Найти в Дзене
Час Совы

Любовь и ненасилие. Несколько фактов из биографии Махатмы Ганди (по книге Александра Горина).

Эпиграф «Родители учили Мохандаса, что на свете нет ничего выше истины, что непричинение вреда всему живому на Земле есть высшая добродетель» (Александр Горев «Махатма Ганди»). Введение. Эта статья- обзор книги Александра Горева «Махатма Ганди» М. «Международные отношения» 1989 г. Герой исследования – политический деятель, духовный лидер и один из руководителей борьбы индийцев за независимость Махандас Карамчад Ганди (1869-1948 г.). После прочтения новостей и постоянного внимания к теме войны и насилия захотелось чего-то доброго –любви и миролюбия. Вот и вспомнил о Ганди. Тем более, что раз уж пришел возраст переосмысления смыслов и ценностей то обращение к индийской духовной культуре олицетворением, которой стал Ганди более чем уместно. «В.И. Ленин считал, что Ганди как вдохновитель и вождь массового движения был революционером». Можно и так сказать, действительно революционером, поскольку выступал за реализацию принципов предлагавших глобальное качественное изменение модели цивилиза
рисунок на обложке книги
рисунок на обложке книги

Эпиграф

«Родители учили Мохандаса, что на свете нет ничего выше истины, что непричинение вреда всему живому на Земле есть высшая добродетель»

(Александр Горев «Махатма Ганди»).

Введение.

Эта статья- обзор книги Александра Горева «Махатма Ганди» М. «Международные отношения» 1989 г.

Герой исследования – политический деятель, духовный лидер и один из руководителей борьбы индийцев за независимость Махандас Карамчад Ганди (1869-1948 г.).

После прочтения новостей и постоянного внимания к теме войны и насилия захотелось чего-то доброго –любви и миролюбия. Вот и вспомнил о Ганди. Тем более, что раз уж пришел возраст переосмысления смыслов и ценностей то обращение к индийской духовной культуре олицетворением, которой стал Ганди более чем уместно. «В.И. Ленин считал, что Ганди как вдохновитель и вождь массового движения был революционером». Можно и так сказать, действительно революционером, поскольку выступал за реализацию принципов предлагавших глобальное качественное изменение модели цивилизационного развития. Но в отличии от большевиков Махатма был мирным «воином»: «Люди называют его Махатма-Великая душа. Ему это не нравится: он не любит громких слов и не считает себя ни великим мыслителем, ни ученым, ни вождем. Он резко протестует, когда имя Махатма вызывает в умах простых индийцев представление о нем как о посланце божьем, как святом, который будто бы способен творить чудеса и один в состоянии взять на себя заботу об окружающих». Он всегда говорит правду, лишен зависти и других человеческих пороков. Исходил пешком всю Индию и разговаривает на всех существующих в стране языках. В питании более чем скромен –только вегетарианская пища и вода (никакого молока или чая).

Ганди у своего дома
Ганди у своего дома

1.

Ганди как политик и духовный лидер. Кратко об особенностях мировоззрения Махатмы Ганди: отношение к национализму и войне.

1.1 Особенность национализма Ганди – благо всего человечества!

Служение Индии –служение людям всей земли. Вот что говорил сам Ганди: «Национализм в моем понимании означает, что моя страна должна обрести свободу, что, если нужно, вся моя страна должна умереть, чтобы человечество могло жить…». Цель человечества –единение, т.е. создание федерации дружественных стран и народов. «Целью государств мира, считает он, должна стать не изолированная независимость, а добровольная и благотворная взаимосзависимость их дружественное и тесное сотрудничество во имя всей цивилизации».

1.2. Закон ненасилия против закона войны.

2.1 В 1899 году Англичане начали войну против буров (потомки голландских колонистов). Надо заметить, что буры были ничем не лучше англичан и обе стороны воевали за господство в регионе и возможность эксплуатировать местное население и ресурсы. «Когда, например, депутация индийцев обратилась к президенту бурской республики Трансвааль Крюгеру с просьбой предоставить им некоторые гражданские права, тот ответил, что они по самому своему рождению должны находиться в рабском услужении у европейцев». Ганди оказался перед выбором: правда была на стороне защищавшихся буров, но как британский подданный он обязан выступить на стороне развязавших войну. И тогда был найден компромисс, Ганди решает не убивать, а спасать: «Он формирует санитарный отряд, состоящий из 300 свободных индийцев и восьмисот законтрактованных рабочих. Несмотря на большие потери, отказавшись от личного оружия, санитары отряда во главе со своим командиром под пулями и артиллерийским огнем выносят с поля боя раненных солдат и офицеров». После победы Англии реки золота потекли в лондонские банки из Южной Африки, а герой войны Мохандас Ганди осознав, что свободу и равенство угнетенным жителям колоний, метрополия добровольно не подарит решает вернуться на родину и продолжить борьбу. «Прощание было трогательным. Индийцы Наталя буквально засыпают Ганди щедрыми подарками, среди которых дорогие изделия из золота, серебра, бриллиантов». Но тщетной оказалась надежда его любимой жены и верного друга Каструбай, что наконец-то с нищетой покончено- Ганди решает отдать сокровища индийской общине. «Я твердо придерживаюсь мнения, что человек посвятивший себя служению обществу, не должен принимать дорогих подарков».

1.3 Ганди о последствиях атомной бомбардировки в Хиросиме и Нагасаки.

6 и 9 августа 1945 г. США нанесли атомный удар по Хиросиме и Нагасаки.

В эти дни состоялась беседа Ганди и Джавахарлалом Неру ( с 1947 г. первый премьер-министр Индии)

«Что Вы думаете об атомных бомбах, которые американцы обрушили на головы беззащитных людей? Куда заведет человечество это сатанинское оружие?- спросил Ганди, озабоченно глядя на Неру. И не дождавшись ответа снова заговорил: Война, насилие порождают еще большее насилие. Люди лишились разума и вместо любви в их сердцах поселились ненависть и страх. Если они не откажутся от своего пристрастия к науке убивать, на земле неминуемо наступит Судный день и человечество погибнет. Только политика ненасилия может отвратить человечество от всеобщей беды». В резолюции возглавляемого Ганди Индийского национального конгресса (сентябрь 1945 г.) говорилось, что: «Появление атомной бомбы в качестве оружия войны с ее чудовищной разрушительной силой уже выявило кризисные явления, проявившиеся в аморальных, самоубийственных сторонах современной политической экономической и духовной структуры мира. Цивилизация, вероятно уничтожит себя, если она не откажется от империалистических, стяжательских тенденций и не будет основываться на мирном сотрудничестве свободных наций и на поддержании достоинства человека»

2

Ганди –человек и политик.

2 октября 1945 г. Ганди исполнилось 76 лет. По случаю дня рождения Джавахарлал Неру написал: «В нашем мире ненависти крайнего насилия и атомной бомбы этот миролюбивый человек доброй воли стоит стороной и бросает ему вызов. В стяжательском обществе, бешено ищущем новых развлечений и роскоши, он неизменно носит хлопчатобумажную одежду и живет в глинобитной хижине. Он, как это очевидно для всех, не участвует в людском состязании за обладание богатством, властью, силой. Хотя эта власть источается из его добрых, но одновременно и строгих глаз, и эта сила заполняет его слабое, истощенное тело и сообщается другим людям». Однако в молодости Ганди придерживался других взглядов: «Мохандас считал тогда, что быть цивилизованным- значит во всем подражать европейцам: носить их одежду, освоить их манеры, этикет. «На нем был английский костюм- тройка, манишка с накрахмаленным стоячим воротничком, аккуратно завязанный и тщательно подобранный по цвету галстук. Усы, гладкая прическа с пробором придавали молодому человек солидность».

Мохандас Ганди. Фото из книги
Мохандас Ганди. Фото из книги

Именно тогда в молодости в Южной Африке Ганди впервые столкнулся с угрозой расправы за свои политические убеждения. Своими идеями он вызвал ненависть расистов, которые решили его линчевать во время посещения Наталя (колония Великобритании). Когда Ганди прибыл в г. Дурбан и сошел на берег, то толпа разъяренных белых горожан начала его избивать с такой жестокостью, что Мохандас едва не потерял сознание и только вмешательство полиции предотвратило трагедию. Но и в доме друга куда сопроводили Ганди он не был в безопасности: «Вокруг этого дома снова собралась толпа расистов. С наступлением темноты она все увеличивалась. Раздавались крики: Давайте сюда Ганди! По всему было видно, что эти люди решились на самое крайнее. В дом явился старший офицер полиции и предложил Ганди, если тот хочет спасти свою семью, а так же дом и имущество друга, не мешкая бежать». Ганди удалось покинуть дом переодевшись полицейским, но случай вызвал большой скандал в Лондоне. Опасаясь крайнего осложнения обстановки в колониях, министр колоний Великобритании Джозеф Чемберлен распорядился привлечь к ответственности всех участников нападения. Однако, Ганди отказался от возбуждения дела, посчитав бессмысленным наказывать простых исполнителей и оставив без наказания высокопоставленных организаторов линча. Самые важные цели- справедливость и свобода не могут быть достигнуты насилием, наказанием и страхом. «В том, что в обществе царит несправедливость Ганди винит не только «добросовестно заблуждающихся» власть имущих, но и весь народ, который страдает от гордыни превосходства одних людей над другими. В этом, по его убеждению повинны и сами индийцы». Он утверждал, что, древние евреи, считавшие себя избранными Богом были наказаны за гордыню, за это же расплачиваются и индусы, которые причисляли себя к цивилизованным арийцам, а другую часть соотечественников презирали, как людей вне касты.

Публичная порка в Пенджабе 1919 г.. Фото из книги.
Публичная порка в Пенджабе 1919 г.. Фото из книги.

Публичные порки, которые учиняли колонизаторы в 1919 г. –это еще не самое страшное. Например, в апреле 1919 г. в г. Амритсаре были расстреляны жители вышедшие на демонстрацию с требованием освободить двух общественных деятелей- защитников прав индийцев. Хотя демонстрация в общем-то была мирная и местные жители следовали, предложенному Ганди, принципу «сатьяграха»- ненасильственного неповиновения, колонизаторы учинили самую настоящую беспощадную бойню. Этот случай окончательно убедил Ганди и его сторонников, что мирные договоры с колонизаторами невозможны.

3

Заключение

Итак, следует отметить два базовых принципа идеологии Махатмы- это Ахимса –принцип ненасилия и сатьяграха- ненасильственное повиновение, которые были противопоставлены традиционной политике английских колонизаторов, использовавших репрессии, ложь и манипуляции общественным сознанием местного населения.