Найти в Дзене
О чудный мир

НАСТОЯЩАЯ ИСТОРИЯ ДЕДА МОРОЗА И СНЕГУРОЧКИ

Рубрика АРТ_любопытно по пятницам Накануне Нового Года особенно интересно присмотреться к его главным героям. Вот Дед Мороз: эдакий крепкий, бодрый добряк-сибарит, с окладистой бородой и бескорыстной одержимостью всем вручить подарочек. Образ выглядит настолько «вечным», что легко поверить, что он пришёл к нам прямо из глубины веков. Но, увы, совсем нет. Если заглянуть в народные представления дохристианских времён, мы встретим совсем другого персонажа. Мороз, Морозко, Трескун, Студенец - это вовсе не добрый дедуля, а суровая стихия, холод, который может испытать, наказать, заморозить. Его не ждали с радостью, его просто боялись. И именно таким его изображали художники XIX века: грозным, почти сливающимся с пейзажем, с тяжёлым взглядом и развевающейся бородой. У Билибина, Васнецова, Кустодиева, Травникова это, скорее, сила природы, чем персонаж праздника. Очеловечивание Мороза начинается лишь в начале XX века. В Россию приходит нов

Рубрика АРТ_любопытно по пятницам

Накануне Нового Года особенно интересно присмотреться к его главным героям.

Вот Дед Мороз: эдакий крепкий, бодрый добряк-сибарит, с окладистой бородой и бескорыстной одержимостью всем вручить подарочек. Образ выглядит настолько «вечным», что легко поверить, что он пришёл к нам прямо из глубины веков. Но, увы, совсем нет.

Если заглянуть в народные представления дохристианских времён, мы встретим совсем другого персонажа. Мороз, Морозко, Трескун, Студенец - это вовсе не добрый дедуля, а суровая стихия, холод, который может испытать, наказать, заморозить. Его не ждали с радостью, его просто боялись. И именно таким его изображали художники XIX века: грозным, почти сливающимся с пейзажем, с тяжёлым взглядом и развевающейся бородой. У Билибина, Васнецова, Кустодиева, Травникова это, скорее, сила природы, чем персонаж праздника.

Очеловечивание Мороза начинается лишь в начале XX века. В Россию приходит новая традиция – праздновать Рождество и дарить подарки «от кого-то доброго и неизвестного». А вместе с ней становятся модными и новые образы: заморские Санта-Клаусы Наста и Роквела подкупают теплотой и человечностью, и получают у нас прописку под старым именем. Так Дед Мороз становится совсем нестрашным, ему делают фигуру величественной, дают мешок с подарками.

Окончательно образ русского Деда Мороза складывается в 1930-е годы, когда Новый год становится главным нашим зимним праздником. У этого классического имиджа нет какого-то одного автора, но появляются такие милые знакомые нам детали: длинная шуба с меховой опушкой, шапка без помпона, кушак, валенки, белая пушистая борода, посох и мешок с подарками.

Советская новогодня открытка
Советская новогодня открытка

А вот Снегурочка - персонаж и вовсе уникальный, чисто русская героиня, у которого нет прямых западных аналогов. Она есть в народных сказках, но ее визуальный образ светлой, юной девы с длинной косой и в кокошнике сформировали художники конца XIX века (Васнецов, Врубель, Рерих).

И тут возникает интересный вопрос: почему такой необычный? Неужели разгадка в вопросе: а кто мать Снегурочки? Ответ даёт литература: в одноименной пьесе Александра Островского прямо говорится, что Снегурочка -дочь Мороза и Весны-Красны, а значит, это образ, в котором соединены два несовместимые начала, холод и тепло, зима и жизнь.

И тогда весь этот дуэт начинает читаться иначе. Не как случайное сочетание персонажей, а как образ баланса: рядом с силой зимы - её уязвимость, рядом с вечностью - мгновение.

Возможно, именно поэтому эти образы так точно ложатся на ощущение Нового года. Это время, когда старое ещё рядом, а новое уже появляется. Когда холодный итог года встречается с надеждой начала.

Наверное, поэтому мы так ждём Новый год. Потому что он тоже даёт возможность начать с чистого листа и нарисовать что-то своё.

#АртСтудияЗеркало #АРТ_любопытно