Главная сокровищница искусства в стране — Эрмитаж — хранит более трёх миллионов экспонатов в запасниках. Если турист задумает посмотреть все 365 открытых для публики залов, на это уйдёт неделя.
Подготовила маршрут, который поможет за день увидеть главные шедевры.
С чего начать
Заходить в Зимний дворец, где и расположен музей «Эрмитаж», нужно с Дворцовой площади. Попутно не забудьте сфотографироваться на фоне изумрудно-голубого фасада. К слову, он не всегда был такого цвета. Архитектор Бартоломео Растрелли задумал дворец светло-жёлтым. При Николае II он стал кирпичного цвета, а во время бомбёжек Великой Отечественной войны — серого. Современный оттенок здание получило лишь в 1947-м.
Зимний дворец начали строить при Елизавете Петровне, но дожить до окончания работ императрице было не суждено, и в только что отстроенную резиденцию заехал её племянник, Пётр III. После его недолгосрочного правления и дворцового переворота в Зимнем обосновалась вдова императора — Екатерина II. Именно она стала собирать коллекцию искусства, для которой построила специальное здание — Эрмитаж, что в переводе с французского означает «уединённое место».
С приходом советской власти здание полностью переквалифицировалось в музей. Сегодня он состоит из шести соединённых между собой построек, расположенных вдоль Невы: Зимний дворец, Малый Эрмитаж, Большой (Старый) Эрмитаж, Новый Эрмитаж и Эрмитажный театр. Также в музейный комплекс на Дворцовой площади входит корпус Главного штаба с коллекцией импрессионистов, однако мой путеводитель охватывает только комплекс зданий на Дворцовой набережной.
Посольская (Иорданская) лестница
Первое, что видят посетители, когда заходят в здание с Дворцовой площади, — главную парадную Российской империи с Посольской лестницей. Именно по ней поднимались послы иностранных государств, чтобы проследовать в залы, где их ожидал император.
Лестница была призвана впечатлять высоких иностранных гостей, поэтому в отделке использовали самый ценный в мире каррарский мрамор, который добывают в Тоскане.
Петровский (Малый тронный) зал — № 194
От лестницы наш путь лежит через парадные залы Зимнего дворца, и первый среди них — Малый тронный зал. Второе название «Петровский» он получил, потому что был создан в память о первом императоре России.
Гербовый Зал — № 195
Следующий зал — Гербовый: на больших позолоченных люстрах там изображены гербы губерний Российской Империи. Их сложно рассмотреть, но можно использовать зум на смартфоне. Герб Петербурга находится в центре.
Зал украшают золотые колонны, которые стали такими при Николае I, до него они были белые.
Галерея Отечественной войны 1812 года – зал № 197
Двигаясь дальше, мы попадаем в большой портретный зал, где вывешены 332 портрета генералов Отечественной войны 1812 года. Эту галерею задумал Александр I, при чьём правлении была одержана победа над Наполеоном.
Георгиевский (Большой тронный) зал — № 198
Пройдя Военную галерею, мы попадём в Большой Тронный зал — он служил для приёмов иностранных делегаций и официальных церемоний. Отделка должна была демонстрировать мощь и богатство Империи.
Главный атрибут зала — трон — изготовили в 1731 году по заказу императрицы Анны Иоанновны. За троном расположен барельеф «Георгий Победоносец, поражающий копьём дракона».
Павильонный зал — № 204
После Большого тронного зала нам нужно пройти через Романовскую галерею, где раньше висели портреты императорской семьи, а сейчас представлено искусство Средневековой Европы. Оттуда мы попадём в Павильонный зал — именно там находится старейший часовой механизм в Европе.
Часы «Павлин» создали механик-британец Джеймс Кокс и мастер-немец Фредерик Юри. На сегодня это единственный в мире настолько крупный механизм XVIII века, сохранившийся в первоначальном виде.
Над самим залом работал архитектор Андрей Штакеншнейдер, приверженец стиля «эклектика»: он соединил в оформлении готику и ренессанс. На полу в зале набрана копия оригинальной древнеримской мозаики.
Зал Леонардо да Винчи — № 214
Дальше мы попадаем в здание Старого Эрмитажа и доходим до главных шедевров собрания: «Мадонны Бенуа» и «Мадонны Литта» кисти Леонардо да Винчи. Свои «фамилии» Мадонны получили по именам коллекционеров, продавших полотна.
Что касается последней картины — искусствоведы до сих пор спорят, действительно ли она принадлежит кисти самого мастера или это работа его ученика. Поводом для сомнений стало то, что в Петербург картина прибыла в плохом состоянии и нуждалась в реставрации.
Зал Тициана — № 221
В Эрмитаже большое собрание полотен одного из главных представителей венецианской школы. Там выставлены «Даная», «Кающаяся Мария Магдалина», «Святой Себастьян», «Мадонна с младенцем и Марией Магдалиной», «Христос-Вседержитель», «Несение креста».
Большинство работ Тициана попали в Эрмитаж благодаря Екатерине II, которая выкупила их в составе 317 картин у немецкого коммерсанта Иоганна Эрнста Гоцковского в 1764 году. Именно это приобретение стало основой коллекции Эрмитажа: под эти полотна построили первое здание музея.
Лоджии Рафаэля — зал № 227
Далее мы следуем в Лоджии Рафаэля, которые служат примером страстного увлечения Екатерины II искусством. Она не могла поехать в Ватикан, чтобы увидеть роспись папской лоджии по эскизам Рафаэля, поэтому приказала создать копию у себя во дворце.
Несмотря на то, что зодчий Джакомо Кваренги с группой художников стремился в точности повторить папские лоджии, северный климат внёс свои изменения. В оригинале лоджии открыты с внешней стороны, в Эрмитаже — застеклены, а сами фрески выполнены стойкими темперными красками на холстах.
Зал Рафаэля — № 229
Кроме копий лоджий в Эрмитаже есть и оригинальные полотна Рафаэля Санти: так, в зале № 229 можно увидеть его «Мадонну Конестабиле». Считается, что это последнее произведение Рафаэля перед его отъездом во Флоренцию, относящееся к его юности.
«Мадонну» в 1871 году купил Александр II у графа Конестабиле, чтобы подарить своей жене Марии Александровне.
Малый итальянский просвет — № 237
Один из трёх залов Эрмитажа со стеклянным потолком, откуда поступает дневной свет. Там выставляется итальянское искусство XVI–XVII веков, и в частности — единственная в России картина Караваджо «Юноша с лютней» 1596 года. Полотно в 1808 году выкупил Александр I.
Рыцарский зал — № 243
Через Парадную лестницу Нового Эрмитажа попадаем в Рыцарский зал с коллекцией оружия и доспехов, в том числе здесь выставлены латы средневековых рыцарей.
Зал Рубенса — № 247
Следующий на нашем пути — зал Рубенса. В Эрмитаже хранится богатая коллекция его работ: 22 картины и 19 эскизов. Самые известные: «Снятие с креста», «Вакх», «Союз Земли и Воды», «Персей и Андромеда», «Возчики камней».
Зал Рембрандта — № 254
Эрмитаж гордится коллекцией полотен Рембрандта ван Рейна. Среди картин, обязательных к просмотру: «Жертвоприношение Авраама» и «Возвращение блудного сына», которую Рембрандт закончил перед своей смертью в 1669 году.
Зал Большой вазы — № 128
После Рембрандта спускайтесь по Советской лестнице на первый этаж и следуйте в зал № 128, где выставлен неординарный экспонат — «Большая Колыванская ваза», или «Царица ваз».
История создания Царицы ваз началась в 1815 году на Ревневской каменоломне на Алтае, где обнаружили крупный монолит яшмы. В 1820 году Александр I утвердил проект огромной чаши, над которой более двадцати лет работали мастера Шлифовально-гранильной фабрики в селе Колывань. В 1845 году вазу установили в проезде Нового Эрмитажа.
Финал маршрута
Если останется время, прогуляйтесь по первому этажу Эрмитажа, где представлена коллекция артефактов из Древнего Египта, Греции и Рима. Там можно увидеть саркофаги и знаменитую мумию жреца Па-ди-иста, которая датируется X веком до нашей эры.
Советы любителям искусства
- Какие музеи обязательно нужно посетить? Эрмитаж, несомненно, — один из главных мировых музеев. К собраниям такого же уровня в России относится Третьяковская галерея с коллекцией русского искусства и Музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина в Москве. А за границей, конечно же, парижский Лувр с «Джокондой» и его богатейшей коллекцией древностей, Метрополитен-музей в Нью-Йорке и Британский музей в Лондоне.
- Куда пойти в Питере за искусством? После Эрмитажа непременно нужно отправиться в Русский музей с богатейшим собранием русского искусства, в том числе работами художников XX века.
В камерном Музее Фаберже на Фонтанке выставлены произведения ювелирного искусства, принадлежавшие императорской семье. - Где посмотреть современное искусство в Питере? Самое актуальное творчество российских художников представляет «Эрарта» на Васильевском острове — крупнейший в стране музей, посвящённый исключительно современному искусству. Также посетите Музей искусства Санкт-Петербурга, Новый музей на 6-й линии Васильевского острова и Музей Людвига в Мраморном дворце. Основу его собрания составляет дар немецких коллекционеров Ирене и Петера Людвигов: больше сотни работ художников XX века. Среди прочих в коллекции музея есть картины Энди Уорхола, Жана-Мишеля Баския, Ильи Кабакова, Эрика Булатова.
Полезные ссылки
Львы, шпили и дворцы: полный чек-лист по достопримечательностям Санкт-Петербурга
Гид по Исаакиевскому собору в Петербурге: интересные факты и скрытые детали
Текст: Елена Амбер для Яндекс Путешествий
Подписывайтесь на наш Дзен и путешествуйте лучше всех!