Найти в Дзене
Прихожанин

Приходинки. Декабрь 2025

Священник Николай Толстиков Речка недалеко от нашего дома в летнюю жаркую пору пересыхала до хилого ручья, но весной, в ледоход, откуда и сила у речушки бралась! Разливалась широко, волокла на  своей стремнине всякий мусор, утащенный с берегов. Проплывали льдины, тыкались обломанными краями в берег, и опять их уносило течение дальше. Ребятишкам – раздолье, после школьных уроков все у воды. Самые отважные норовят и на льдинах покататься.  Мне, хоть и в школу только на следующую осень, тоже дома сидеть не хочется. Потихоньку от мамы шмыгнул в калитку и – на берег! А там, глядя на ребят постарше – чем же их хуже? – и на льдину, прибившуюся к берегу, заскочил.  А она качнулась и неторопливо двинулась к середине реки. – Прыгай обратно! – кричали мне ребята, но я завороженно уставился на все расширяющуюся полосу темной воды между краем льдины и берегом… А в это время мама увлеклась какими-то бесконечными домашними делами. Но вдруг ровно непонятная сила стала тянуть ее в комнатушку – спаленку
Оглавление

Священник Николай Толстиков

«Скоропослушница»

Речка недалеко от нашего дома в летнюю жаркую пору пересыхала до хилого ручья, но весной, в ледоход, откуда и сила у речушки бралась! Разливалась широко, волокла на  своей стремнине всякий мусор, утащенный с берегов. Проплывали льдины, тыкались обломанными краями в берег, и опять их уносило течение дальше.

Ребятишкам – раздолье, после школьных уроков все у воды. Самые отважные норовят и на льдинах покататься.  Мне, хоть и в школу только на следующую осень, тоже дома сидеть не хочется. Потихоньку от мамы шмыгнул в калитку и – на берег! А там, глядя на ребят постарше – чем же их хуже? – и на льдину, прибившуюся к берегу, заскочил.  А она качнулась и неторопливо двинулась к середине реки.

– Прыгай обратно! – кричали мне ребята, но я завороженно уставился на все расширяющуюся полосу темной воды между краем льдины и берегом…

А в это время мама увлеклась какими-то бесконечными домашними делами. Но вдруг ровно непонятная сила стала тянуть ее в комнатушку – спаленку. Вроде б туда и незачем было: на улице Божий день. И все же зашла  она в эту комнату, взглянула в уголок, где на полочке скромно стояла иконка Божией Матери «Скоропослушница». Иконы в то время на виду в домах не держали: еще недалека была у людей память на те годы, когда мог заскочить в жильё какой-нибудь «уполномоченный» и потом донос настрочить.

Показалось маме, что Богородица с иконы смотрит на нее с тревогой в глазах, будто беду предчувствуя.

– А где сынок-то ?! – спохватилась мама и, охнув, побежала опрометью к реке. Где ему больше быть, как и прочей мелюзге?!

Ребятня прыгала и кричала бестолково. Мама с ходу ухнула в ледяную воду и – скорей ко мне, застывшему на льдине!  Слава Богу, недалеко от берега было еще неглубоко. Подхватила меня и, прижав к себе, понесла обратно…

Конечно, когда всё страшное схлынуло, было мне выдано и не только одно словесное внушение. Заслужил.

А «Скоропослушница  была поставлена на самое видное место в горнице – «красный угол».

Всенощная

Так уж получалось, что начинающий прихожанин нашего храма Сергий всегда мог придти только утром на воскресную Литургию. Работа, уже многочисленное семейство – времени всегда в обрез.

Но решил-таки он однажды и помолиться на всенощной. Слыхал о такой службе и вот – обидно! – ни разу не постоял на ней, а человеком-то себя считал уже воцерковленным.

Готовиться Сергий начал заранее и основательно: договорился на своей работе, чтобы во внеурочную смену работать не поставили. И с домашними своими, чтобы через каждые пять минут не спохватывались его.

В субботу к вечеру неожиданно нагрянули гости. Решение свое Сергий отменять не стал, но и уходить из дома сразу было как-то неловко.

«Ладно! – подумал он. – Посижу за столом, подкреплюсь, как следует. Все-таки всенощная впереди предстоит».

Через пару часов он распрощался с недоуменно поглядывающими на него гостями и помчался к храму.

Увидел, что алтарник возится с замком у дверей.

– Не опоздал, слава Богу! Ты не запирай пока, пропусти меня! – еще издали закричал ему.

– Что, молитвенники все собрались там уже внутри, раз дверь запираешь?

Алтарник с изумлением посмотрел на Сергия:

– Да все уж прихожане  давно по домам разошлись.

– А как же служба на всю ночь? – по-прежнему не понимал ничего Сергий. – Ведь так и называется!

– Вот так и называется! Приходить только на нее вовремя надо!