Найти в Дзене
Яндекс Путешествия

Прогулка по Эрмитажу: что посмотреть в первую очередь в крупнейшем музее России?

Главная сокровищница искусства в стране — Эрмитаж — хранит более трёх миллионов экспонатов в запасниках. Если турист задумает посмотреть все 365 открытых для публики залов, на это уйдёт неделя. Подготовила маршрут, который поможет за день увидеть главные шедевры. Заходить в Зимний дворец, где и расположен музей «Эрмитаж», нужно с Дворцовой площади. Попутно не забудьте сфотографироваться на фоне изумрудно-голубого фасада. К слову, он не всегда был такого цвета. Архитектор Бартоломео Растрелли задумал дворец светло-жёлтым. При Николае II он стал кирпичного цвета, а во время бомбёжек Великой Отечественной войны — серого. Современный оттенок здание получило лишь в 1947-м. Зимний дворец начали строить при Елизавете Петровне, но дожить до окончания работ императрице было не суждено, и в только что отстроенную резиденцию заехал её племянник, Пётр III. После его недолгосрочного правления и дворцового переворота в Зимнем обосновалась вдова императора — Екатерина II. Именно она стала собирать ко
Оглавление

Главная сокровищница искусства в стране — Эрмитаж — хранит более трёх миллионов экспонатов в запасниках. Если турист задумает посмотреть все 365 открытых для публики залов, на это уйдёт неделя.

Подготовила маршрут, который поможет за день увидеть главные шедевры.

С чего начать

Заходить в Зимний дворец, где и расположен музей «Эрмитаж», нужно с Дворцовой площади. Попутно не забудьте сфотографироваться на фоне изумрудно-голубого фасада. К слову, он не всегда был такого цвета. Архитектор Бартоломео Растрелли задумал дворец светло-жёлтым. При Николае II он стал кирпичного цвета, а во время бомбёжек Великой Отечественной войны — серого. Современный оттенок здание получило лишь в 1947-м.

Зимний дворец начали строить при Елизавете Петровне, но дожить до окончания работ императрице было не суждено, и в только что отстроенную резиденцию заехал её племянник, Пётр III. После его недолгосрочного правления и дворцового переворота в Зимнем обосновалась вдова императора — Екатерина II. Именно она стала собирать коллекцию искусства, для которой построила специальное здание — Эрмитаж, что в переводе с французского означает «уединённое место».

С приходом советской власти здание полностью переквалифицировалось в музей. Сегодня он состоит из шести соединённых между собой построек, расположенных вдоль Невы: Зимний дворец, Малый Эрмитаж, Большой (Старый) Эрмитаж, Новый Эрмитаж и Эрмитажный театр. Также в музейный комплекс на Дворцовой площади входит корпус Главного штаба с коллекцией импрессионистов, однако мой путеводитель охватывает только комплекс зданий на Дворцовой набережной.

Посольская (Иорданская) лестница

Первое, что видят посетители, когда заходят в здание с Дворцовой площади, — главную парадную Российской империи с Посольской лестницей. Именно по ней поднимались послы иностранных государств, чтобы проследовать в залы, где их ожидал император.

Второе название — Иорданская — лестница получила из-за того, что с неё царская семья выходила на набережную для омовения в Неве, будто в Иордане, на праздник Крещения. Фото: MatthiasKabel / Wikimedia
Второе название — Иорданская — лестница получила из-за того, что с неё царская семья выходила на набережную для омовения в Неве, будто в Иордане, на праздник Крещения. Фото: MatthiasKabel / Wikimedia

Лестница была призвана впечатлять высоких иностранных гостей, поэтому в отделке использовали самый ценный в мире каррарский мрамор, который добывают в Тоскане.

Петровский (Малый тронный) зал — № 194

От лестницы наш путь лежит через парадные залы Зимнего дворца, и первый среди них — Малый тронный зал. Второе название «Петровский» он получил, потому что был создан в память о первом императоре России.

В нише, напоминающей триумфальную арку, располагается картина «Пётр I с аллегорической фигурой Славы», а также вензеля Петра I — две латинские буквы «Р». Фото: Ad Meskens / Wikimedia
В нише, напоминающей триумфальную арку, располагается картина «Пётр I с аллегорической фигурой Славы», а также вензеля Петра I — две латинские буквы «Р». Фото: Ad Meskens / Wikimedia

Гербовый Зал — № 195

Следующий зал — Гербовый: на больших позолоченных люстрах там изображены гербы губерний Российской Империи. Их сложно рассмотреть, но можно использовать зум на смартфоне. Герб Петербурга находится в центре.

На золочение колонн Гербового зала ушло семь килограммов драгоценного металла. Фото: Adam Jones / Wikimedia
На золочение колонн Гербового зала ушло семь килограммов драгоценного металла. Фото: Adam Jones / Wikimedia

Зал украшают золотые колонны, которые стали такими при Николае I, до него они были белые.

Галерея Отечественной войны 1812 года – зал № 197

Двигаясь дальше, мы попадаем в большой портретный зал, где вывешены 332 портрета генералов Отечественной войны 1812 года. Эту галерею задумал Александр I, при чьём правлении была одержана победа над Наполеоном.

Император дополнил галерею своим конным портретом авторства Франца Крюгера, а также портретами своих союзников: прусского короля Фридриха Вильгельма III и австрийского императора Франца I. Фото: Danielle Barnes / Unsplash
Император дополнил галерею своим конным портретом авторства Франца Крюгера, а также портретами своих союзников: прусского короля Фридриха Вильгельма III и австрийского императора Франца I. Фото: Danielle Barnes / Unsplash

Георгиевский (Большой тронный) зал — № 198

Пройдя Военную галерею, мы попадём в Большой Тронный зал — он служил для приёмов иностранных делегаций и официальных церемоний. Отделка должна была демонстрировать мощь и богатство Империи.

За проект отвечал Джакомо Кваренги, но после пожара 1837 года по указанию Николая I зал восстановили с использованием белого каррарского мрамора — более строгого, чем прежняя разноцветная отделка. Фото: Desiderius Severus / Wikimedia
За проект отвечал Джакомо Кваренги, но после пожара 1837 года по указанию Николая I зал восстановили с использованием белого каррарского мрамора — более строгого, чем прежняя разноцветная отделка. Фото: Desiderius Severus / Wikimedia

Главный атрибут зала — трон — изготовили в 1731 году по заказу императрицы Анны Иоанновны. За троном расположен барельеф «Георгий Победоносец, поражающий копьём дракона».

Павильонный зал — № 204

После Большого тронного зала нам нужно пройти через Романовскую галерею, где раньше висели портреты императорской семьи, а сейчас представлено искусство Средневековой Европы. Оттуда мы попадём в Павильонный зал — именно там находится старейший часовой механизм в Европе.

Часы «Павлин» создали механик-британец Джеймс Кокс и мастер-немец Фредерик Юри. На сегодня это единственный в мире настолько крупный механизм XVIII века, сохранившийся в первоначальном виде.

Композиция собрана из фигуры павлина, совы и петуха. Каждую пятницу в 19:00 вокруг часов выстраиваются очереди, чтобы увидеть танец птиц. Фото: Natalia Kirsanova / Shutterstock / Fotodom
Композиция собрана из фигуры павлина, совы и петуха. Каждую пятницу в 19:00 вокруг часов выстраиваются очереди, чтобы увидеть танец птиц. Фото: Natalia Kirsanova / Shutterstock / Fotodom

Над самим залом работал архитектор Андрей Штакеншнейдер, приверженец стиля «эклектика»: он соединил в оформлении готику и ренессанс. На полу в зале набрана копия оригинальной древнеримской мозаики.

Зал Леонардо да Винчи — № 214

Дальше мы попадаем в здание Старого Эрмитажа и доходим до главных шедевров собрания: «Мадонны Бенуа» и «Мадонны Литта» кисти Леонардо да Винчи. Свои «фамилии» Мадонны получили по именам коллекционеров, продавших полотна.

Что касается последней картины — искусствоведы до сих пор спорят, действительно ли она принадлежит кисти самого мастера или это работа его ученика. Поводом для сомнений стало то, что в Петербург картина прибыла в плохом состоянии и нуждалась в реставрации.

Зал Тициана — № 221

В Эрмитаже большое собрание полотен одного из главных представителей венецианской школы. Там выставлены «Даная», «Кающаяся Мария Магдалина», «Святой Себастьян», «Мадонна с младенцем и Марией Магдалиной», «Христос-Вседержитель», «Несение креста».

Что касается «Данаи», то известно, что Тициан создал как минимум пять вариантов этой картины, а Екатерина II приобрела ту, где вместо купидона изображена кормилица. Фото: Netelo / Wikimedia
Что касается «Данаи», то известно, что Тициан создал как минимум пять вариантов этой картины, а Екатерина II приобрела ту, где вместо купидона изображена кормилица. Фото: Netelo / Wikimedia

Большинство работ Тициана попали в Эрмитаж благодаря Екатерине II, которая выкупила их в составе 317 картин у немецкого коммерсанта Иоганна Эрнста Гоцковского в 1764 году. Именно это приобретение стало основой коллекции Эрмитажа: под эти полотна построили первое здание музея.

Лоджии Рафаэля — зал № 227

Далее мы следуем в Лоджии Рафаэля, которые служат примером страстного увлечения Екатерины II искусством. Она не могла поехать в Ватикан, чтобы увидеть роспись папской лоджии по эскизам Рафаэля, поэтому приказала создать копию у себя во дворце.

Проектом лоджий занимался Джакомо Кваренги, который ездил в Рим, чтобы срисовать оригиналы фресок Апостольского дворца. Фото: Tura8 / Wikimedia
Проектом лоджий занимался Джакомо Кваренги, который ездил в Рим, чтобы срисовать оригиналы фресок Апостольского дворца. Фото: Tura8 / Wikimedia

Несмотря на то, что зодчий Джакомо Кваренги с группой художников стремился в точности повторить папские лоджии, северный климат внёс свои изменения. В оригинале лоджии открыты с внешней стороны, в Эрмитаже — застеклены, а сами фрески выполнены стойкими темперными красками на холстах.

Зал Рафаэля — № 229

Кроме копий лоджий в Эрмитаже есть и оригинальные полотна Рафаэля Санти: так, в зале № 229 можно увидеть его «Мадонну Конестабиле». Считается, что это последнее произведение Рафаэля перед его отъездом во Флоренцию, относящееся к его юности.

Картина Рафаэля в исторической раме. Фото: Sailko / Wikimedia
Картина Рафаэля в исторической раме. Фото: Sailko / Wikimedia

«Мадонну» в 1871 году купил Александр II у графа Конестабиле, чтобы подарить своей жене Марии Александровне.

Малый итальянский просвет — № 237

Один из трёх залов Эрмитажа со стеклянным потолком, откуда поступает дневной свет. Там выставляется итальянское искусство XVI–XVII веков, и в частности — единственная в России картина Караваджо «Юноша с лютней» 1596 года. Полотно в 1808 году выкупил Александр I.

Искусствоведы долгое время думали, что на картине изображена девушка, поэтому полотно выставлялось под названием «Лютнистка». Фото: Wikimedia
Искусствоведы долгое время думали, что на картине изображена девушка, поэтому полотно выставлялось под названием «Лютнистка». Фото: Wikimedia

Рыцарский зал — № 243

Через Парадную лестницу Нового Эрмитажа попадаем в Рыцарский зал с коллекцией оружия и доспехов, в том числе здесь выставлены латы средневековых рыцарей.

В зале представлены рыцарские доспехи пехотинцев, всадников, а также защита лошадей. Фото: El Pantera / Wikimedia
В зале представлены рыцарские доспехи пехотинцев, всадников, а также защита лошадей. Фото: El Pantera / Wikimedia

Зал Рубенса — № 247

Следующий на нашем пути — зал Рубенса. В Эрмитаже хранится богатая коллекция его работ: 22 картины и 19 эскизов. Самые известные: «Снятие с креста», «Вакх», «Союз Земли и Воды», «Персей и Андромеда», «Возчики камней».

Лицо Христа на картине «Снятие с креста» 1618 года принадлежит кисти Рубенса, а все остальные элементы дорисовывали его ученики. Фото: Netelo / Wikimedia
Лицо Христа на картине «Снятие с креста» 1618 года принадлежит кисти Рубенса, а все остальные элементы дорисовывали его ученики. Фото: Netelo / Wikimedia

Зал Рембрандта — № 254

Эрмитаж гордится коллекцией полотен Рембрандта ван Рейна. Среди картин, обязательных к просмотру: «Жертвоприношение Авраама» и «Возвращение блудного сына», которую Рембрандт закончил перед своей смертью в 1669 году.

Искусствоведы считают, что в работе над этим полотном Рембрандт проживал переосмысление своих жизненных поступков. Фото: Wikimedia
Искусствоведы считают, что в работе над этим полотном Рембрандт проживал переосмысление своих жизненных поступков. Фото: Wikimedia

Зал Большой вазы — № 128

После Рембрандта спускайтесь по Советской лестнице на первый этаж и следуйте в зал № 128, где выставлен неординарный экспонат — «Большая Колыванская ваза», или «Царица ваз».

Вес Колыванской вазы — 19 тонн, диаметр — около пяти метров, а её высота вместе с пьедесталом — почти три метра. Фото: Mitzo / Shutterstock / Fotodom
Вес Колыванской вазы — 19 тонн, диаметр — около пяти метров, а её высота вместе с пьедесталом — почти три метра. Фото: Mitzo / Shutterstock / Fotodom

История создания Царицы ваз началась в 1815 году на Ревневской каменоломне на Алтае, где обнаружили крупный монолит яшмы. В 1820 году Александр I утвердил проект огромной чаши, над которой более двадцати лет работали мастера Шлифовально-гранильной фабрики в селе Колывань. В 1845 году вазу установили в проезде Нового Эрмитажа.

Финал маршрута

Если останется время, прогуляйтесь по первому этажу Эрмитажа, где представлена коллекция артефактов из Древнего Египта, Греции и Рима. Там можно увидеть саркофаги и знаменитую мумию жреца Па-ди-иста, которая датируется X веком до нашей эры.

Советы любителям искусства

  1. Какие музеи обязательно нужно посетить? Эрмитаж, несомненно, — один из главных мировых музеев. К собраниям такого же уровня в России относится Третьяковская галерея с коллекцией русского искусства и Музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина в Москве. А за границей, конечно же, парижский Лувр с «Джокондой» и его богатейшей коллекцией древностей, Метрополитен-музей в Нью-Йорке и Британский музей в Лондоне.
  2. Куда пойти в Питере за искусством? После Эрмитажа непременно нужно отправиться в Русский музей с богатейшим собранием русского искусства, в том числе работами художников XX века.
    В камерном Музее Фаберже на Фонтанке выставлены произведения ювелирного искусства, принадлежавшие императорской семье.
  3. Где посмотреть современное искусство в Питере? Самое актуальное творчество российских художников представляет «Эрарта» на Васильевском острове — крупнейший в стране музей, посвящённый исключительно современному искусству. Также посетите Музей искусства Санкт-Петербурга, Новый музей на 6-й линии Васильевского острова и Музей Людвига в Мраморном дворце. Основу его собрания составляет дар немецких коллекционеров Ирене и Петера Людвигов: больше сотни работ художников XX века. Среди прочих в коллекции музея есть картины Энди Уорхола, Жана-Мишеля Баския, Ильи Кабакова, Эрика Булатова.

Полезные ссылки

15 лучших музеев современного искусства в мире: сюда мечтают попасть даже те, кто в нём не разбирается

Львы, шпили и дворцы: полный чек-лист по достопримечательностям Санкт-Петербурга

Гид по Исаакиевскому собору в Петербурге: интересные факты и скрытые детали

Текст: Елена Амбер для Яндекс Путешествий

Подписывайтесь на наш Дзен и путешествуйте лучше всех!