Найти в Дзене

Бронзовая анималистика Андрея Марца. На выставке «Мир животных в мире искусства»

Каждый раз, бывая в подмосковном городе Хотьково, стараюсь заглянуть в маленький местный музейчик. Причина проста: здешний очаг культуры, работающий на правах филиала Музея-заповедника Абрамцево, постоянно преподносит приятные сюрпризы. Так, год назад яркие впечатления оставила экспозиция фарфоровых изделий фабрики А.Г. Попова. А во время последнего визита довелось посетить интересную выставку «Мир животных в мире искусства». Есть у таких экспозиций одно замечательное свойство – соразмерность. Каждый выставленный экспонат здесь можно рассматривать не спеша, внимательно и пристально, не опасаясь, что голова пойдёт кругом от множества предметов в бесконечной череде залов. По впечатлениям, тон на выставке задавали бронзовые миниатюры Андрея Валериановича Марца (1924-2002). Первозданной силы и мощи дикой природы полон его «Носорог». Полную противоположность ему составляла стая голодных гиен – хищников коварных и трусливых. Силуэт редкой краснокнижной птицы – ходулочника напоминал вонзившую

Каждый раз, бывая в подмосковном городе Хотьково, стараюсь заглянуть в маленький местный музейчик. Причина проста: здешний очаг культуры, работающий на правах филиала Музея-заповедника Абрамцево, постоянно преподносит приятные сюрпризы.

Вид г. Хотьково. Здание музея – справа за ёлкой (ул. Кооперативная, 23)
Вид г. Хотьково. Здание музея – справа за ёлкой (ул. Кооперативная, 23)

Так, год назад яркие впечатления оставила экспозиция фарфоровых изделий фабрики А.Г. Попова.

Зал фарфора А.Г. Попова в музее г. Хотьково
Зал фарфора А.Г. Попова в музее г. Хотьково

А во время последнего визита довелось посетить интересную выставку «Мир животных в мире искусства».

Есть у таких экспозиций одно замечательное свойство – соразмерность. Каждый выставленный экспонат здесь можно рассматривать не спеша, внимательно и пристально, не опасаясь, что голова пойдёт кругом от множества предметов в бесконечной череде залов.

Один из уголков выставочной экспозиции
Один из уголков выставочной экспозиции

По впечатлениям, тон на выставке задавали бронзовые миниатюры Андрея Валериановича Марца (1924-2002).

Первозданной силы и мощи дикой природы полон его «Носорог».

А.В. Марц. Носорог. Бронза, литьё. 1980-е гг.
А.В. Марц. Носорог. Бронза, литьё. 1980-е гг.

Полную противоположность ему составляла стая голодных гиен – хищников коварных и трусливых.

А.В. Марц. Гиены. Бронза, литьё 1970-е гг.
А.В. Марц. Гиены. Бронза, литьё 1970-е гг.

Силуэт редкой краснокнижной птицы – ходулочника напоминал вонзившуюся в землю стрелу с лёгким оперением

А.В. Марц. Ходулочник. Бронза, литьё. 1990-е гг.
А.В. Марц. Ходулочник. Бронза, литьё. 1990-е гг.

Горделивой стати преисполнена африканская антилопа гну

А.В. Марц. Антилопа. Металл, литьё, камень. 1976
А.В. Марц. Антилопа. Металл, литьё, камень. 1976

Безмятежная овечка навевала воспоминания о пасторалях Буше

А.В. Марц. Овца. Металл, литьё. 1980
А.В. Марц. Овца. Металл, литьё. 1980

А с таким кабаном-секачом на лесных тропинках лучше не встречаться

А.В. Марц. Кабан. Металл, литьё, камень. 1980-е гг.
А.В. Марц. Кабан. Металл, литьё, камень. 1980-е гг.

Динамики и острого драматизма полны офорты В.А. Горбатова

В.А. Горбатов. Леопард. Офорт. 1995
В.А. Горбатов. Леопард. Офорт. 1995
В.А. Горбатов. Охота на тигра. Офорт. 1995
В.А. Горбатов. Охота на тигра. Офорт. 1995
В.А. Горбатов. Вожак стаи. 1992.
В.А. Горбатов. Вожак стаи. 1992.

Запомнились оригинальные фигурки А.О. Створы и Г.В. Ямбаршевой

А.О. Створа. Скульптурная композиция «Белый диалог». Фаянс. 2019
А.О. Створа. Скульптурная композиция «Белый диалог». Фаянс. 2019
Г.В. Ямбаршева. Кот. Глина красная, эмаль. 1994
Г.В. Ямбаршева. Кот. Глина красная, эмаль. 1994

Дмитрию Владимировичу Гордову присуще мастерское владение как техникой рисунка, так и фарфоровой пластикой

Д.В. Горлов. Кафский буйвол. Антилопа гну. Графитный карандаш. 1950-60 гг.
Д.В. Горлов. Кафский буйвол. Антилопа гну. Графитный карандаш. 1950-60 гг.
Д.В. Горлов. Зебра. Фарфор. 1990-2000 гг.
Д.В. Горлов. Зебра. Фарфор. 1990-2000 гг.
Д.В. Горлов. Рысёнок. Фарфор. 1990-2000 гг.
Д.В. Горлов. Рысёнок. Фарфор. 1990-2000 гг.

Тронули своей искренней теплотой рисунки и акварели Заслуженного художника России, Лии Владимировны Хинштейн (1922–2013). В годы Великой Отечественной войны она была отважной зенитчицей

Л.В. Хинштейн. Отара. Автолитография. 1983
Л.В. Хинштейн. Отара. Автолитография. 1983
Л.В. Хинштейн. Тузик. Акварель. 1992
Л.В. Хинштейн. Тузик. Акварель. 1992
Л.В. Хинштейн. Фазан и Петушок - золотой гребешок. Киски. Цветной карандаш. 2001-2002 гг.
Л.В. Хинштейн. Фазан и Петушок - золотой гребешок. Киски. Цветной карандаш. 2001-2002 гг.
Л.В. Хинштейн. Гоша. Акварель. 1992
Л.В. Хинштейн. Гоша. Акварель. 1992
Л.В. Хинштейн. Яна и Юкка. Акварель. 1992
Л.В. Хинштейн. Яна и Юкка. Акварель. 1992
Л.В. Хинштейн. Собачка Мачейка. Акварель. 1992
Л.В. Хинштейн. Собачка Мачейка. Акварель. 1992
Л.В. Хинштейн. Волнистые попугайчики. Масляная пастель. 2001
Л.В. Хинштейн. Волнистые попугайчики. Масляная пастель. 2001

Со времён знаменитого Абрамцевского кружка Саввы Ивановича Мамонтова признанным брендом города Хотьково являлась художественная резьба. Напомню, усадьба Абрамцево находится в 1,5 км от центра г. Хотьково

Предметы Хотьковской фабрики художественных изделий. Из собрания Музея-заповедника Абрамцево
Предметы Хотьковской фабрики художественных изделий. Из собрания Музея-заповедника Абрамцево
-26
В выставочном зале
В выставочном зале

Другая самобытная ветвь декоративно-прикладного искусства была представлена Богородской объёмной резьбой (пос. Богородское Сергиево-Посадского района Московской области, в 30-ти км от г. Хотьково)

Н.М. Шипеев. Скульптурная композиция «Упряжка». Богородская объёмная резьба. 1970-е гг.
Н.М. Шипеев. Скульптурная композиция «Упряжка». Богородская объёмная резьба. 1970-е гг.
Н.М. Шипеев. Скульптурная композиция «Лось». Богородская объёмная резьба. 1970-е гг.
Н.М. Шипеев. Скульптурная композиция «Лось». Богородская объёмная резьба. 1970-е гг.
 Н.М. Шипеев. Скульптурная композиция «Случай на охоте». Богородская объёмная резьба. 1978
Н.М. Шипеев. Скульптурная композиция «Случай на охоте». Богородская объёмная резьба. 1978

Выставочную панораму дополняли работы Г.Я. Дегтярёва

Г.Я. Дегтярев. Курица с цыплёнком. Глина красная, цветные глазури. 1990-е гг.
Г.Я. Дегтярев. Курица с цыплёнком. Глина красная, цветные глазури. 1990-е гг.
Павлин
Павлин

Подобно античной Ариадне восседает на спине льва художница Галина Сергеевна Одинокая. Меж тем, фигура льва – своеобразный символ города Хотьково. Царь зверей издавна охранял вход в святую обитель - древний Покровский монастырь, расположенный рядом с музеем.

В.Ю. Котов. Тигр. Глина. 2002
Г.С. Одинокая. Лето в Хотькове. Фаянс. 2016
Г.С. Одинокая. Пошла баба на базар. Шамот. 2017
В.Ю. Котов. Тигр. Глина. 2002 Г.С. Одинокая. Лето в Хотькове. Фаянс. 2016 Г.С. Одинокая. Пошла баба на базар. Шамот. 2017
Скульптура «Лев» неподалёку от музея
Скульптура «Лев» неподалёку от музея

Ещё два симпатичных льва встречают посетителей в зале музея

-35
-36