Прошедший 2025 г. стал годом активного инвестора – привычные стратегии «купил и держи» работали слабо, хорошую доходность приносили преимущественно спекулятивные идеи, сообщил в интервью «Ведомости. Капиталу» президент – председатель правления финансовой группы «Финам» Владислав Кочетков. Также он рассказал об основных ошибках розничных инвесторов, успехах алгоритмистов, перспективах перетока капитала с депозитов на биржу при снижении ключевой ставки и дал прогнозы на 2026 г.
– Многие розничные инвесторы жалуются, что уходящий год оказался не очень удачным. Это действительно так?
– Возможно, у кого-то из инвесторов действительно есть такое ощущение. Но наши ощущения – штука субъективная. В течение года на рынке было много идей, больше спекулятивных, но позволявших заработать. Да, классическое инвестирование «купил и держи», индексные инвестиции отработали в 2025 г. слабо. Но консервативные инвесторы могли обыграть индекс, просто вложившись в фонды денежного рынка, а это сейчас, наверное, наиболее консервативное размещение капитала. Неплохо заработали облигационные портфели, от облигаций федерального займа (ОФЗ) до высокодоходных облигаций.
Хотя, безусловно, рынок в 2025 г. был рынком активного инвестора. Разного. Возможности были и для профессионалов, которые занимаются высокочастотной торговлей и арбитражем, и для начинающих, которые заходили в позицию на пару недель, не забывая ставить тейк-профиты (отложенная заявка, которая выставляется заранее, чтобы в случае роста рынка зафиксировать прибыль по бумаге. – «Ведомости. Капитал») и стоп-лоссы (отложенная заявка на бирже, которая выставляется заранее, чтобы ограничить убытки по сделке, если цена актива достигнет заданного уровня. – «Ведомости. Капитал»).
Если говорить о нашей клиентской базе, то средняя доходность по портфелям составила порядка 20% годовых. Понятно, что есть те, кто заработал тысячи процентов, есть те, кто отдал рынку большую часть капитала. И да, доходность по депозиту, пожалуй, была сопоставимой или даже более высокой. Но то было уникальное время сверхвысокой ключевой ставки, с депозитами вообще немногие могли конкурировать.
«Качественные алгоритмисты получают доход на уровне 60–80% в год»
– Что вы считаете главными ошибками инвесторов в 2025 г.? Где эти ошибки были заметнее всего?
– Ошибки от года к году не меняются. Ничто так хорошо не делает из спекулянта долгосрочного инвестора, как фанатичная вера в ту или иную инвестиционную идею: с усреднением, а иногда и с использованием долгового капитала. Люди все так же отыгрывались, пренебрегали базовой гигиеной риск-менеджмента, делали ставку на одну бумагу вместо диверсификации. В общем, нестареющая классика.
Хотя есть и определенные новации. Например, в принятии решения все большую роль играют рекомендации из интернета, от блогеров. И среди них есть очень крутые специалисты, которых действительно нужно слушать. Но есть и откровенные дилетанты, инфоцыгане без реального инвестиционного опыта. К сожалению, как раз они нередко привлекают к себе начинающего инвестора, который затем теряет деньги.
Еще одна заметная тенденция – значительный интерес к высокодоходным облигациям. Их в зарубежной практике еще называют мусорными. И продаются они чаще всего через активный маркетинг с привлечением тех самых инфлюенсеров. Рост дефолтности в конце года заметно ударил по портфелям инвесторов. Но тут тоже есть понятная стратегия – это бумаги не для длительного удержания. Их сложно анализировать даже профессионалам, но они дают высокий доход в моменте. Самая простая стратегия – вход на первичном размещении и удержание до первого купона, в этот период риск дефолта минимален, а доходность может получиться заметно более высокой, чем ставка по депозиту.
– Какие инвесторы в 2025 г. оказались наиболее успешными? На какой рынок ориентированные?
– На волатильном, без выраженного тренда рынке больше всего зарабатывают алгоритмические стратегии, торговые роботы, которые получают доход от любого небольшого движения вне зависимости от его направления. Качественные алгоритмисты получают доход на уровне 60–80% в год. Сопоставимые, хотя и скорректированные на дополнительные комиссии результаты можно получить за счет вложения в алгоритмические фонды, их пока не так много, но только в нашей линейке есть уже пять, причем как с рублевой, так и с валютной доходностью.
Но это если говорить о России. Квалифицированным инвесторам, работающим через «Финам», доступны и иностранные торговые площадки – США, континентальный Китай, Гонконг, Япония. Там чуть-чуть другая жизнь: сотни инвестиционных идей, новые исторические максимумы. Но все-таки массовому инвестору доступна только Россия, так что говорим преимущественно про нее.
– Получается, наиболее успешные стратегии были у алгоритмистов?
– Совершенно верно. Алгоритмисты – очевидные лидеры рынка. Даже самая простая стратегия по арбитражу срочного и спотового рынка могла принести очень неплохой доход. Если взять более массовый сегмент, то наиболее стабильно зарабатывали облигационные портфели.
«Снижение ставок по депозитам неизбежно приведет к перетоку капитала на фондовый рынок»
– А какие стратегии, реализованные в 2025 г., могут принести хороший доход в будущем?
– Давайте не будем забывать, что 31 декабря 2025 г. жизнь не заканчивается. И потому многие сформированные сейчас портфели из «голубых фишек» (акции крупнейших, наиболее стабильных и прибыльных компаний на фондовом рынке. – «Ведомости. Капитал»), которые по итогам года могли оказаться в минусе, вполне способны реабилитироваться в 2026 г. Снижение ставок по депозитам неизбежно приведет к перетоку капитала на фондовый рынок, бенефициарами чего выступят те же дивидендные акции. Также можно ожидать роста спроса на облигации, это, скорее, выразится в росте ликвидности, что тоже хорошо – по многим интересным бумагам мы все еще видим пустые стаканы.
– Много ли инвесторов до сих пор интересуется опцией доступа к мировому рынку?
– Это очень ограниченный рынок. Иностранные бумаги доступны исключительно квалифицированным инвесторам, требования к которым со стороны ЦБ стабильно растут и уже находятся на околозапретительном уровне. Плюс, конечно, нельзя отрицать геополитические риски, которые очень сложно прогнозировать. Но, несмотря на это, каждый пятый «квал» в нашей базе проявляет интерес к иностранным ценным бумагам. Интерес понятный – тысячи бумаг, десятки отраслей, можно вложиться и в дивидендную компанию из американского здравоохранения, и в плечевой биржевой инвестиционный фонд на биткойн, можно зарабатывать на экономике Южной Кореи или на глобальных биотехнологиях. Инвестору свойственно хотеть большего, а большее в плане трейдинга – это крупнейшие международные биржи.
– Изменился ли в прошлом году рынок российский брокерских услуг?
– Радикальных изменений не произошло. Рынок пережил вторжение государственных банков, которые заняли важное место в экосистеме. Теперь с интересом смотрим, как проявят себя маркетплейсы. Конечно, участники рынка постоянно выкатывают новые продукты, появляется все больше решений на основе искусственного интеллекта, но пока это не привело к какой-то революции. Да, появились легальные производные на криптовалюты, стало намного больше биржевых фондов, алгоритмические стратегии стали доступнее для рядового инвестора, регулирование привычно неуверенно балансирует на грани жесткости и жестокости. Но это воспринимается (как минимум изнутри) как некий органический процесс. Возможно, это связано с тем, что российский рынок сейчас – один из самых конкурентных и технологичных в мире, с хорошим ассортиментом инструментов и большим потенциалом роста. Для него инновации – естественный процесс. То, что для медленной и консервативной Европы могло бы показаться большим взрывом, для нас просто органическое развитие.
– Чувствуете ли вы приток новых денег от розничных инвесторов, о котором рапортовал ЦБ? Как эти «новые деньги» ведут себя? Куда чаще всего направляются?
– Да, можно говорить об активизации розничных инвесторов в последние месяцы года, средств на брокерские счета поступает больше. Чаще всего они идут в те же облигации, биржевые фонды. Если говорить о более крупном капитале, то он значительно толерантнее к риску. Например, мы наблюдаем всплеск спроса на pre-IPO, особенно с громкими именами. Такие бумаги, как Anthropic, Circle, не только распродаются большим объемом буквально за несколько часов, но и приносят своим инвесторам трехзначную валютную доходность.
– В 2025 г. рынок пережил самый длинный период высоких ставок за последние годы. Как это изменило инвестиционные горизонты клиентов?
– Если говорить об инвесторах, которые выбирают депозиты, то их горизонт понятен: квартал, полгода, год. На бирже все более дифференцировано. Конечно, розничный инвестор сейчас редко формирует портфель на годы, рынок слишком изменчив, ситуацию в экономике сложно предсказать даже на месяц, а три года – это полная неопределенность. Хотя крупные инвесторы смотрят в будущее более уверенно. Это подтверждается хотя бы спросом на дальние ОФЗ в начале года. Они покупались надолго, как способ зафиксировать высокую доходность на период низких ставок, к которому мы медленно, но продвигаемся.
«Индекс Московской биржи может вырасти на 20–25%»
– Каковы вообще экономические тренды 2026 г.? Чего от него ждать?
– Не люблю прогнозы. Моя задача как менеджера – сформировать линейку продуктов, которые позволят клиентам зарабатывать в любой рыночной ситуации. Но, как мы все понимаем, в 2026 г. жизнь не начнется с нуля, продолжатся тенденции текущего года. А в этот период рост российской экономики резко замедлился, что регуляторы называют «плановым охлаждением», необходимым для снижения инфляции. Ослабление роста связано с эффектами жесткой денежно-кредитной политики, крепким курсом рубля и негативным влиянием на экспорт мировой конъюнктуры цен и санкций. В итоге в следующем году мы ждем роста ВВП на уровне 1–1,2%, снижения инфляции до 5–5,5% и ключевую ставку в 12–13%. При этом индекс Московской биржи может вырасти на 20–25%, золото – на 30%. Так что будут хорошие инвестиционные идеи даже при дешевых депозитах и медленной экономике. Рынку есть что предложить инвесторам в 2026 г.
– Какие советы могли бы дать инвесторам? Идти ли в иностранные инструменты? Оставаться ли в российских? Какова будет лучшая стратегия на следующий год?
– Как я уже говорил, иностранные ценные бумаги сейчас доступны только для квалифицированных инвесторов, работать с ними может далеко не каждый. Хотя, конечно, это интересный и емкий рынок. Основная масса инвесторов может работать только с ценными бумагами, которые обращаются внутри РФ. Но и его возможностей более чем достаточно. Мне кажется, что стоит обратить внимание на все еще дешевые дивидендные бумаги, а также на компании, ориентированные на внутренний рынок.
– Ожидаете ли вы в следующем году по мере снижения ключевой ставки перетока средств на фондовый рынок? Почему?
– Снижение ключевой ставки – это снижение ставки по депозитам. Они начнут заметно уступать по своей доходности инструментам фондового рынка, тем же облигациям, доходность по которым снижается с определенным отставанием. Как результат, приток средств будет, причем они постепенно перераспределятся из инструментов долгового рынка в акции.
Подпишитесь на «Ведомости» в Telegram
Читайте также:
Жительницу Донецка задержали за призывы к терроризму и шпионаж
На фронте убит ответственный за вторжение в Брянскую область лидер РДК Капустин
Второй сезон «Ландышей», «Очень странные дела» и еще семь сериалов на Новый год