуация изменилась. С этого момента станции лишились права отказывать по причине сквозной коррозии или плохого внешнего состояния кузова. Теперь проверка сосредоточена на технических системах, влияющих на безопасность движения: тормозах, рулевом управлении, световых приборах, экологических показателях.
— Поэтому даже если машина выглядит крайне изношенной, но формально соответствует техническим требованиям, станция не может отказать в выдаче разрешения.
Перед покупкой авто — на станцию техосмотра!
— Недавно была анонсирована новая услуга — на отдельных станциях УП «БЕЛТЕХОСМОТР» можно будет проверить авто до продажи. Что представляет собой эта услуга?
— Услуга комплексной (предпродажной) диагностики помогает автовладельцам оценить техническое состояние авто перед его покупкой или в процессе эксплуатации. В рамках услуги специалисты проводят полный комплекс проверок, предусмотренный при гостехосмотре, а также компьютерную диагностику. Автовладельцу также выдаётся история о прохождении техосмотра и установленном при его проведении пробеге.
На станциях «БЕЛТЕХОСМОТР» теперь можно за отдельную плату проверить машину перед покупкой
— Дополнительно проводятся проверка тормозной жидкости, аккумулятора и оценка состояния несущих элементов кузова. Клиент получает максимально объективную картину технического состояния машины.
После ознакомления с протоколом покупатель может принять решение. Такая услуга доступна не только на нашей станции в Гомеле, но и на других диагностических станциях УП «БЕЛТЕХОСМОТР». Со списком станций можно ознакомиться на сайте предприятия.
— Что бы вы посоветовали белорусам как сотрудник диагностической станции?
— Перед тем как отправляться на станцию, важно не относиться к процедуре легкомысленно. Водитель должен понимать, что проверяется не только ради формальности, но и ради безопасности — своей и окружающих.
Полезно заранее открыть правила дорожного движения: там есть отдельная глава, посвящённая техническим неисправностям, с которыми запрещено выезжать на дорогу. Это поможет не только подготовиться к техосмотру, но и избежать опасных ситуаций в повседневной эксплуатации автомобиля.
— Но самое главное — это отношение самого владельца. Если у человека есть чувство ответственности и понимание, что исправный автомобиль — это гарантия безопасности для него и других участников движения, то подготовка к техосмотру становится естественной частью заботы о машине. В этом случае знание техники вторично: важнее осознанность и желание поддерживать ТС в надлежащем состоянии.
Если вы владеете автобизнесом и у вас есть интересная история о его развитии — поделитесь ею с нами! Напишите на news@av.by и укажите название студии, город, специализацию и всё, что считаете важным. Мы с удовольствием познакомимся с вашей историей и расскажем о вас нашим читателям.
Фото: Анна Пащенко, архив av.by