В 1985 году бывший участник популярных ВИА «Червона рута», «Красные маки», «Самоцветы», певец и композитор Аркадий Хоралов начал сольную карьеру. Спустя 40 лет его дебютную пластинку можно считать эталоном качественной советской поп-музыки середины 1980-х. Даже при отсутствии медийной поддержки альбом «Бесконечность» отвоевал себе место под солнцем — благодаря таланту исполнителя, серьёзной лирике и вкладу феноменальной студийной группы.
- Доступна премиум-подписка! За символическую плату 199 рублей вы можете поддержать канал и получить доступ к эксклюзивному контенту.
За плечами Аркадия Хоралова — работа в легендарных ВИА «Самоцветы» и «Красные маки», десятки популярных песен и долгое творческое партнёрство с поэтом Андреем Дементьевым. Артистичный уроженец Мелитополя и обладатель уникального вокального тембра, он начал восхождение к всесоюзной славе со статуса солиста студенческого эстрадного оркестра, но вскоре был замечен на профессиональной сцене.
В 1974 года Аркадий Хоралов начал выступать вместе с ансамблем Софии Ротару «Червона рута». В этот период он познакомился и начал сотрудничать с поэтом Андреем Дементьевым, который предложил солисту написать музыку для стихотворения «Давай попробуем вернуть».
Войдя в состав «Красных маков», Аркадий Хоралов с удовольствием принял участие в записи диско-альбома «Кружатся диски», аранжировками которого занимался неуёмный поп-визионер Юрий Чернавский. В будущем им ещё предстояло объединиться при создании «Бесконечности»...
К середине 1980-х Аркадий Хоралов был уже состоявшимся музыкантом с богатым опытом. Его композиторский талант был опробован коллективами высшей лиги советской эстрады. Однако, как нередко бывает с авторами, зажатыми форматом больших ансамблей, багаж песен Аркадия Хоралова, скопленный за годы, требовал для себя отдельного внимания и выхода к публике.
Решающую роль в новом карьерном шаге сыграла давняя дружба с поэтом Андреем Дементьевым. Именно Дементьев, услышав материал Аркадия Хоралова, предложил литературную правку и помощь при написании новых стихов. Этот творческий союз привёл к записи полноценного авторского альбома на фирме «Мелодия».
Три композиции из будущего альбома сначала вышли на миньоне, который считался своеобразной «прелюдией» к полновесному релизу. Песни «Заброшенный лес», «Воскресенье» и «Без тебя», попавшие на отдельную пластинку, сами по себе завоевали определённую известность.
В модных синтезаторных аранжировках можно было угадать почерк легенды отечественной звукозаписи — выходца из «Весёлых ребят» Юрия Чернавского, который с головой ушёл в поиски новых синтезаторных звуков и студийное колдовство. В середине 1980-х аранжированные им песни входили в репертуар Аллы Пугачёвой и Михаила Боярского. С экрана они звучали в фильмах Г. Э. Юнгвальд-Хилькевича «Сезон чудес» и «Выше Радуги». Вся страна знала и распевала такие шлягеры, как «Зурбаган», «Белая дверь» и «Робинзон».
Альбом Аркадия Хоралова под таинственным названием «Бесконечность», который вышел в 1985 году, не породил хита подобного масштаба. В интернете можно встретить утверждения, что пластинка разошлась тиражом порядка 3,5 миллионов экземпляров. Для США — самого крупного рынка аудионосителей — это был бы трижды платиновый альбом!
Впрочем, возможно, речь шла не о распроданных, а лишь о напечатанных тиражах. Преувеличением кажутся и заявления о том, что песни Аркадия Хоралова звучали чуть ли не из каждого окна. Вероятно, их популярность разнилась от региона к региону.
Скромно оформленный и выпущенный без поддержки со стороны телевидения и радио альбом «Бесконечность» крупным событием так и не стал, хотя переиздавался несколько раз и, несомненно, запомнился огромному числу слушателей. К нему интересно присмотреться и спустя годы, уже как к подзабытому сокровищу советской поп-музыки.
Лирические стихотворения Андрея Дементьева, полные красивых метафор и светлой грусти, с самого начала задали альбому высокую литературную планку. Возвышенная поэтическая интонация отличает «Бесконечность» от множества других поп-записей того времени. Заглавная композиция — гимн любви, растворённой в каждом мгновении и явлении природы: «Бесконечен этот час, бесконечен этот день, бесконечно всё, что связано с собой...»
Если поэтическую душу альбому сформировал Андрей Дементьев, то его современное, актуальное для середины 1980-х звучание — заслуга блестящего состава музыкантов, собравшихся в студии.
Ключевыми фигурами в создании аранжировок выступили Юрий Чернавский (что отражено на конверте) и Руслан Горобец (его имя появилось на переиздании на компакт-диске) — мэтры популярной музыки, с которыми Хоралов был знаком ещё со времён «Красных маков». В диско-пульсации «Чужого телефона» словно сошлись Джорджо Мородер и Kraftwerk. В рок-н-ролле «Риск» ощутима «нововолновая» энергетика «Банановых островов».
Ритм-секция в лице басиста Сергея Рыжова и барабанщика Юрия Китаева — лучшая в СССР, выходцы из «Динамика», прошедшие школу «Весёлых ребят». Гитарные партии были доверены легендарному Вадиму Голутвину — участнику аккомпанирующей группы Юрия Антонова, который играл в «Добрых молодцах», «Весёлых ребятах» и «Араксе».
Подобный звёздный состав физически не мог сделать работу бледно и казённо. Одно присутствие таких мастеров делает альбом Аркадия Хоралова выдающимся артефактом своего времени. Профессионализм ощутим в каждой детали! Вышедший лишь в переиздании бонус-трек «Дай мне посмотреть в глаза» был записан полноценной группой, и это натуральный, потрясающе техничный джаз-фьюжн с фанковой фразировкой.
Пожалуй, единственный минус пластинки — откровенно скучная обложка. На весь конверт — звёздное небо, в котором открывается окошко в голубое небо... Маленькая фотка исполнителя — на обороте. Глубокомысленно, но не очень выразительно и вовсе не зрелищно. И это в годы, когда фирма «Мелодия» вовсю экспериментировала с дизайном, выпуская яркие, контрастные, порой сюрреалистические обложки!
И всё же альбом разошёлся и нашёл свою публику. По заявлению самого автора, общие тиражи пластинки приблизились к 4,5 миллионам экземпляров. Даже если цифра кажется преувеличенной, она кое о чём говорит.
Несколько песен из «Бесконечности» вышли в разряд ресторанных шлягеров и гремели в заведениях по всей стране. «Заброшенный лес» и «Без тебя» выполняли роль медляков на дискотеках. Даже те слушатели, которые скептически относились к творчеству советских ВИА, восприняли музыку Аркадия Хоралова вполне благосклонно. Альбом говорил с публикой на привычном эстрадном языке, но звучал необычно и свежо. Берём в золотой фонд?
Спасибо за подписку, лайк и комментарий! Отдельная благодарность тем, кто присылает донаты. Ваша поддержка очень ценна!