Разобраться • 26 декабря 2025
Автор: Александр Столяров
Фото: РИА Новости, Unsplash
Блогеры-продавцы обучающих курсов снова в центре судебных разбирательств. На днях рассматривалось дело Артема и Валерии (Лерчек) Чекалиных, которых обвиняют в незаконном выводе в ОАЭ 250 млн руб. Аяз Шабутдинов, другой инфопредприниматель, получил семь лет колонии за мошенничество в особо крупном размере. «Инк» разбирался, как владельцы популярных блогов создают компании-«пустышки», поговорил со слушателями таких курсов и выяснил, что будет с крупнейшей «инфоимперией» России — «Like центром».
Блогеры-продавцы обучающих курсов снова в центре судебных разбирательств. На днях рассматривалось дело Артема и Валерии (Лерчек) Чекалиных, которых обвиняют в незаконном выводе в ОАЭ 250 млн руб. Аяз Шабутдинов, другой инфопредприниматель, получил семь лет колонии за мошенничество в особо крупном размере. «Инк» разбирался, как владельцы популярных блогов создают компании-«пустышки», поговорил со слушателями таких курсов и выяснил, что будет с крупнейшей «инфоимперией» России — «Like центром».
Монстры «черного маркетинга»
Конец года оказался богат на судебные процессы над блогерами-инфобизнесменами. Так, в декабре в очередной раз на скамье подсудимых оказались блогеры Лерчек и Артем Чекалин. В этом же месяце продолжилось рассмотрение дела против блогера Александры Митрошиной, а чуть ранее в ноябре суд поставил жирную точку в деле Аяза Шабутдинова — возможно, самого крупного инфобизнесмена страны за последнее время, — отправив его на семь лет в колонию.
Лерчек и Артема Чекалина обвиняют на этот раз в выводе 250 млн руб., которые были заработаны на курсе «Идеальное тело». Средства от продажи курсов вначале шли на счета разных ИП, за что против блогеров ранее было уже возбуждено еще одно уголовное дело — о дроблении бизнеса. Но затем предприниматели открыли в ОАЭ фирму E-FITNESS FZSO, якобы чтобы через нее получать оплату за марафоны от людей, находящихся за пределами России. По версии следствия, в действительности на счета этой фирмы выводились деньги, которые в итоге не облагались в России налогом. Транзакции проходили по подложным документам и оформлялись как покупка информационного продукта.
Уголовное дело продолжат рассматривать в январе, сейчас оба блогера находятся под домашним арестом. Несмотря на развод, они продолжают совместно вести бизнес: у блогеров есть компания «Би Фит», бренд средств для макияжа Letique Cosmetics, компании «Летик Мейкап» и «Экофлоу». При том дела у бизнеса, судя по всему, сейчас идут не очень — мать Чекалиной рассказывала о бедственном положении семьи. Якобы Лерчек сейчас вынуждена жить у подруги, за чьим особняком она бесплатно присматривает.
Рушится и бизнес Александры Митрошиной, другого популярного блогера, чье новое уголовное дело суд также продолжит рассматривать в январе. Ранее, в 2023 году, против Митрошиной было возбуждено дело о дроблении бизнеса и уклонении от уплаты налогов на сумму 127 млн руб. Но в том же году ей удалось погасить задолженность, в связи с чем дело закрыли. В марте текущего года ее задержали по новому делу — в связи с отмыванием денежных средств в особо крупном размере. В октябре ФНС попросила признать ее банкротом.
В конце года окончательно решилась судьба еще одного инфобизнесмена — Аяза Шабутдинова. Его задержали еще в 2023 году. А спустя ровно два года, 1 ноября 2025-го, произошла развязка. Пресненский суд Москвы приговорил Шабутдинова к семи годам колонии и 5 млн руб. штрафа по делу о мошенничестве в особо крупном размере.
Шабутдинова признали виновным в 113 преступлениях на общую сумму 57 млн руб. Суд также пришел к выводу, что Шабутдинов создал «преступную группу, координировал ее работу и давал ложные данные о своих курсах». Его империя «Like Центр» продолжает существовать, но опрошенные «Инком» предприниматели не верят, что у нее есть будущее.
Наследник «Бизнес Молодости»
Пожалуй, именно Аяз Шабутдинов стал настоящей иконой российского инфобизнеса. Если бизнес других блогеров-инфопредпринимателей был, как правило, связан с их сверхпопулярными блогами, через которые и шли основные продажи, Шабутдинову удалось создать настоящую независимую бизнес-империю, которая самостоятельно генерировала трафик и привлекала клиентов.
Шабутдинова не раз называли гением маркетинга и наследником проекта «Бизнес Молодость», основанного Петром Осиповым и Михаилом Дашкиевым из Чебоксар. Эта бизнес-школа до 2020 года была одним из лидеров российского рынка образования для начинающих предпринимателей. Прославился, впрочем, этот проект в первую очередь сомнительным маркетингом и обещаниями мгновенного успеха.
Шабутдинов начал строить свой холдинг еще в 2013 году с сети хостелов и кофеен в Ижевске, объединенных брендом «Like». К 2015 году в холдинг молодого предпринимателя уже входили десятки компаний, в том числе сеть фотошкол, турагентств, языковых курсов, цветочных магазинов. В этом же году появилось и самое успешное его детище — «Like центр», который в дальнейшем и генерировал основную выручку. У «Like центра» были как бесплатные, так и платные услуги — курсы, которые стоили сотни тысяч рублей. Например, премиум-пакет МСА (обучение маркетингу, продажам и менеджменту для предпринимателей. — Прим. ред.) можно было купить за 1,5 млн руб. Все это напоминало всю ту же «Бизнес Молодость» и на удивление также хорошо работало.
В умении подать себя Аязу Шабутдинову, действительно, не откажешь. Предприниматель создал образ креативного универсала, способного с нуля входить во все новые ниши и делать успешные бизнесы. Правда, если копнуть глубже, становилось понятно, что весь его бизнес был максимально простым: хостелы, кофейни — это ниши, доступные буквально для всех.
Ирина Соколова
бизнес-стратег, автора программы «Метод регулярных продаж»
По словам бизнес-стратега, автора программы «Метод регулярных продаж» Ирины Соколовой, за восемь лет на рынке бизнес-образования «Лайк центр» стал одним из лидеров и завоевал доверие более чем 382 тыс. участников. Компания держалась на эффекте «социального доказательства». Первые «успешные» ученики, громкая реклама и агрессивный маркетинг создавали иллюзию работающей модели.
Аяз Шабутдинов нашел правильную точку, куда ударить, продолжает Сергей Гришин, предприниматель, основатель Российского движения за честную независимую оценку качества образования.
Сергей Гришин
предприниматель, основатель Российского движения за честную независимую оценку качества образования
«После СССР в стране не развито предпринимательство, все хотят начать этим заниматься и строить свой бизнес. В России очень доверчивые люди, которые любят быстрые решения сложных вопросов и переложить ответственность: сейчас пойду заплачу денег парню и сразу получу волшебную инструкцию, как стать олигархом. Этим и воспользовался Аяз», — отмечает Гришин.
Харизма Шабутдинова у его проекта заменяла методологию, в «Like центре» мотивацию выдавали за знания, продолжает директор по маркетингу Школы бизнеса МИРБИС Арсений Гудин. «У «Like Центра» не было долгосрочной программы развития и сильного состава преподавателей. Все средства вкладывались в маркетинг и продажи», — добавляет эксперт.
Опрошенные «Инком» эксперты, в том числе предприниматели, учившиеся в «Like Центре», говорят, что механика работы бизнес-школы напоминала принципы финансовой пирамиды.
На волне обещаний легких денег в онлайне потянулись все новые и новые клиенты. На этом строят бизнес и все остальные инфобизнесмены. «У Аяза также была крайне агрессивная и настойчивая служба продаж — они обрабатывали каждого, кто оставил контакты, — звонили, писали, давили, манипулировали», — рассказывает «Инку» один из слушателей курса.
Бизнес на пустоте
Как рассказали «Инку» люди, столкнувшиеся с «Лайк Центром», это была «крайне странная структура».
«На дворе была осень 2018 года, в сфере PR и копирайтинга с работой было не очень хорошо. Поэтому мне показалось заманчивым попробовать устроиться на позицию контент-менеджера в «Like Центр», — поделился с «Инком» Михаил (имя героя по его просьбе изменено. — Прим. ред.).
У Михаила был хороший опыт в крупных компаниях на аналогичных позициях. «Like Центр» ему виделся перспективным местом, ведь о нем много говорили. К тому же бизнесовая тематика предполагала хороший доход — в самой вакансии, правда, зарплатной вилки не было указано.
Михаил рассказывает, что он отправил в «Like Центр» резюме и буквально через полчаса ему ответила Наталья Лашкевич, представившаяся помощником руководителя. Она выслала ему тестовое задание и попросила самому определить дедлайн — к какой дате следует его выполнить.
Задание представляло собой статью о том, как «предпринимателю не превратиться в белку в собственном колесе» и как следует расширять горизонты. Из нее надо было сделать красивую презентацию с картинками. «Статья была никакущая, одна вода. Ее надо было подать так, чтобы зашло и ее мог зачитать какой-то их руководитель», — поясняет Михаил.
Михаил уже сразу заподозрил подвох, но решил выполнить тестовое и посмотреть, что будет дальше. Ему довольно быстро ответили и позвали на собеседование в офис компании в «Москва-сити».
«Я приехал туда к назначенному часу. Меня пропустили у проходной и посадили на диванчик, предложив подождать их руководителя. Но последний все никак не появлялся — уже прошло полчаса, потом и вовсе час», — рассказывает Михаил. Вокруг происходила какая-то суета, девушки на ресепшене бегали в разные стороны и постоянно отвечали на входящие звонки. На диване для прохождения собеседований собралось уже пять человек, которые хотели устроиться в разные отделы. Никто на кандидатов не обращал никакого внимания.
Наконец через час к Михаилу вышел его будущий руководитель — молодой человек примерно 25 лет, который отвечал в бизнес-школе за подготовку презентаций. На собеседовании он сходу заявил кандидатам, что они приняты на работу и что ее будет очень много. Надо было генерировать презентации буквально из всего, что попадалось под руку, качество их никого не волновало — спикеры центра просто должны были все время выступать. Как выяснилось, многие преподаватели даже не прикладывали руку к созданию некоторых своих лекций, за них это делали контент-менеджеры.
Михаилу предложили работать ненормированный рабочий день, объяснив, что после 18.00 никто из сотрудников не заканчивает работу. На вопрос о зарплате ему ответили, что она составляет около 25 тыс. руб.
«Мой опыт никого не интересовал, они сказали, что «вилки» нет и все получают на первом этапе столько. В то время рыночная зарплата на моей позиции была в три раза больше», — сетует Михаил. По его словам, в вакансии было указано, что гарантируется рыночная зарплата, но, к сожалению, здесь крылся обман. В итоге с собеседования он ушел ни с чем.
Не довольны «Like Центром» и клиенты, покупавшие там курсы. Они называют их «выброшенными на воздух деньгами».
Так, предприниматель, эксперт по кларификации внутренних опор лидера Лариса Васильева рассказала «Инку», что записалась на курс «Like центра» в конце сентября 2022 года. Это решение она приняла, когда узнала, что ее знакомая, успешный эксперт в онлайн-сфере, прошла обучение за серьезную сумму.
Лариса Васильева
предприниматель, эксперт по кларификации внутренних опор лидера
«Я тогда тоже планировала развивать онлайн-бизнес. У меня было уже реализовано три успешных бизнес-проекта в офлайне, но мне не хватало навыков продвижения и построения воронок продаж в Сети. Поэтому я вначале прошла бесплатный трехдневный марафон Аяза, где он хвастался успехами своих учеников. И после уже записалась на платное обучение», — говорит Лариса.
Стоимость курса была около 100 тыс. руб., Васильева взяла рассрочку, оплатив вначале первый взнос в 30 тыс. руб. Деньги были отправлены не на реквизиты «Like центра», а какому-то незнакомому ИП. Вначале Васильеву позвали на семидневный бизнес-лагерь.
Лариса Васильева
предприниматель, эксперт по кларификации внутренних опор лидера
«Меня уже тогда насторожил посыл во время обучения — «сначала продавай — потом создавай». Кроме того, не понравился состав учеников — было много молодежи без реального опыта и твердых навыков в какой-либо сфере. Им внушали, что они могут консультировать и продавать свои курсы, но у них не было глубокой экспертизы и готового продукта», — рассказывает предприниматель.
После лагеря Васильевой предложили выбрать направление для продолжения обучения и она пошла на курс консалтинга. В группе было 40–50 человек. Руководителем группы и ведущим курса «Консалтинг» был Алексей Перкулимов по прозвищу «Алексей 75 миллионов».
Лариса Васильева
предприниматель, эксперт по кларификации внутренних опор лидера
«Его манера общения была высокомерной и отталкивающей. Я ожидала получить конкретные инструменты продвижения и схемы создания онлайн-воронок. Но на занятиях я не узнала ничего нового — он давал банальные советы по продажам начального уровня, элементарные вещи, которые легко доступны в свободных источниках. А также неэтичные способы продаж, например давление на «боли» клиента», — говорит Васильева.
Предприниматель добавляет, что никакой ценности в курсе для нее не было и она обратилась в службу поддержки с просьбой о переводе в другую группу, но получила отказ. После этого она отказалась вносить следующий платеж и ее доступ к обучению в «Лайк Центре» был закрыт.
Именно с разочарованных клиентов и начался крах империи Шабутдинова. В 2023 году восемь предпринимателей, отдавшие за обучение 5 млн руб., написали заявления в правоохранительные органы с жалобой на мошенничество.
Ставьте лайки
Сейчас «Like центр» продолжает работать. Но если на пике в 2021 году его выручка превышала 7,5 млрд руб., то в последние несколько кварталов она, по оценкам Smart Ranking, составляет 120–140 млн руб.
«Like центром» управляет и Екатерина Лапшина, основательница инвесткомпании Era Capital и создательница онлайн-кинотеатра Okko. Она попыталась запустить у бизнес-школы новые курсы по ИИ. Были ли они успешны, неясно. На запрос «Инка» предпринимательница не ответила.
У Лапшиной, по данным Rusprofile, есть 1,05% ООО «Лайк Центр», который и является «Like Центром». Основной пакет компании, 82,6%, продолжает оставаться у Аяза Шабутдинова. Также среди интересных инвесторов — экс-основатель Quwi Сергей Солонин с 10,5% и 38-летний депутат Заксобрания Пермского края Денис Шитов — 0,5%.
Сейчас в отношении «Like центра» открыто 190 исполнительных производств общей суммой примерно 85 млн руб. Также 11 его экс-студентов подали заявления на банкротство одного из юрлиц организации — АНО «Центр развития предпринимательства +». Именно на него оформлена образовательная лицензия. Каждый из этих людей выиграл суды о возврате стоимости онлайн-обучения, но деньги от бизнес-школы так и не получил.
Выручка АНО «Центр развития предпринимательства +» в 2023 году по РСБУ составила 5 млрд руб., а чистый убыток достиг 199 млн руб. У самого ООО «Лайк Центр» в 2024 году был, по данным Rusprofile, убыток в 39 млн руб.
Как пояснила «Инку» основательница исследовательского агентства Smart Ranking Дарья Рыжкова, если до ареста Аяза «Like центр» был в топе на рынке Edtech, то сейчас он опустился ниже 30-го места и это падение продолжается.
Дарья Рыжкова
основательница исследовательского агентства Smart Ranking
«Я думаю, что бизнес-школа дальше не будет существовать под этим брендом. Они выполнят просто сейчас все свои обязательства и все. Насколько мне известно, один из их инвесторов сейчас рассматривает новые идеи, думает, какие продукты в области обучения предпринимателей можно запустить дальше на базе того фундамента, который был заложен «Like центром», — отмечает эксперт.
Сейчас Like-центр продолжает работать по инерции, соглашается Ирина Соколова. «Это, возможно, последние деньги, которые компания может заработать на остатках доверия и действующих договорах. Название «Like Центр» стало нарицательным для обозначения обмана в сфере образования. Любой новый продукт под этим брендом будет встречать скепсис и сравнения с прошлыми провалами», — говорит эксперт.
Приговор рынку блогерства
Российский рынок онлайн-образования долго существовал в серой зоне, там было много мошенничества, говорят эксперты. И ситуация с Like-центром — это капля в море проблем этого рынка. Марафоны Блиновской и Лерчек, а также курсы Митрошиной — все это только верх айсберга современного инфобизнеса, неожиданно привлекший внимание регулирующих органов.
В России граница между гуру и мошенником все чаще стирается. В стране нет обязательной государственной аккредитации для большинства частных курсов и это создает поле для злоупотреблений, обращает внимание Арсений Гудин. Сегодня любой успешный предприниматель может начать продавать «курсы по бизнесу», рассказывая о своем пути под зажигательную музыку.
Арсений Гудин
«Главная опасность таких «бизнес-гуру» — в создании ложного впечатления, что бизнес прост. На самом деле он требует системного мышления, глубоких знаний, умения работать с рисками и людьми», — отмечает Гудин.
Опрошенные «Инком» юристы и предприниматели отмечают, что к развязке и аресту Аяза мог привести накопительный эффект большого числа негативных отзывов. А также рост внимания регуляторов к бизнесу.
По словам экс-директора по стратегии и анализу в Mail. Ru Group, сооснователя клуба для предпринимателей SharAI Александра Горного, основной претензией к Шабутдинову было расхождение между рекламным обещанием и реальным результатом курсов, помноженное на отсутствие возвратов недовольным пользователям.
Александр Горный
экс-директор по стратегии и анализу в Mail. Ru Group, сооснователь клуба для предпринимателей SharAI
«Не возьмусь комментировать оправданность этих претензий, но, безусловно, лучше в курсах обещать только то, что реально собираешься исполнить», — отметил эксперт.
Приговор Шабутдинову стал сигналом даже не рынку образования, а рынку блогерства, говорит Дарья Рыжкова.
Рыжкова считает, что претензий, связанных с налогами, как к другим блогерам, к Шабутдинову быть не могло, т. к. он внимательно следил за этим. Инвесторы, вероятно, следили за ситуацией с налогообложением в «Like центре». Поэтому поводом для претензий стал маркетинг и реклама. Еще до ареста Аяза было много вопросов к тому, насколько этична подобная реклама, вспоминает Рыжкова. «Рынок этот сигнал принял, и больше подобных обещаний, как у Шабутдинова, при рекламе образовательных курсов я не вижу», — говорит эксперт.
Опасный прецедент
Опрошенные «Инком» юристы добавляют, что с юридической точки зрения сложно понять, почему дело против Аяза начало так активно развиваться именно сейчас.
Семь лет колонии — это весьма суровый срок для человека, чья деятельность являлась, в том числе, предпринимательской, особенно с учетом того, что часть средств потерпевшим была возмещена, говорит юрист Criminal Defense Firm Владислава Безушкевич. «Вероятно, свою роль сыграла совокупность факторов: значительное число пострадавших, столкнувшихся с проблемами возврата средств. И громкая, зачастую противоречивая реклама, которая обещала успех в предпринимательстве — области, где гарантий не может дать никто», — отмечает он.
Дело Шабутдинова показывает, что даже наличие оферты не может служить защитой от уголовного преследования, если за ней стоит обман потребителей, добавляет Владислава Безушкевич.
Руководитель же компании «Шумейко и партнеры», налоговый консультант Дмитрий Шумейко считает, что, вероятно, основной причиной, почему был дан такой большой срок, послужил резонанс, который вызвало дело. Также повлиять на приговор могло большое число эпизодов хищений — всего их было 113, добавляет партнер коллегии адвокатов Pen & Paper Алена Гришкова.
Юристы подчеркивают, что дело в отношении Аяза может стать прецедентным.
Алена Гришкова
партнер коллегии адвокатов Pen & Paper
«Возможно, оно станет отправной точкой для привлечения к уголовной ответственности продавцов сомнительных курсов», — заключает Алена Гришкова.
«Бизнес» инфобизнесменов на протяжении нескольких лет показывал взрывной рост, радуя высокой маржой при низких затратах. Но их модель и манера ведения дел оказалась недолговечной, они существовали лишь благодаря дырам в законодательстве, говорят опрошенные «Инком» предприниматели. Когда эти дыры исчезли, «гуру бизнеса» остались ни с чем — как оказалось, запускать что-то еще, кроме обучающих курсов, они не умеют.