Найти в Дзене
Мастер Творцов

Лучшие Картины Ивана Шишкина. Наш выбор. Часть 1

Иван Иванович Шишкин (годы жизни 1832-1898) родился в Елабуге, которая в те времена относилась к Вятской губернии, а сегодня является частью республики Татарстан. Его отец – Иван Васильевич Шишкин – был купцом второй гильдии. Уже в юные годы Шишкин-младший проявлял выдающиеся качества. Его безупречная честность позволила ему в сравнительно молодом возрасте стать городским главой Елабуги, где он служил на протяжении восьми лет. Его вклад в развитие города был значительным, в частности, построенный им водопровод до сих пор частично функционирует. Однако купеческое дело оказалось для Шишкина слишком узким полем деятельности. Он интересовался механикой, историческими исследованиями, археологией и естественными науками. Он создал собственные мемуары, опубликовал «Историю Города Елабуги» и активно участвовал в археологических экспедициях. Отец быстро заметил тягу сына к изобразительному искусству и отправил его учиться в Московское Училище Живописи и Ваяния. Его учителем стал Аполлон Мокрицк

Иван Иванович Шишкин (годы жизни 1832-1898) родился в Елабуге, которая в те времена относилась к Вятской губернии, а сегодня является частью республики Татарстан. Его отец – Иван Васильевич Шишкин – был купцом второй гильдии. Уже в юные годы Шишкин-младший проявлял выдающиеся качества. Его безупречная честность позволила ему в сравнительно молодом возрасте стать городским главой Елабуги, где он служил на протяжении восьми лет. Его вклад в развитие города был значительным, в частности, построенный им водопровод до сих пор частично функционирует.

Однако купеческое дело оказалось для Шишкина слишком узким полем деятельности. Он интересовался механикой, историческими исследованиями, археологией и естественными науками. Он создал собственные мемуары, опубликовал «Историю Города Елабуги» и активно участвовал в археологических экспедициях.

Отец быстро заметил тягу сына к изобразительному искусству и отправил его учиться в Московское Училище Живописи и Ваяния. Его учителем стал Аполлон Мокрицкий, опытный и чуткий педагог, который помог Шишкину найти своё призвание в искусстве. В 1856 году Шишкин поступает в петербургскую Академию Художеств под руководством Сергея Воробьёва, но при этом не теряет связь со своим прежним наставником. В академии его талант раскрылся в полной мере. Его достижения отмечались медалями и поощрениями. Он удостоился права на стажировку за границей, но в 1861 предпочёл вернуться в родную Елабугу, где продолжил усердно работать.

Иван Шишкин
Иван Шишкин

Шишкин всё же побывал за границей, посетив Швейцарию и Германию, а также другие европейские страны. Он установил дружеские отношения со многими видными деятелями искусства. Илья Репин в своих дневниках упоминал о «богатырской» натуре Шишкина, который также проявлял бунтарские наклонности. В 1870 году Шишкин сыграл ключевую роль в создании Товарищества Передвижных Художественных Выставок, что стало началом новой эры в русском искусстве.

Личная жизнь художника была омрачена трагедиями. Обе его жены умерли относительно молодыми, за ними последовали и оба его сына. Смерть унесла и самого близкого ему человека – отца. Шишкин нашёл утешение в работе, которая стала единственной отрадой. Однажды за работой он и умер. Это произошло 20 марта 1898 года, ему было 66 лет. Скончался художник внезапно. Утром писал в мастерской, затем навестил родных и снова вернулся в мастерскую. В какой-то момент мастер просто упал со стула. Это сразу же заметил его помощник, но, подбежав, увидел, что Иван Иванович уже не дышит.

1 картина. «Корабельная Роща»

«Корабельная Роща»
«Корабельная Роща»
  • Дата создания: 1898 год
  • Размеры: 165 х 252 сантиметра
  • Место нахождения: Государственный Русский Музей в Михайловском Дворце (Санкт-Петербург, Россия)

Выдающийся пейзажист Иван Шишкин, по выражению современников, слыл истинным «царём леса». Картина «Корабельная Роща» является одной из последних в творчестве мастера. Композиции работы присущи строгое равновесие и чёткая выверенность планов, но в ней нет той сочинённости пейзажа, такой характерной для живописи XVIII-первой половины XIX столетий.

Тонкая наблюдательность и безошибочно найденная точка зрения позволяют удачно запечатлеть частичку природы, превратив её в сценическую площадку живой натуры. Чуткость восприятия природы, любовное постижение её черт и мастерская передача языком живописи её очарования делают полотна Шишкина осязательными, давая зрителю возможность почувствовать смолистый запах леса, его утреннюю прохладу и свежесть воздуха. Подкупающий своей искренностью рассказ о жизни леса имел в те времена грандиозный успех у публики.

2 картина. «Дубовая Роща»

«Дубовая Роща»
«Дубовая Роща»
  • Дата создания: 1887 год
  • Размеры: 125 х 193 сантиметра
  • Место нахождения: Киевская Картинная Галерея (Киев, Украина)

На картине «Дубовая Роща изображён яркий солнечный день в дубовом лесу. Мощные, развесистые, немые свидетели смены веков и поколений поражают своим великолепием. Тщательно прорисованные детали настолько приближают картину к естественности, что иногда забываешь о том, что этот лес написан маслом и в него войти нельзя. Озорные солнечные пятнышки на траве, освещённые кроны и стволы вековых дубов словно бы излучают тепло, пробуждая в душе воспоминания о жизнерадостном лете. Несмотря на то, что изображённые на картине дубы уже обзавелись ссохшимися ветками, их стволы изогнулись, а кора в некоторых местах облупилась, кроны их по-прежнему зелены и пышны. И невольно задумываешься о том, что эти дубы будут способны простоять ещё не одну сотню лет.

Примечательно, что путь Шишкина от идеи написания «Дубовой Рощи» до первых мазков кисти в пейзаже составил целых три десятка лет! Именно столько времени понадобилось, чтобы у художника сформировалось видение этого монументального полотна, и это время было потрачено не зря. Картину «Дубовая Роща» нередко называют лучшим произведением в творческой карьере гениального художника.

3 картина. «Сторожка в Лесу»

«Сторожка в Лесу»
«Сторожка в Лесу»
  • Дата создания: 1870-ые годы
  • Размеры: 73 х 56 сантиметров
  • Место нахождения: Донецкий Областной Художественный Музей (Донецк, Украина / Россия)

«Сторожка в Лесу» – это удивительный шедевр кисти Ивана Шишкина, который поражает своей простотой и оригинальностью. Казалось бы, обычный сюжет: деревья, дорога, небольшой домик. Однако что-то так и манит нас подолгу созерцать эту картину, словно надеясь найти в ней зашифрованное послание. Ну не может такой шедевр быть просто картиной, написанной под настроение. Что сразу бросается в глаза, так это высокие берёзы по обе стороны от дороги. Они тянутся ввысь – поближе к солнцу. На картине преобладают тёмно-зелёные тона и только на заднем плане творения мы видим освещённую лучами солнца траву и листву деревьев. Луч солнца падает также и на деревянную сторожку, тем самым выделяя её на картине. Она является главной изюминкой шедевра – самой яркой её деталью. Картина поражает своим объёмом. При взгляде на неё ощущается глубина – зрителя будто обступают со всех сторон деревья и манят с собой вперёд.

Изображённый Шишкиным лес кажется густым. Через него не так просто пробиться солнечному свету, зато в самом центре картины – там, где стоит сторожка, мы видим просвет. Картина пропитана восхищением природы и в то же время выражает контраст между природой и человеком. Что эта сторожка в сравнении с могучими стволами сосен и высокими берёзами? Только маленькое пятнышко среди густого леса.

4 картина. «Утро в Сосновом Лесу»

«Утро в Сосновом Лесу»
«Утро в Сосновом Лесу»
  • Дата создания: 1889 год
  • Размеры: 139 х 213 сантиметров
  • Место нахождения: Государственная Третьяковская Галерея (Москва, Россия)

«Утро в Сосновом Лесу» – одно из самых ярких произведений кисти Шишкина. Шедевр буквально пропитан восхищением природы растительного и животного мира. На картине всё смотрится очень гармонично. Зелёные, голубые и ярко-жёлтые тона создают эффект едва проснувшейся от сна природы. На заднем плане произведения можно увидеть яркие золотистые оттенки – это намёк на пробивающиеся лучи солнца. Они придают картине торжественную атмосферу. По земле ещё клубится туман, изображённый довольно реалистично, и, если сосредоточиться на этой детали шедевра, то можно прочувствовать утреннюю прохладу.

Картина «Утро в Сосновом Лесу» – очень яркая и настолько реалистичная, что кажется, будто бы это не шедевр кисти, а снимок лесного пейзажа. Каждая деталь работы изображена профессионально, с любовью и трепетом. На переднем плане творения мы видим поваленную с корнем сосну, на которую взбираются медведи. Они резвятся, вызывая в нас исключительно положительные эмоции. Для них утро нового дня является настоящим праздником. Медвежата так добры и безобидны, словно приручены. Кажется, что они не способны на жестокость и совсем не хищны, несмотря на свою животную природу.

Главный акцент картины – это сочетание солнечного света на заднем плане и медведей на дереве на переднем. Если визуально провести линию через эти объекты, то мы увидим, что они изображены художником наиболее ярко и насыщенно. Всё остальное является просто лёгкими дополняющими друг друга зарисовками.

5 картина. «Берёзовая Роща»

«Берёзовая Роща»
«Берёзовая Роща»
  • Дата создания: 1896 год
  • Размеры: 95,5 х 70 сантиметров
  • Место нахождения: Ярославский Художественный Музей (Ярославль, Россия)

В картине преобладают оттенки зелёного, коричневого и белого цветов. Казалось бы, сочетание цветов более чем простое, но удивительно удачное: глядя на картину, полностью ощущаешь себя среди этих деревьев, чувствуешь тепло солнечных лучей. Залитая солнцем берёзовая роща словно бы сама излучает какой-то особенный свет, ощущаемый каждым, кто видит картину. Кстати, Шишкин, будучи патриотом своей страны, не зря выбрал героиней этой картины именно берёзу, ведь именно она ещё с древних времён считается национальным символом России.

Удивляет невероятная чёткость, с которой прорисованы все детали: трава кажется поразительно шелковистой, берёзовая кора как настоящая и каждый берёзовый листочек заставляет вспомнить аромат берёзовой рощи. Данный пейзаж написан настолько естественно, что трудно даже назвать его картиной. Скорее подойдёт название отражение действительности.

6 картина. «Туманное Утро»

«Туманное Утро»
«Туманное Утро»
  • Дата создания: 1885 год
  • Размеры: 108 х 144,5 сантиметра
  • Место нахождения: Нижегородский Государственный Художественный Музей (Нижний Новгород, Россия)

Картина Шишкина под названием «Туманное Утро», как и многие другие работы великого мастера пейзажа, передаёт удивительно спокойную и мирную атмосферу. В центре внимания художника тихое, туманное утро на берегу реки. Пологий берег на переднем плане полотна, водная гладь реки, в которой лишь едва угадывается движение, холмистый противоположный берег в дымке утреннего тумана.

Рассвет словно разбудил реку, и, сонная, ленивая, она только набирает силы, чтобы бежать в самую глубь картины. Три стихии – небо, земля и вода – гармонично дополняют друг друга, раскрывая, как кажется, самую суть каждой из них. Они не могут существовать друг без друга. Бледно-голубое небо, насыщаясь цветом, переходит в вершины холмов покрытых шапкой тумана, затем переходит в зелень деревьев и травы. Вода, отражая всё это великолепие, без всякого искажения, лишь подчёркивает и освежает утро.

Присутствие человека едва угадывается в картине: узкая тропинка в траве, торчащий столбик для привязывания лодки, вот и все признаки человеческого присутствия. Художник тем самым лишь подчёркивает величие природы и великую гармонию Божьего мира. Источник света в картине расположен прямо напротив зрителя. Ещё секунда и солнечный свет застит весь этот уголок русской природы. Утро вступит в свои права полностью, туман рассеется. Поэтому так притягательно это мгновение перед самым рассветом.

7 картина. «Перед Грозой»

«Перед Грозой»
«Перед Грозой»
  • Дата создания: 1884 год
  • Размеры: 110 х 150 сантиметров
  • Место нахождения: Государственный Русский Музей в Михайловском Дворце (Санкт-Петербург, Россия)

Картина Шишкина под названием «Перед Грозой» – это одна из самых колоритных работ мастера. Художнику прекрасно удалось передать атмосферу густой духоты перед грозой. Момент полной тишины перед разгулом бушующей стихии. Линия горизонта разделяет пейзаж ровно на две части. Верхняя часть – предгрозовое свинцовое небо, полное живительной влаги. Нижняя – истосковавшаяся по этой самой влаге земля, обмелевшая речка и деревья.

Поражает обилие оттенков синего и зелёного цветов, блестящее владение перспективой, сложный и неоднородный свет. Зритель лично чувствует приближение грозы, но как бы со стороны. Он лишь зритель, а не участник природной мистерии. Это позволяет ему спокойно насладиться деталями предгрозового пейзажа. Теми деталями, которые всегда ускользают от человеческого глаза на природе. Одновременно с этим, лишнего в картине нет абсолютно ничего. Полная гармония. Странно, но, глядя на картину, возникает вопрос: а сам художник попал под дождь или успел укрыться? Работа настолько реалистична, что вопроса о достоверности пейзажа не возникает вообще.

8 картина. «Мухоморы»

«Мухоморы»
«Мухоморы»
  • Дата создания: 1880-1890 годы
  • Размеры: 12,8 х 19,6 сантиметров
  • Место нахождения: Государственная Третьяковская Галерея (Москва, Россия)

Этюд Шишкина с названием «Мухоморы» – это яркий пример талантливой зарисовки великого русского художника. Сюжет этюда сродни русской сказке: мухоморы – непременный атрибут нечистой силы, магических ритуалов, загадок и превращений.

Перед зрителем предстаёт семейство ярких грибов в чаще девственного леса. Каждый из семи изображённых мухоморов словно обладает своим собственным характером, биографией и судьбой. На переднем плане творения пара молодых крепких красавцев, охраняющих старейшин рода в середине композиции. В центре же, прямо напротив, старые грибы со следами тления, увядания. Художник схематично, размыто и довольно нечётко изображает лес вокруг «главных героев» картины. Ничто не должно отвлекать внимание зрителя от живописной группы мухоморов. С другой стороны, именно зелёный лес и коричневые листья выгодно подчёркивают яркость шляпок грибов и белизну пятен на шляпках. Нарочитая незаконченность работы создаёт ощущение сказочности и нереальности изображения. Как будто перед нами видение, навеянное коварными и ядовитыми грибами в волшебном лесу.

9 картина. «Сныть-Трава. Парголово»

«Сныть-Трава. Парголово»
«Сныть-Трава. Парголово»
  • Дата создания: 1885 год
  • Размеры: 35 х 58,5 сантиметров
  • Место нахождения: Государственный Русский Музей в Михайловском Дворце (Санкт-Петербург, Россия)

Этюд «Сныть-Трава. Парголово» – это одно из многочисленных «упражнений» от великого мастера пейзажа. Перед нами запущенный уголок дачного сада, заросший сныть-травой. Само название «сныть-трава» может рассказать нам о многом. Ведь слово «сныть» не что иное, как видоизменённое русское слово «снедь» (еда, пища). Это растение и правда в давние времена служило пищей для наших предков.

Солнечный свет, живописные заросли травы, дачный забор – вот и всё нехитрое содержание картины. Почему же трудно оторвать взгляд от этой работы Шишкина? Ответ прост: оставленный вниманием человека, этот небольшой уголок природы прекрасен своей простотой и естественностью. Там, за забором, иной мир, сильно изменённый человеком в угоду своим потребностям, а здесь природе случайно даровано право быть самой собой. В этом и заключается магия работы и её гениальная простота.

10 картина. «Сосновый Лес»

«Сосновый Лес»
«Сосновый Лес»
  • Дата создания: 1889 год
  • Размеры: 36 х 58,5 сантиметров
  • Место нахождения: Музей-Заповедник Василия Дмитриевича Поленова (Страхово, Тульская область, Россия)

На этой конкретной картине мы видим залитый летним солнцем уголок соснового леса. Выбеленные солнечным светом песчаные дорожки указывают на то, что неподалёку, скорее всего, находится море. Вся картина наполнена сосновым запахом, особой хвойной бодростью и тишиной. Ничто не нарушает лесного покоя в утренние часы (тени на песке говорят нам о том, что это именно утро).

Судя по всему, перед нами один из дачных пригородов Петербурга, где так часто художник находил сюжеты для своих работ. Вот и сейчас, прогуливаясь летним утром по лесу, внимание мастера привлёк перекрёсток песчаных тропинок. Десятки оттенков зелёного цвета, голубоватые мхи, чуть подёрнутый желтизной ослепительный песок. Вся эта палитра природных красок не могла оставить Шишкина равнодушным. Глядя на картину начинаешь вспоминать сосновый дух, в ушах чуть слышен шум прохладного Балтийского моря. Тихо, тепло, ароматно. Летняя безмятежность. Как и любая другая работа Шишкина, картина «Сосновый Лес» поражает своей достоверностью, педантичным отношением к мельчайшим деталям, реальностью сюжета и непридуманной красотой.

11 картина. «На Острове Валааме»

«На Острове Валааме»
«На Острове Валааме»
  • Дата создания: 1881 год
  • Размеры: 34,5 х 50,5 сантиметров
  • Место нахождения: Симферопольский Художественный Музей (Симферополь, полуостров Крым, Россия)

Шишкин неоднократно обращался в своём творчестве к красотам святого острова Валаама. Суровая северная природа, один из духовных центров Православия, сама оторванность этого уголка от земли – всё привлекало мастера пейзажа. На картине перед нами остров в сумерках. Вдали видна колокольня монастырского собора, окружённая древним лесом. Лунный свет, заливающий пейзаж, подчёркивает его суровую однообразность, простоту и бесхитростность. Торжествует над природой лишь монастырский собор, выделяясь на общем фоне белизной и величием.

Тёмные, приглушённые тона и нечёткие контуры прекрасно передают суровость валаамского вечера, а лунный свет придаёт пейзажу таинственности. Складывается ощущение, что именно здесь, на острове Валаам, воедино слились мир Горний и мир Земной, и единение это породило ту удивительную великую гармонию, которая наполняет картину атмосферой тишины и покоя.