2025-й запомнится захватывающими жанровыми хитами и авторскими успехами, острой политической сатирой и эротическими драмами, динамическими историями и тихими фильмами-поэмами, байопиками и фантастикой, экранизациями классики и появлением новых самобытных авторов, всколыхнувших индустрию. Кинокритик Елена Зархина вспоминает фильмы, определившие, каким мы запомним 2025 год.
«Сентиментальная ценность» / Affeksjonsverdi
Режиссер: Йоаким Триер В ролях: Ренате Реинсве, Стеллан Скарсгард, Инга Ибсдоттер Лиллеос, Эль Фаннинг, Андерс Даниельсен Ли
Гран-при Каннского кинофестиваля и настоящий семейный портрет в интерьере. Йоаким Триер постепенно становится современным классиком, избегая при этом соблазна снимать тяжеловесное кино для избранных. Напротив, с каждым годом его фильмы, сложные и глубокие по содержанию, но легкие по исполнению, все чаще встречаются с широким зрителем, смотрящим в них как в зеркальное отражение. «Сентиментальная ценность» воздушная, потому что в кадре много ветра и воздуха, история про отцов и дочерей: первые, будучи поломанными своими родителями, продолжают калечащий путь травм уже с собственными детьми. Выбраться из травмы непросто, оставить обиды позади еще сложнее, но что-то неуловимо обнадеживающее Триер в фильме для всех нас завещает. Например, шанс вырасти в более цельного взрослого, чем те, кто оставил внутри тебя столько ран. Да и раны имеют ценное свойство заживать.
«Сны поездов» / Train Dreams
Режиссер: Клинт Бентли
В ролях: Джоэл Эдгертон, Фелисити Джонс, Зои Роуз Шорт
Не фильм, а поэтический сборник, который можно было бы обнаружить в фильмографии Терренса Малика — титана современного авторского кино, привившего ему зашкаливающую сентиментальность, которой не стоит стесняться, особенно мужчинам. Режиссер Клинт Бентли, заручившись поддержкой гения оператора Адольфо Велозо, снял тихое, но упоительное кино про «маленького человека» и его «маленькую жизнь». В лесной глуши молчаливый дровосек возводит дом для своей семьи, наблюдает смену эпох, теряет близких, теряет в горе себя, а потом из-под полы отстроенного снова дома вырастают цветы — лекари души и сердца. «Сны поездов», вероятно, самый красивый во всех смыслах фильм — визуально и сюжетно. Полушепотом он напоминает о чарующем богатстве мира, распахнутого, как объятия любимого человека. В них можно утешиться, обрести покой и просто прожить жизнь, в которой будет много священной радости.
«Кончится лето»
Режиссер: Максим Арбугаев, Владимир Мункуев В ролях: Юра Борисов, Макар Хлебников, Дмитрий Поднозов, Александр Мосин
Сокрушительная и оглушающая драма Максима Арбугаева и Владимира Мункуева про братские связи, в которых можно утратить себя. Старший брат (Юра Борисов) совершает преступление и пускается в бега, множа за собой смерть. Младший брат (Макар Хлебников) следует за ним, стараясь минимизировать порождаемый ужас, отрезвить и остановить цикл насилия. Лента якутского дуэта беспощадна, но своевременна: мало какая отечественная история последних лет так остро и точно била в самый нерв времени и окружающей реальности. Немаловажную роль в этой битве за сердца зрителей играют отличные и слаженные актерские работы экранных братьев, таких близких и настолько непохожих.
«Звук падения» / In die Sonne schauen
Режиссер: Маша Шилински В ролях: Ханна Хект, Лена Урцендовски, Лаэни Гайзелер, Сюзанна Вуэст, Луизе Хейер
Поэтика в кино в этом году достигла своего пика в работах европейских мастериц и мастеров. Драма Маши Шилински взяла приз жюри Каннского кинофестиваля, доказав, что тема семейности, упакованная в локации отдельного дома, как и в случае с «Сентиментальной ценностью», — идеальный симбиоз. Шилински прослеживает судьбы разных поколений девушек из одной семьи, проживающих в разные временные отрезки в одном доме. За окном меняется мир, внутри сменяется интерьер. Но человек остается неизменен. Здесь звук, соответствуя тайтлу картины, играет ключевую роль: он то стихает, то усиливается, то опускается под воду, то возносится к небесам. На экране много тактильной телесности, обнаженной и художественно красивой. Много чувственности, стихийной и сдержанной. И много понятных человеческих характеров, реагирующих на жизнь во всей ее полноте — когда она приносит счастье и когда лишает его.
«Франкенштейн» / Frankenstein
Режиссер: Гильермо дель Торо В ролях: Оскар Айзек, Джейкоб Элорди, Миа Гот, Феликс Каммерер, Дэвид Брэдли, Ларс Миккельсен
Проект мечты большого сказочника Гильермо дель Торо, который он вынашивал не одно десятилетие и к которому подошел с неожиданной задачей. Постановщик не просто подарил новое экранное воплощение нетленному роману Мэри Шелли, но и наделил его иной трактовкой. Заступаясь за оживленное Виктором Франкенштейном чудище, режиссер восклицает не фирменное «Оно живое!», но «Оно живое, оно чувствует, и у него есть право голоса». По замыслу дель Торо, Существо здесь обретает полноценную субъектность, а история его жизни — новое прочтение. Это ослепительно красивое кино, снятое с неприкрытым обожанием. Но, что важнее всего, оно примиряет Франкенштейна и его Творение, которое впервые из чудища превращается в личность, способную не только вселять ужас, но и проявлять милосердие.
«Плохая девочка»
Режиссер: Халина Рейн В ролях: Николь Кидман, Харрис Дикинсон, Антонио Бандерас, Софи Уайлд, Эстер Макгрегор
Провокационная, откровенная и смелая драма Халины Рейн с Николь Кидман в поисках сексуальной разрядки. Картина — редкий пример открытого разговора о желании, женской сексуальности и природе телесных ощущений. Без осуждения и привычной стигмы фильм исследует дискомфортную территорию чувств, осуждаемых обществом и самим человеком, тонущим в их глубине и насыщенности. Николь Кидман, как всегда, демонстрирует выдающуюся по тонкости и точности актерскую работу с самым сложным спектром эмоций: от удовольствия к отчаянию, от чувства вины до раскрепощающей свободы, от утраты себя до обнаружения себя там, куда еще недавно было страшно даже заглянуть.
«F1»
Режиссер: Джозеф Косински В ролях: Брэд Питт, Демсон Идрис, Керри Кондон, Хавьер Бардем, Тобайас Мензис
Блокбастеры, дорогие, но умные, содержательные и динамичные, выходят в последние годы все реже. На их фоне «F1» — почти редкий экспонат на рынке элитных автомобилей. Сюжетно это история сперва соперничества, а затем соратничества двух пилотов «Формулы 1»: опытного и возрастного, так и не достигшего пика карьеры, и молодого таланта с дерзким норовом и жаждой быстрого результата. Скорость на экране — неутихающий фон истории, в сердце которой сюжет про то, как важно сбрасывать обороты, чтобы не вылететь с трассы и не упустить свой крученый момент. Самый драйвовый, колоритный и технически находчивый фильм года, держащий в приятном напряжении вплоть до финальных титров, которым предшествует примирение запала молодости и опыта зрелости. А еще, конечно, заветный успех в заезде под названием «жизнь».
«Прости, детка» / Sorry, Baby
Режиссер: Ева Виктор В ролях: Ева Виктор, Наоми Аки, Луис Канселми, Келли МакКормак, Лукас Хеджес
Так и не вышедший в российский прокат после единичного пресс-показа режиссерский дебют комедиантки Евы Виктор. Но ее кино — не шутка, а горько-ироничное размышление о том, как справиться с полученной травмой. Как в этом опыте можно пройти путь тотального одиночества и как можно обрести внезапную поддержку от доброты незнакомцев. Как боль делает тебя меньше и как ты постепенно вырастаешь вокруг раны, крепчая и ощущая себя иначе. Заботливое, внимательное к человеку и чуткое кино, залечивающее раны и успокаивающее внутренний ураган.
«Грешники» / Sinners
Режиссер: Райан Куглер В ролях: Майкл Б. Джордан, Хейли Стайнфелд, Майлз Кэйтон, Джек О’Коннелл, Вунми Мосаку
Большая сенсация в сегменте авторского кино, скрестившего жанровый экшен с самобытной историей. Как писали о картине Райана Куглера еще на старте, «не сиквел, не приквел, не адаптация, не экранизация, а по-настоящему оригинальный сюжет». В разгар расовой сегрегации на юге США вампиры-ирландцы окучивают в ночи бар для темнокожих посетителей. Те, как могут, дают отпор, что оборачивается настоящей кровавой жатвой. Ни на секунду не отпускающий тебя ловко выстроенный триллер, в котором вампиризм — пародия на угнетателей, а раскаленный от летнего зноя юг страны напоминает локацию ада на земле. Настоящий антиколониальный рассказ с жаркими сценами, зашкаливающим саспенсом и героями, проносящими через себя значимый нарратив о свободе, гражданских правах и противостоянии злу, какую бы форму оно ни принимало. Тот редкий случай, когда кино получилось такой высокой пробы, что с нетерпением ждешь его продолжения.
«Альфа» / Alpha
Режиссер: Жюлия Дюкурно В ролях: Мелисса Борос, Голшифте Фарахани, Тахар Рахим, Эмма Маки, Финнегэн Олдфилд, Луай Эль Амруси
Тоже не дошедшая до широкого российского проката (был один показ в рамках кинофестиваля Voices) каннская драма Жюлии Дюкурно. Окрашенная в рыжую пыль история разворачивается в мире недалекого будущего, когда человечество поразил странный вирус, превращавший людей в мраморные статуи. Главная героиня, медик (у героини нет имени, а сыграла ее Голшифте Фарахани), отчаянно борется за жизнь брата, страдающего от наркозависимости, вытаскивая его снова и снова из лап смерти, от которой он сам давно устал отбиваться. А также сражается за жизнь дочери, которую, возможно, поразил страшный вирус. «Альфа» — пронзительная картина, напоминающая, что порой с любимыми все же стоит расстаться: не для себя, но ради них — чтобы отпустить их на волю, перестав оставлять их должниками нашей любви.
«Лермонтов»
Режиссер: Бакур Бакурадзе В ролях: Илья Озолин, Евгений Романцов, Вера Енгалычева, Дмитрий Соломыкин, Андрей Максимов
Лермонтов был автором универсальным, писавшим и стихи, и прозу, и таким же полнокровным и разным получился фильм Бакура Бакурадзе в его честь. Лента исследует лишь последние часы жизни одинокого автора, который томится от собственного одиночества, но не подпускает к себе людей. В последний день жизни, накануне роковой дуэли, он тормошит загривок любимого пса, распутывает колтун в гриве иссиня-черного скакуна и бродит среди безучастных деревьев — свидетелей его одиночества. Лермонтов в исполнении комика Ильи Озолина — не величественный монумент и не бездушный сборник лучших работ гения, а обычный человек, который чем уязвимее, тем больнее ранит сам. Изящный, вдумчивый и наполненный чувствами портрет поэта, в котором проступает человек — растерянный, запутавшийся, сиротливый и безутешный.
«Достать ножи: Воскрешение покойника» / Wake Up Dead Man
Режиссер: Райан Джонсон В ролях: Дэниэл Крэйг, Джош О’Коннор, Гленн Клоуз, Джош Бролин, Мила Кунис
Едва ли не лучшая часть детективной трилогии Райана Джонсона. Очередная глава расследовательских похождений манерного сыщика Бенуа Блана (Дэниэл Крэйг) разворачивается в лоне церкви, где непримиримо сражаются за души прихожан священники с полярными подходами к проповедям. Молодой и чуткий (Джош О’Коннор) мечтает созидать силой веры и размягчать людские сердца, более зрелый (Джош Бролин) стремится их ожесточить. Неудивительно, что вскоре происходит убийство — и каждый из паствы теперь под подозрением. Остроумный, сбалансированный и жанрово многообразный сиквел, в котором находится место смешному и грустному, земному и небесному, явному и скрытому.
«Мелочи жизни» / Small Things Like These
Режиссер: Тим Милантс В ролях: Киллиан Мерфи, Эмили Уотсон, Айлин Уолш, Мишель Фэйрли, Клэр Данн
Формально картина Тима Милантса датируется 2024 годом, но в российский прокат вышла в начале 2025-го. Она основана на реальных историях жертв женских монастырей в Ирландии, где девушек систематически подвергали насилию и рабскому труду. Картина рассказана с позиции свидетеля насилия (в исполнении Киллиана Мерфи) — тихого и скованного человека, привыкшего оставаться невидимым для мира. Но наступает момент, когда важно принять волевое решение — осмелиться противостоять злу или позволить ему быть с твоего тихого попустительства. «Мелочи жизни» — кино обучающего свойства, в котором с легкостью узнаешь себя, но которое без осуждения указывает верный путь, проводя зрителю прямой массаж сердца, лишая черствости и запуская с новой силой.
«Битва за битвой» / One Battle After Another
Режиссер: Пол Томас Андерсон В ролях: Леонардо ДиКаприо, Шон Пенн, Чейз Инфинити, Бенисио Дель Торо, Тияна Тейлор, Реджина Холл
Мало какой фильм в этом году сумел так точно попасть в унисон современному обществу, раздираемому спорами и напитанному взаимной ненавистью, как отчасти издевательская сатира Пола Томаса Андерсона. «Битва за битвой» напоминает нескончаемое сражение, в котором герои стараются одолеть безликого государственного «Голиафа», остающегося к ним равнодушным. Персонажи разных мастей наперебой выкрикивают лозунги и соревнуются в большей гражданской сознательности, но в этой изнурительной схватке политических идей теряется нечто человеческое, живое и важное. Большой, язвительный и зубастый эпос современного классика, которому прочат все ключевые призы предстоящего «Оскара».
«28 лет спустя» / 28 Years Later
Режиссер: Дэнни Бойл В ролях: Элфи Уильямс, Аарон Тейлор-Джонсон, Джоди Комер, Рэйф Файнс, Эдвин Рюдинг
Дэнни Бойл воскресил свою хитовую франшизу про ходячих мертвецов, некогда перепридумавшую жанр, наделив его скоростью и динамикой. «28 лет спустя» — редкий пример возвращения в киновселенную, которая за время творческого перерыва стала только насыщеннее, вдумчивее и еще более могучей. Мир продолжает противостоять зомби, оккупировавшим планету, а те неустанно носятся за людьми с немыслимой выносливостью и скоростью. Благодаря драйву и напряжению получился киноопыт, во время которого некогда передохнуть. Но это незабываемый зрительский эксперимент, который еще долго не ослабляет свою хватку.
«Жизнь Чака» / The Life of Chuck
Режиссер: Майк Флэнаган В ролях: Том Хиддлстон, Джейкоб Тремблей, Бенджамин Паяк, Коуди Флэнаган, Чиветель Эджиофор
Мастер ужаса и большой ценитель миров Стивена Кинга, Майк Флэнаган в этом году взялся за самый нестрашный роман писателя, от которого по душе разливается теплый мед. История начинается как запутанный сюжет с крахом мира, неким загадочным Чаком (Том Хиддлстон) и его памятью о жизни, в которой произошло так много и так же много не успело случиться. «Жизнь Чака» пугает разве что грузом сожаления об утраченных возможностях, собственной нерешительности и заискиванием перед другими, в то время как стоит ориентироваться только на себя. Кино, способное сэкономить на сеансе психотерапии. Кино, в которое хочется укутаться, как в теплый плед. Кино, напоминающее родительский дом с запертым чердаком, на который запрещено ходить — но не потому, что там страшно, а потому, всегда успеется: спеши жить, но не беги впереди своей жизни.
«Хищник: Планета смерти» / Predator: Badlands
Режиссер: Дэн Трахтенберг В ролях: Эль Фаннинг, Димитриус Коломатанги, Рави Нарайан, Майкл Хомик, Стефан Грубе
Безупречный фэнтезийный триллер, снятый по всем законам жанра. Если сиквел уставшей франшизы, то только такой. Дэн Трахтенберг сделал кино, в котором под верхним слоем адреналинового экшена обнаруживается семейная драма, разговор о поиске себя в отрыве от навязанных ролевых моделей и напутствие, когда важно уметь постоять за себя и других, а когда стоит опустить кулаки. Динамичный, феерично снятый и точно выверенный фильм о хищниках и людях, между которыми не всегда заметна разница, но всегда важно эти отличия в себе находить.
«Финикийская схема» / The Phoenician Scheme
Режиссер: Уэс Андерсон В ролях: Бенисио Дель Торо, Миа Триплтон, Майкл Сера, Риз Ахмед, Том Хэнкс, Брайан Крэнстон
Уэс Андерсон после нескольких не самых сильных проектов вернулся на экраны с новой сказкой. В ней снова точные пропорции кадра, пестрая цветообработка и команда первых голливудских звезд, изображающих обаятельных и причудливых героев, спутанных в единый сюжет. Он о семье и о себе, про приключения и современный мир в авторской упаковке режиссера-фантазера. Остроумная, чувственная и захватывающая сказка, пределы которой еще долго не хочется покидать. Талантливый и сильный камбэк режиссера, про которого еще пару лет назад казалось, что он «исписался». Но это мы рано списали его со счетов.
«Грабитель с крыши» / Roofman
Режиссер: Дерек Сиенфрэнс В ролях: Ченнинг Татум, Кирстен Данст, Питер Динклэйдж, Джуно Темпл, Бен Мендельсон
Досадно упущенная многими лента, основанная на реальных событиях и, вероятно, с лучшей ролью в карьере Ченнинга Татума. Сбежавший из тюрьмы мошенник укрывается в супермаркете, откуда постепенно выбирается во внешний мир, где находит свою любовь. Герой не злодей по натуре, но точно плут, а потому первым запутывается в собственной паутине лжи. Но он по-настоящему чувствует и верит, что можно прожить жизнь, расщепленную надвое — где он воришка-грабитель и где он трогательный семьянин. Тонкое, душевное и умное кино, отрицающее традиционное деление людей на плохих и хороших и разрешающее этой противоречивой истории очаровать нас и влюбить в себя.
«Простая случайность» / Yek tasadef sadeh
Режиссер: Джафар Панахи В ролях: Вахид Мобассери, Марьям Афшари, Эбрахим Азизи, Хадис Пакбатен, Маджид Панахи
Иранский постановщик Джафар Панахи наконец-то обладатель не только завидной способности снимать кино под арестом, но и долгожданной «Пальмовой ветви» Канн. В центре истории простой автомеханик, в прошлом переживший пытки во время тюремного заключения в разгар политических репрессий. Спустя годы он случайно узнает своего мучителя по скрипу протеза ноги. Из чувства мести вывозит мужчину в пустыню, где планирует закопать живьем, но в последний момент спохватывается: а точно ли поймал карателя, а не случайного человека? Чтобы убедиться, он находит и подключает прочих жертв репрессий, реагирующих на его поступок по-разному: одни готовы линчевать злодея, вторым важно не уподобиться ему и проявить милосердие. Так начинается укутанная в пыль одиссея героев, способных выбрать лишь сердцем: мстить или простить? Обманчиво аскетичное кино со скромным бюджетом, но с сильным нервом, который истерично пульсирует здесь на протяжении почти двухчасового хронометража.
«Туда»
Режиссер: Иван Петухов В ролях: Петр Федоров, Ирина Старшенбаум, Алексей Серебряков, Евгения Добровольская, Владислав Тирон
Роуд-муви в российском кино — еще осваиваемая территория, в которой много скрытого золота. Иван Петухов снял живую, искрящуюся и добрую картину о встрече двух противоположностей. Ворчливый и угрюмый таксист (Петр Федоров) везет в другой город жизнерадостную пассажирку (Ирина Старшенбаум). В пути им придется узнать и принять друг друга, залечить обоюдные раны и насладиться не итоговой точкой преодоленной дороги, а опытом, который они приобрели в пути. Редкое кино, после которого хочется распахнуть окно собственного автомобиля, чтобы вдохнуть полной грудью, когда сам ты несешься прочь из застойной жизни туда, где начинаются настоящие чудеса.
«Орудия» / Weapons
Режиссер: Зак Креггер В ролях: Джулия Гарнер, Джош Бролин, Олден Эренрайк, Остин Абрамс, Кэри Кристофер
Зак Креггер в 2022 году совершил локальное чудо, сняв своего дебютного «Варвара», а спустя три года повторил и даже удвоил успех со своим вторым полным метром — «Орудиями». В небольшом городке однажды ночью группа детей из одного класса, не сговариваясь, выбегает из своих домой и мчится в неизвестном направлении. Полиция и родители растеряны, потому что здравого объяснения случившемуся нет. Остается лишь потустороннее. Креггер со знанием дела монтажом ломает стройное повествование фильма, делая его многослойным и запутанным. А еще, конечно, накаленным до предела — в «Орудиях» с лихвой моментов, когда от волнения забываешь дышать. Но за это мы умное жанровое кино и любим.
«Главы государств» / Heads of State
Режиссер: Илья Найшуллер В ролях: Джон Сина, Идрис Эльба, Приянка Чопра Джонас, Пэдди Консидайн, Александр Кузнецов, Карла Гуджино
С легкой руки Ильи Найшуллера политическая сатира в этом году обрела нового «бойца». Это история про американского президента (Джон Сина) и британского премьер-министра (Идрис Эльба), похищенных террористами, от которых они вместе спасаются в Восточной Европе. Непримиримые политические соперники учатся действовать сообща, спасая собственные жизни в уморительно карикатурных ситуациях. Найшуллер вновь продемонстрировал талант подходить к привычному жанру с нового ракурса и пропускать через него сильный заряд. Боевик вышел на стриминге Prime Video в обход кинотеатрального проката, а зря: онлайн лента добилась внушительного результата по просмотрам и, вероятно, ей хватило бы сил навести суеты в мировом бокс-офисе, окажись продюсеры хоть на толику такими же смелыми, как герои фильма.
«Материалистка» / Materialists
Режиссер: Селин Сон В ролях: Дакота Джонсон, Крис Эванс, Педро Паскаль, Зои Уинтерс, Марин Айрленд
Спорный, горячо обсуждаемый и не оставляющий равнодушным фильм Селин Сон, провозгласившей, что ромком жив. «Материалистка» — современный взгляд на поиск любви в большом городе с применением офлайн-алгоритмов дейтинговых приложений. Героиня Дакоты Джонсон — опытная сваха и сапожник без сапог: успешно налаживает личную жизнь клиентов, но сама так и не может определиться с выбором идеального партнера для жизни. Селин Сон пытается проследить романтический опыт человечества, начиная еще с пещерных времен и заканчивая реалиями современных каменных джунглей — больших мегаполисов, в которых мы находим счастье и теряем его. Можно долго спорить о финальном напутствии постановщицы и сценаристки, но невозможно отказать фильму в соответствии самым высоким анкетным стандартам. Это эстетично, вдумчиво и талантливо сделанное кино про нас с вами и мир, истосковавшийся по настоящей любви.
«Сводишь с ума»
Режиссер: Дарья Лебедева В ролях: Мила Ершова, Юрий Насонов, Антон Васильев, Антон Артемьев, Надежда Иванова
Внезапный, но заслуженный хит этого года, выпущенный без особой медийной поддержки, но хорошо собравший в прокате и полюбившийся даже тем зрителям, кто относится к жанру ромкомов с недоверием. Особенно ценен этот успех тем, что картина — полнометражный дебют Дарьи Лебедевой. «Сводишь с ума» — история двух обитателей одной питерской квартиры. Но есть одно «но»: соседи живут в параллельных реальностях и способны общаться только с помощью настенного зеркала, разделяющего их миры. За время вынужденного «сожительства» герои успевают сблизиться, подружиться и полюбить друг друга. Однако для того, чтобы быть вместе, им необходимо не только преодолеть пространственно-временной барьер, но и проститься со старыми версиями себя. Трогательное, порхающее и согревающее кино о любви, каких уже почти не снимают.
«Бабули» / Nonnas
Режиссер: Стивен Чбоски В ролях: Винс Вон, Сьюзен Сарандон, Лоррейн Бракко, Талия Шайр, Бренда Ваккаро, Линда Карделлини
Реальная история про мужчину, открывшего в Нью-Йорке итальянский ресторан, в котором шеф-поварами работают бабушки со всего света. Запускал свой бизнес герой во время личного душевного упадка и преодолев немало преград на своем пути, часто готовясь опустить руки. Винс Вон играет самозабвенно и со всей душой, эта работа — одна из жемчужин его фильмографии. А сама картина вдохновляет и дарит надежду, напоминая, как важно уметь рисковать и верить в свои силы, несмотря ни на что. Прекрасное кино, не замеченное широким зрителем, но, если нужна пилюля добра, — вам по адресу.
«Я бы тебя пнула, если бы могла» / If I Had Legs I'd Kick You
Режиссер: Мэри Бронштейн В ролях: Роуз Бирн, Раким Роки, Конан О’Брайен, Даниэль Макдональд, Мэри Бронштейн, Айви Волк
В этом году появилось сразу несколько важных картин о трудностях материнства, рассказанных женщинами и через женскую оптику. Они дискомфортны, потому что материнство — вещь непростая, и сложны по структуре. Однако если Линн Рэмси в своей каннской «Умри, моя любовь» делает историю родительства почти мучительным опытом, лента Мэри Бронштейн с роскошной актерской работой Роуз Бирн (актриса выиграла за нее награду Берлинале) работает со схожим материалом изящнее и находчивее. Главная героиня постоянно находится рядом с дочерью, которую мы не видим на экране, а только слышим. Ее муж-моряк далеко, а в потолке дома образовалась огромная дыра. Но сил и времени на ремонт катастрофически нет, потому что, помимо опеки над болеющей дочерью, Линда еще активно работает социальным психологом. Комплексное и интригующее кино с непредсказуемым финалом. Но именно такие истории в хорошем смысле еще долго не выходят у тебя из головы.
«Голубая луна» / Blue Moon
Режиссер: Ричард Линклейтер В ролях: Итан Хоук, Маргарет Куолли, Бобби Каннавале, Эндрю Скотт, Патрик Кеннеди, Джона Лис
Справедливо предположить, что 2025-й был годом Ричарда Линклейтера, разом выпустившего каннскую «Новую волну» про съемки дебюта Годара и «Голубую луну» с Итаном Хоуком про выпавшего из профессии реального поэта-песенника Лоренца Харта. Первый фильм — черно-белая любовная ода тому, как рождаются большие кинематографисты, второй — грустная песня про то, как они угасают. Только если в «Новой волне» на экране толпится многолюдный актерский ансамбль, в «Голубой луне» почти все держится на мастерстве Итана Хоука, достигшего в этой роли новых высот в профессии. Это подчеркнуто разговорная драма, все действие которой сведено до минимума и разворачивается в душе героя, а не вовне. Это во многом ювелирная и неповторимая работа, равной которых в этом году не было.
«Сират» / Sirât
Режиссер: Оливер Лаше В ролях: Серхи Лопес, Бруно Нуньес Архона, Жад Укид, Тонин Жанвье, Ричард Беллами, Стефания Гадда
Оглушающе громкий фильм-притча про отца и сына, отправившихся в разгар апокалипсиса в пустыню на поиски исчезнувшей дочери и сестры. Там герои встречают группу престарелых рейверов, устраивающих дискотеки прямо посреди пустынь, заставляя их огромными колонками. А дальше рассказывать не имеет смысла, потому что «Сират» Оливера Лаше — киноаттракцион, в котором важно пережить этот зрительский опыт самостоятельно. В картине есть ровно два поворотных момента, но они такие мощные по силе воздействия, что лишают дара речи и впечатывают в кресло. Вероятно, это фильм на один раз, потому что при повторном просмотре уже известны все «опасные» моменты. Но зато как незабываем этот опыт.
«Встречные»
Режиссер: Камила Рамазанова В ролях: Филипп Ершов, Дмитрий Куличков, Виктория Тихомирова, Раиса Рязанова, Михаил Горевой, Артур Казберов
Дебют молодой постановщицы Камилы Рамазановой, увиденный нами на фестивале «Одна шестая» в Екатеринбурге. С виду это обычная история про случайно встретившихся незнакомцев: юного режиссера Сашу (Филипп Ершов) и возрастного Гену (Дмитрий Куличков), волею судьбы сошедших с общего поезда в родной для Гены деревушке. Там он мечтает застать живой любимую бабушку, попутно знакомит Сашу с друзьями детства, с которыми больше нет точек пересечения, с родными местами, впитавшими в себя горько-сладкую память самых разных поколений, и отчасти с собой, ведь ничто так не раскрывает человека, как место, которое его сформировало. У фильма неожиданный и обескураживающий финал, которому предшествует рассказ про судьбу человека — сложную, болезненную, но вместе с тем очень красивую. «Встречные» не просто пример талантливого авторского кино, но прямое свидетельство рождения новой яркой постановщицы, за карьерой которой хочется следить.