1. Текст 1.
Карл Хайнрих Маркс: «Свободное время — пространство развития человека».
К. Х. Маркс (1818.05.05 — 1883.03.14)...
2. С этим нетрудно согласиться.
Но следует учесть: в этой диалектике пространства и времени в отличие от трёхмерного пространства уже одномерное время функционально пространственно, однако, будучи одномерным, время «затратно», то есть протекает, и протекает необратимо. Во времени невозможно переместиться по всем шести ортогональным направлениям, ни даже «пойти на все четыре стороны». Движение по линии времени физически возможно только вперёд с неизбежной тратой при этом конечного и где-то ограниченного времени жизни человека. Движение по линии времени умственно возможно и назад, и вперёд, ум позволяет и стоять на месте (пребывать в настоящем) с неизбежной, однако, тратой при этом конечного и где-то ограниченного времени жизни человека.
Ясно, что развитие человека возможно только в то время, когда он ничем другим не занят и может обратить внимание на самого себя, взять себя как предмет развития и приняться изменять этот предмет. Условием и пространством этого развития будет свободное время.
3. Но и пространство — отнюдь не рептильная категория в развитии человека. Уже одно то, что для развития человека необходимо времени отождествиться с пространством, дружно говорит, что пространство — не временное, а вечное условие развития человека, и, кстати, не только развития, но и самого человеческого бытия.
Свобода человека, неважно — для развития или свития она используется, есть прежде всего пространственная категория, степени свободы движения физического тела рассматриваемы и определяемы в пространстве. А в применении к человеку стоит сказать, что прикованный к постели больной, сколь ни отпущено ему судьбой свободного времени, именно по пространственной слабости полнокровно развиваться не сможет. То же и с человеком, закованным в кандалы, или даже пребывающим раскандаленным в камере-одиночке того или иного пенитенциарного учреждения.
4. Хотя и заверяют революционеры в один голос, что тюрьма и ссылка — школа жизни, школа развития, школа учёбы и овладения знаниями, но поскольку они на свободе, «на воле» не учат себя, не овладевают знаниями, не развивают себя, не живут своей жизнью, а для всего этого отрицаемого им потребны ссылка да тюрьма, постольку на свободе они занимаются чёрте чем, существуют на фу-фу.
Для подобных персон формула К. Х. Маркса получает дополнительно к квантору существования оператор отрицания: «Несвободное время — пространство развития человека-извращенца».
5. Не сказать опасность, но необходимые свойства и свободного времени человека, и его пространственной нестеснённости таковы, что их нельзя человеку регламентировать, так сказать вкрутить человека в режим развития, как электролампочку, а он де тут же и засияет.
Он сам свободно распоряжается свободным временем, на то оно и свободное. И он же сам идёт куда хочет в свободном пространстве, на то оно и свободное.
(1) Добро, если столь свободный человек уже постиг эйдос своей личности и способен неустанно приближаться к нему для полного отождествления.
(2) Хуже, когда от идеального лика его личности до человека доходят только отблески и тени. Тогда он мечется по миру, «путешествует», забивает голову не собой самим, а египетскими пирамидами, тайскими пляжами и турецкими дёнер-кебабами.
(3) Гораздо хуже, когда человек совсем себя не знает и в свободное время мучается от этого самоневежества да ещё разве что сильно напивается для спасительного забытья «расслабления».
Но все эти оценки, — (1) хорошо, (2) хуже, (3) совсем худо, — внешние, идущие от внешнего созерцающего сознания. И они лишь свидетельствуют сознанию созерцающего — ты бы вот по второму и третьему пути не ходил бы… Для самого свободного человека, пребывающего, глядя со стороны, в первом, втором или третьем статусе, всё может быть не так расчислено и не так разлиновано. Его самооценки могут быть совсем другие. Пример революционеров, ценящих тюрьму, каторгу и ссылку за возможность саморазвития, весьма нагляден.
6. Но бывает, что обстоятельства складываются менее радикально, однако всё же стеснённо, но лишь в этих условиях личность оказывается способна к продуктивному творчеству.
Утренним самоободрением к творчеству у Людвига фан Бетхофена (1770.12.16 — 1827.03.26): было опускание своей косматой головы в таз с ледяной водой. И поскольку он, отфыркиваясь и отряхиваясь как ньюфаундленд, заливал соседей снизу, хозяин дома брал с этого постояльца-ихтиандра плату большую, чем обычно.
Вспоминается также, что Франц Петер Шуберт (1797.01.31 — 1828.11.19) множество своих великолепных мелодий извлёк, вращая рычаг ручной мельницы для кофе и прислушиваясь к звукам, издаваемым этой кофемолкой.
Говорят, Пётр Ильич Чайковский (1840.05.07 — 1893.11.07) любил запах прелых опавших листьев, прея, они как-то инициировали его музыкальную фантазию.
Л. ф. Бетхофен...
Ф. П. Шуберт...
П. И. Чайковский...
7. Текст 2.
Мне писалось лучше в поездах —
В тамбуре набитой электрички.
В самых неожиданных местах,
В силу вкоренившейся привычки.
В час, когда купать детей зовут.
Иль в аптеке покупаешь мыло.
В кассу стать бы надобно — а тут
Сладко вдруг под вздохом защемило!
Мне писалось лучше у врача,
В миг, когда сидел я, раскрывая
Рот,
рукою между тем ища
Карандаш в кармане…
И живая
Та строка, что мне являлась там,
Где вовек не сыщутся чернила,
Из глубоких будней к высотам,
Как в горах тропинка,
уводила.
Винокуров, Е. М. Характеры. Новые стихи. М.: «Советский писатель», 1965. С. 59.
Евгений Михайлович Винокуров (1925.10.22 — 1993.01.23)...
8. Должно быть ясно, что в случаях таза с ледяной водой, кофейной мельницы, прелых листьев или «тамбура набитой электрички» работают мифемы, проникшие в плоть и кровь личности. Миф — это перенос человеческого, иногда — слишком человеческого, на природное, и по строению и плоти — не человеческое, но потом вернувшееся к человеку и живущее с ним, живущее в нём. Мифемы — это отдельные, относительно самостоятельные части мифа, совокупность мифем — миф эмпирической повседневности, миф сущей обыденности.
Проникнута мифами и наука, даже так называемая строгая, — самая строгая!, — наука — физико-математическая. Когда абсолютные и безотрывно-присосавшиеся к алтарю служители культа теории относительности и её попутно-релятивного Бога Альберта Айнштайна (1879.03.14 — 1955.04.18) говорят об искривлении пространства-времени и ткани пространства-времени, они, несомненно, пускают в ход свои религиозные мифемы: искривления того, в чём нечему искривляться, пространство и время — это пустота и длительность; и заполнения пустоты и длительности материей, тканью, хотя никакой материи пространству и времени как таковым самими релятивистами не полагается, материя попадает в уже искривлённое, правда её, материи, собственной гравитацией, пространство-время.
А. Айнштайн...
9. Если же пространство и время совершенно прозрачны для человека и целиком доступны человеку, то они суть идеальные условия развития человека. Разумеется, свободного развития. Уж в них-то человек на радостях и распляшется. И... и распояшется!..
2025.12.26.