Продолжаем цикл статей об истории Калуги и области.
Напомним, каждую пятницу в 20:00 мы публикуем исторические очерки о нашем городе, известных земляках и их судьбе.
Все исторические публикации можно посмотреть в разделе История Калуги.
До Нового года осталось 5 дней. Сейчас многие калужане поздравляют друг друга, ходят в гости. Сегодня расскажем, какие раньше были традиции в деревнях, как там относили к гостям.
Сотрудники этнографического бюро князя Тенишева, которые работали в Калужской губернии в конце XIX - начале XX века, про Калужский уезд писали:
«Местные крестьяне при встречах ведут себя различно.
Взрослые вообще и старики в частности, в большинстве случаев отдают почтение, кланяясь или снимая шапку с приветствием: «Будь здоров!» или «Здравствуй!», несмотря на то, будет им это лицо знакомо или нет.
Бабы при встрече с посторонними кланяются больше молча, со своими товарками целуются всегда и вступают в разговор.
Молодежь при встрече с незнакомыми проходит мимо молча, без всякого приветствия.
Дети почти никогда никому не выражают своего почтения.
Обычное приветствие баб друг другу заключается в следующих фразах : «Марьюшка, Аграфенушка» или «Степановна, Петровна, Кузьминична».
Мужики друг друга обыкновенно приветствуют полным именем: «Здравствуй, Николай!»
Родственники при встрече называют друг друга по родственным отношениям: «Здорово, кум»», «Здоров, сват!», «Здорово, дядя Савелий!», «Здорово, тетка Марья».
Разговор при встрече со знакомыми родственниками начинается о том, кто как живет, здоровы ли все в семье и в деревне и какие новости.
Затем прощаются, желая друг другу всего хорошего и просят передать поклоны знакомым и родным.
Некоторые прибауточники приветствуют так: «Милому человеку прибавь Бог живота и веку! Только поживи, брат, почестней!»
Бабы позади мужиков
В Жиздринском уезде было так:
«Разговаривая с интеллигентным человеком, крестьянин больше слушает его, чем говорит сам, редко возражает, когда не согласен и очень редко высказывается.
Женщины высказываются больше, но и их разговоры свободнее, когда она думают, что их не слушают.
Я часто слышала, как мужики рассказывали друг другу свои разговоры с господами и относились очень критически к тому, что говорил барин.
Но никогда не слышала, чтобы крестьянин рассказывал, как он возражал барину…
Всех кто из другого сословия, имеет хотя бы маленькое образование и ведет отличный от крестьян образ жизни, народ называет «господами».
И убежден, что всякий человек другого сословия эксплуатирует крестьянина, поэтому относиться к «господам» с недоверием.
Только чин генерала внушает доверие.
Генерала считают верным слугой царя, а так как царь всегда заботится об их благосостоянии, то и верный царский слуга - генерал всегда поддерживает мужика. …
Женщины относятся к мужчинам с почетом, им уступают первые места, и в церкви бабы стоят позади мужиков».
В гости без подарков
В Калужском уезде:
«Гостеприимство среди местного населения развито в высшей мере, что заслуживает к ним симпатию.
Они все средства и усилия употребляют к тому, чтобы как можно лучше приветить гостя, особенно пришлого издалека.
Хотя сами подчас сидят на сухом хлебе или даже без него, но считают должным гостя напоить чаем с баранками и угостить водкой.
На праздниках готовят в ожидании гостей самые изысканные в крестьянском быту кушания.
Особенно любят крестьяне хорошо принимать лиц посторонних. Здесь они, как говориться, готовы для такого гостя разорваться, чтобы только остался доволен их приемом.
Отправляясь в гости, крестьяне приодеваются в лучшие наряды.
В редких случаях берут с собой подарки, но «конфетка» для детей обязательна. Особых церемоний при посещении гостей не соблюдается.
Крестьянин, придя в гости, сначала крестится на иконы.
Затем делает всем общий поклон, после чего здоровается с каждым отдельно: с кем целуется, с кем ограничивается рукопожатием.
Хозяева просят гостя раздеться, усаживают его, а сами между тем спешат приготовить чай.
Разговоры обыкновенно начинаются с расспросов о благополучии и переходят к сообщению новостей. И тут открывается обширное поле для деятельности досужих языков.
Начинают судить о том, кто как живет, что делает, что говорит и чуть ли не о том, чем кто думает.
Разговоры женщин обычно концентрируются около отношений полов: какой муж не живет со своей женой, чья девка путается с каким парнем…
Мужики проводят время в разговорах на тему: кто и когда, сколько и при каких условиях выпил, и какие были этому последствия…
Когда кто-то из приезжих посетит деревню со стороны, то местные крестьяне, если не прямо, то косвенными путями, стороною, стараются разузнать: кто он, посетитель, откуда, какая цель его посещения и прочее.
Их расспросы имеют целью исключительно простое любопытство.
На расспросы такого лица отвечают неохотно, больше отнекиваясь.
Приезжие же ближние, в большинстве знакомые, пользуются отличным приемом. На расспросы их отвечают охотно и вообще готовы оказать деятельную услугу.
Незнакомых, просящихся на ночлег, принимают весьма неохотно, руководствуясь тем соображением, что ночлежник может похитить чужую собственность и с ней скрыться незаметно и бесследно, или, высмотрев, после указать беспрепятственный путь ворам.
В таких случаях они бесцеремонно заявляют просящимся на ночлег: «Мы тебя не знаем, иди к десятскому».
Местное население главное свое отличие от других видит в том, что они гораздо более образованней и развитей, их взгляды на жизнь имеют более культурную почву, а сама их жизнь отвечает последним шагам крестьянской цивилизации».